Крановые троллеи
Троллеи — гибкие или жесткие токоподводы установленные на подъемно-транспортном оборудовании. Встречается открытый или закрытый тип. В троллее открытого типа кабели отсутствуют, питание подается через медные жилы или по специальным токосъемникам. Закрытые троллеи считаются более надежными и долговечными.
Для подачи питания к крановому механизму по троллейному принципу применяется токоподвод из стального профиля различной формы или устанавливается рельс. Главные троллеи расположены вне крана, а троллеями крана называются троллеи, которые находятся непосредственно на кране.
Малогабаритный троллейный токопровод (шинопровод) — это закрытое кожухом устройство, состоящее из троллеев, изоляторов и каретки с токосъемниками. При помощи его осуществляется питание крана или тележки, управление однорельсовыми тележками и электроталями и т. д.
Изолированный гибкий троллей обеспечивает подвод питания к подвижному оборудованию. Троллей применяется для подвода питания по криволинейным путям. Также данный тип часто используется и на прямых участках подкрановых и монорельсовых путей. Этот вид токоподвода обеспечивает качественную надежную работу кранов, талей и прочего технологического оборудования.
Троллейные линии имеют важную особенность конструкции, это наличие надежной защиты от прикосновения. Используется троллейный шинопровод, как во внешних, так и во внутренних конструкциях различного оборудования: мостовые краны, электротали, монорельсовые системы, передаточные тележки и т.д.
Кабельные (гибкие) токоподводы широко используют для подключения электрических кранов или отдельных грузоподъемных механизмов, передвигающихся во время работы, например — грузовая тележка крана. Представляет собой изолированный кабель, который закрепляют на специальных роликовых каретках (кабельных тележках) на определенном расстоянии друг от друга.
Каретки с закрепленным кабелем могут перемещаться по натянутому тросу, двутавру или по специальному металлическому профилю, закрепленному вдоль пути перемещения крана или другого механизма, оборудованного данным гибким токоподводом. При удалении механизма от места электропитания, каретки постепенно расходятся, расправляя провод, а при приближении механизма, каретки съезжаются, провод при этом складывается петлями.
Троллеи открытого и закрытого типа
В процессе эксплуатации мостовых и козловых кранов большую роль играет безопасность и безотказность подачи электричества на все узлы и механизмы устройства.
Крановые троллеи – это электромеханическая установка (гибкие или жесткие токоподводы), с помощью которой выполняется функционирование погрузочно-разгрузочного оборудования. Широко применяются в строительстве, производстве, в сфере хранения материалов.
Существует два основных вида крановых троллеев: открытого и закрытого типа. В троллеях открытого типа нет кабелей, энергия подается по особым токосъемникам. Крановые троллеи закрытого типа служат дольше, они более основательные, прочные и высокоскоростные.
Крановые троллеи осуществляют сразу две задачи – служат проводником и поддержкой для токосъемника, передвигающегося по ним.
Троллеи могут быть главными и крановыми. Первые осуществляют подачу электропитания на несколько кранов, расположенных на одном пролете. А с помощью крановых троллеев происходит подача тока на тележку, они расположены вдоль моста.
Также троллеи могут быть наземными и для большевесных грузов – надземными.
Троллеи закрытого типа
В крановых троллеях закрытого типа в корпусе из крепкого пластика располагается токосъемник со щетками и токоведущие шины. Динамический токосъемник передвигается вследствие работы особого скользящего механизма. Монтаж и сопровождение таких троллеев не составляет особой сложности.
Закрытый механизм троллеев препятствует попаданию влаги, снега, ограждает от взаимодействия с птицами, животными. Отлично защищает от коррозии, осадков, опасных элементов.
Троллеи закрытого типа могут использоваться как в закрытых помещениях (кроме взрывоопасных), так и на улице.
Применяются для работы мостовых и козловых кранов, кран-балок, грузоподъемной техники.
В чем преимущество троллеев закрытого типа?
Закрытые троллеи для мостовых кранов являются оптимальным выбором для питания крана.
- компактные габариты корпуса;
- безопасность использования;
- легкость монтажа (применение готовых блоков);
- доступное обслуживание;
- простота использования;
- высокая скорость работы;
- гибкий выбор длины;
- хорошая антикоррозийная устойчивость;
- стойкость к влиянию агрессивных веществ.
