Работа на кране-манипуляторе
Хотя компания Крантраксервис занимается продажей кранов-манипуляторов, их установкой и ремонтом, а также оборудованием для КМУ, многих посетителей нашего сайта интересуют вопросы работы с данным видом спецтехники. Наш сайт не является информационным, но мы получаем переходы по запросам
- как работать на манипуляторе новичку
- как работать на манипуляторе
- обязанности оператора крана манипулятора
- управление краном манипулятором
- техника безопасности при работе на кму
- инструкция работы на манипуляторе
- руководство по эксплуатации крана-манипулятора
Эксплуатация КМУ
Несмотря на наличие документов, инструкций и правил в текстовом виде, в настоящее время видеоролики пользуются большей популярностью. Поэтому мы размещаем несколько видео как по описанию самих кранов-манипуляторов на автомобильном шасси, так и по вопросам, как работать на КМУ.
Согласно Правил безопасности ПБ 10-257-98, операторы (машинисты) кранов-манипуляторов должны быть ознакомлены с особенностями устройства и обслуживания крана-манипулятора.
Правильная эксплуатация обеспечивает бесперебойную и безотказную работу краноманипуляторных установок. Невнимательность при операциях настройки (проверки) может повлечь сбои в работе крана манипулятора и аварийные ситуации.
Не проводите установку и переоборудование КМУ самостоятельно.
Оператор (машинист) крана-манипулятора несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана-манипулятора в установленном законодательством порядке.
Техническое обслуживание крана-манипулятора.
После приобретения крана-манипулятора б/у, необходимо постоянное и своевременное техническое обслуживание, чтобы поддерживать работоспособность крана-манипулятора (гидроманипулятора, КМУ) в любое время суток и года. В ООО "КТС" выполняются все услуги по проведению технического обслуживание (ТО), представляющее собой комплекс мероприятий, которые создают наиболее благоприятные условия для функционирования деталей и соединений КМУ, а также направлены на предупреждение неисправностей и выявление возможных дефектов.
Как работать на манипуляторе новичку
Вряд ли стоит говорить о том, что в большинстве случаев кран-манипулятор становится идеальным решением. Речь идёт о плотной городской застройке или локации, куда обыкновенный кран проехать не в состоянии.
Манипулятор в Москве поможет выполнить эвакуацию автомобиля в самые короткие сроки.
Кран манипуляторы предназначены для самых разнообразных работ. В пример можно привести следующие:
- погрузка;
- перемещение;
- перевозка и т.д.
Обучение работе на манипуляторе
Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.
Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.
На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.
Показания приборов и визуальный контроль
Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.
По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.
Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.
Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.
Настоящие профессионалы могут использовать два манипулятора для погрузки габаритного груза на платформу грузового автомобиля. Между тем, управление манипулятором в этом плане становится целым искусством.
На видео будет продемонстрирован процесс управления классическим манипулятором. Специалист не только демонстрирует процесс, но и даёт ценные указания:
Что запрещено во время работы с краном-манипулятором
Вряд ли стоит говорить о том, что в большинстве случаев кран-манипулятор становится идеальным решением. Речь идёт о плотной городской застройке или локации, куда обыкновенный кран проехать не в состоянии.
Манипулятор в Москве поможет выполнить эвакуацию автомобиля в самые короткие сроки.
Кран манипуляторы предназначены для самых разнообразных работ. В пример можно привести следующие:
- погрузка;
- перемещение;
- перевозка и т.д.
Обучение работе на манипуляторе
Каждый рабочий, который собирается работать на кране-манипуляторе в обязательном порядке должен пройти полное обучение. Речь идёт о том, что к каждому автомобилю прилагается подробная инструкция.
Однако существуют и более радикальные методы. Подразумеваются специальные курсы для водителей кранов-манипуляторов. На них любой желающий может понять на практике работу следующих систем: система безопасности, тяговая, буферная, тормозная, ходовая и т.д.
На самом деле управление манипулятором не такая сложная задача, как может показаться в начале. Хотя в обязательном порядке, водитель крана манипулятора должен не только видеть, но и чувствовать габариты автомобиля, стрелы и т.д.
Что это за техника
Кран-манипулятор (КМУ) – это вид кранового оборудования, которое устанавливается на грузовой автомобиль с платформой, обычно сразу за кабиной водителя. Техника очень компактна и решает множество вопросов касательно работ строительного характера, а также погрузки и разгрузки. В отличие от автомобильных кранов, КМУ имеет меньшие габариты и рассчитан на поднятие масс, не превышающих четверти грузоподъемности самого автомобиля.
Показания приборов и визуальный контроль