Особенности выбора троллеев закрытого вида
- учесть необходимую силу тока;
- определить число работающих кранов;
- уточнить тип подвода электроэнергии;
- в случае работы нескольких кранов необходимо организовать зону ремонта (при выходе из строя одного подъемника не будет необходимости обесточивания других);
- если в подъемнике есть преобразователь частоты, то нужен спаренный токоприемник.
Крановые троллеи открытого типа
Троллеи открытого вида – самые привычные троллеи для мостового крана, изготовленые из стального проката. Электричество в них движется по шинам из стали. Шины расположены вдоль крановых путей. Электроэнергия забирается чугунным башмаком, перемещающимся поверх.
Для размещения крановых троллеев открытого типа вне зданий необходимы повышенные изолирующие характеристики применяемых изоляторов. Токосъемник устанавливается на кронштейне, находящемся на металлоконструкции крана.
Плюсы и минусы конструкции
- относительно невысокая стоимость конструкции;
- удобство в применении;
- несложный и быстрый монтаж оборудования.
- открытая конструкция не защищена от попадания грязи и влаги;
- нет защиты от воздействия посторонних предметов;
- возникновение искр вследствие передвижения башмака по металлу (для некоторых отраслей это неприемлемо).
Многообразие видов электрооборудования предоставляет возможность для подбора наиболее приемлемых вариантов троллеев в зависимости от необходимых эксплуатационных требований.
Троллейный токоподвод в любом количестве по выгодным ценам из наличия!
В настоящее время троллейный токоподвод закрытого типа это наилучшее решение для обеспечения электро-питания мостовых кранов и кран-балок общепромышленного назначения.
Каталог (PDF)
Троллеи для мостовых кранов представлены двумя основными сериями Atollo и mini Atollo, благодаря полной электрической изоляции пвх корпуса, который также обладает высокой ударной прочностью и не поддерживает горение, эксплуатация полностью безопасна.
В настоящее время эти троллеи считается наилучшим решением для обеспечения питания электрических механизмов таких как: мостовой кран и кран-балка, тельфер, лебедка, монорельсовый грузоподъемный механизм и т.п.
Серия MINI ATOLLO рассчитана на силу тока от 40 до 60 Ампер, а вот серия ATOLLO рассчитана на большую силу тока: это 70А; 100А; 140А; 200А и максимально на 240А, напряжение питания трехфазное и достигает 600В, 50 Гц. Секции поставляются, как с установленными проводниками, так и без установленных медных полос, которые после закрепления коробов в нужном месте протягиваются во всю длину кранового пути. Преимуществом протяжной системы является отсутствие стыков проводников, как следствие снижение трения и уменьшение износа контактных щеток (башмаков) токосъемника, что обеспечивает более высокую эффективность и бесперебойную подачу электро-энергии вдоль всей протяженности кранового пути. Анти-реверсное ребро на корпусе исключает возможность неправильной установки токосъемника что предотвращает поломку.
Несомненным преимуществом наших систем электропитания являются:
— компактные размеры корпуса меньше чем у подобных аналогичных систем конкурентов;
— простая и быстрая сборка (монтаж) не требующая высокой квалификации специалистов;
— неприхотливость в обслуживании (замена токосъемника или щеток 1 раз в 5 — 10 лет, в зависимости от режима работы крана);
— максимально возможная 7-ми полосная линия;
— возможность радиусного изгиба шинопровода до 1,5 метра;
— безопасная конструкция с закрывающими шторками из резины дает возможность использовать в пыльных и влажных условиях, степень защиты повышается до IP23.
Система поставляется в двух вариантах:
— линия тип «Р» пвх короба с установленной внутри медной жилой непосредственно на заводе, соединение медных жил осуществляется при помощи специальных зажимов.
— линия тип «С» пустые пвх короба без медной жилы, проводники поставляются отдельно в рулонах, установка (протяжка) проводников может быть легко реализована в ходе монтажа вдоль всей длины линии (кранового пути), с помощью специальной протяжной каретки.
Для протяженных систем, установка медных проводников осуществляется с использованием монтажного токосъемника для протяжки жилы по всей длине, таким образом, можно реализовать систему с непрерывным проводником и следовательно исключить возможность разрыва в цепи напряжения.
Троллеи для кранов и кран-балок соответствуют ПБ 10-382-00, идеально подходят для применения в закрытых помещениях или под навесом, но не желательно применение троллеев крановых со степенью защиты IP13 и IP23 на открытых крановых эстакадах без навеса, т.к. возможно попадание осадков в виде воды, снега, а также скопление конденсата внутри короба все это может привести к повреждению и выходу из строя некоторых элементов троллейного токоподвода. Для мостовых кранов установленных на улице обязательно использование закрытого шинопровода со степенью защиты не ниже IP44 и системой обогрева или же открытого типа.
Технические характеристики систем:
· рабочее напряжение/частота : 600В/ 50-60Гц;
· напряжение изоляции IEC 60439/2 : 3760В;
· температура при расчетной нагрузке : -30С. +50С;
· максимальная допустимая температура для короба : до +60С;
· кратковременно допустимый пробойный ток : 500Ах1с;
· степень защиты по IP без закрывающей шторки : IP 13;
· степень защиты по IP c закрывающей (герметизирующей лентой) : IP 23
Троллеи для крана закрытого типа предназначены для обеспечения питания электрических мостовых кранов, а иногда и козловых кранов и механизмов работающих, как под навесом, так и внутри помещения и пригодны для использования на открытом воздухе без навеса, при этом степень защиты по ПУЭ должна быть не ниже IP44, но не пригодны для взрывоопасных помещений. ПВХ короба обладают высокой ударной прочностью и антикоррозийной стойкостью при этом имеют компактные габаритные размеры, легко монтируются и обслуживаются, отвечают Европейским и международным стандартам безопасности грузоподъемного оборудования, а также Российским требованиям безопасности, имеется сертификат соответствия.
Троллеи крановые в стандартном исполнении имеет степень защиты IP 13, при необходимости может комплектоваться защитной шторкой, которая протягивается по нижней стороне короба в специальных бороздках в следствии этого степень защиты шинопровода возрастает и соответствует IP 23. Каждая линия комплектуется одинарным или двойным токосъемником, который в свою очередь и снимает напряжение с медных проводников а также исключает возможность «сбоя в цепи электропитания» во время движения оборудования. Непосредственно для передачи электроэнергии применяются медно-графитовые щетки, оборудованные пружинами и вмонтированы в корпус токосъемника.
ПВХ корпус рассчитан до 5-ти медных проводников, длинна коробов составляет 4 и 2 метра, под заказ возможно изготовление линий с радиусом до 1,5 метра для крановых путей имеющих радиусные изгибы. Стыкуют короба с помощью соединительных коробок, а сетевое питание подается с помощью концевого или линейного токоподводящего короба. Крепятся при помощи металлических кронштейнов к подкрановому пути с помощью сварки либо специальных крепежей, для установки требуется минимальная площадь.
С особым вниманием следует отнестись к применению троллеев в особо запыленных зонах и помещениях, т.к. большое количество наседающей пыли может не благоприятно воздействовать на работу токосъемной каретки и как следствие вызвать сбои в работе крана или тали. В таком случае необходимо заказывать с защитной шторкой и степенью защиты не ниже чем IP23, или рекомендуется установка гирляндного токоподвода с применением плоского кабеля. Если Вам необходимы троллеи для уличного применения У1, то мы готовы предложить такие троллеи с необходимою степенью защиты IP44, ведь только степень защиты IP44 подходит для уличного применения, дополнительно возможна установка обогревающего элемента в корпус троллейной системы на протяжении всей длины пути, он необходим в случае установки на открытом воздухе.
Что такое тролли в грузоподъемных механизмах
Троллейный шинопровод представляет собой защищённую система токоподвода для различного перемещающегося оборудования оборудования: крановых установок, монорельсов, подвесных дорог, электроинструментов, станков и других устройств требующих электропитания при движении по заданным траекториям.
Общие описания и условия применения приведены в ГОСТ Р 24752-81 «Шинопроводы троллейные напряжением до 1000В».
Примеры троллейных шинопроводов.
Троллейные шинопроводы
Троллейный шинопровод предназначен для электроснабжения мобильных потребителей. Потребителями могут быть мостовые краны, тали, транспортные тележки, подвижный состав однорельсовых дорог, в том числе с адресованием грузов. Потребителем может быть ручная электрическая машина, если рабочий должен пользоваться ей на достаточно большом пространстве, например, при разделке туш или рыбы на перерабатывающих предприятиях.
Троллей – это оголенный электрический проводник, электричество с которого снимается токосъемником, установленным на подвижную тележку, способную перемещаться вместе с мобильным потребителем. Тележка может перемещаться за счет соединения с мобильным потребителем, например, транспортной платформой, а может перемещаться рабочим при его перемещении в рабочей зоне.
Оголенный проводник, как правило, защищают корпусом. Контакт токосъёмника и троллея происходит внутри корпуса. Корпус предназначен для защиты троллей от механических воздействий, а, главное – он предохраняет персонал от поражения электрическим током. Выпускаются троллейные шинопроводы, оснащенные эластичными герметизирующими лентами, расположенными вдоль паза, обеспечивающего доступ к троллеям. При движении подвижной тележки с токосъемником она раздвигает ленты в месте своего присутствия. Остальная часть троллея защищена в таких шинопроводах сомкнутыми лентами. Такое устройство повышает степень защиты шинопровода с IP23 до IP44. Секция троллейного шинопровода показана на рисунке ТШР-1.
д Рисунок ТШР-1. Троллейный шинопровод.
Разработаны и успешно используются бесконтактные троллейные шинопроводы. Электроэнергия передаётся потребителю за счет эффекта электромагнитной индукции, возникающего в так называемом «открытом» трансформаторе. Троллейные бесконтактные шинопроводы, проложенные в полу, используются, например, для питания приводов роботизированных тележек. Отсутствуют траверсы, привязывающие мобильного потребителя к троллеям. Возрастает электробезопасность эксплуатации подвижных механизмов. Фрагмент бесконтактного троллейного шинопровода показан на рисунке ТШР-2.
Рисунок ТШР-2. Фрагмент бесконтактной (индуктивной) подвесной дороги.
В РФ основные требования к контактным троллейным шинопроводам определены ГОСТ 24752-81 «Шинопроводы троллейные напряжением до 1000 В. Общие технические условия, Trolley bus bars of voltage to 1000 V. General specifications». Стандарт последний раз обновлён в октябре 2016 г.
Стандарт распространяется на троллейные шинопроводы (далее — шинопроводы), предназначенные для выполнения троллейных линий напряжением до 1000 В.
Ниже приведены основные положения стандарта. Его полный текст доступен по ссылке http://shinoprovod.ru/library/gost-i-tu/files/2475281.pdf.
Стандарт распространяется на троллейные шинопроводы (далее — шинопроводы), предназначенные для выполнения троллейных линий напряжением до 1000 В, питающих электрооборудование мостовых кранов, талей, передаточных тележек, подвижного состава однорельсовых дорог (в том числе с адресованием грузов), а также электрические ручные машины.
Исполнения, основные параметры и размеры
Шинопроводы по конструкции могут быть трех исполнений:
• шинопроводы, у которых троллеи устанавливают в общей оболочке;
• шинопроводы, у которых каждый троллей имеет индивидуальную оболочку;
• шинопроводы, у которых троллеи не имеют оболочки.
Номенклатура основных элементов шинопроводов в общем случае включает:
• токосъемные устройства (токосъемные каретки, токосъемники) — для отбора мощности к электроприемникам;
• секции прямые — для прямолинейных участков линий шинопроводов;
• секции угловые — для поворотов линий шинопроводов в горизонтальной плоскости;
• секции (зажимы) вводные — для подвода питания к линиям шинопроводов;
• секции разделительные (разделители) — для секционирования линий шинопроводов;
• секции ввода токосъемных устройств;
• секции компенсационные (компенсаторы) — для компенсации температурных изменений длины троллеев и оболочек;
• коробки индикаторные — для контроля наличия напряжения на токоведущих частях шинопровода;
• устройства для крепления шинопроводов к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
• скобы или траверсы — для соединения токосъемных устройств с подвижными токоприемниками;
• комплекты для оборудования переводных стрелок и подвижных секций однорельсовых дорог с адресованием грузов;
• крышки (заглушки) торцовые — для закрытия торцов крайних секций шинопровода.
Необходимая номенклатура элементов шинопроводов устанавливается в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
Номинальные токи шинопроводов и токосъемных устройств должны соответствовать приведенным в таблице ТШТ-1.
Таблица ТШТ-1. Номинальные токи шинопроводов и токосъемных устройств.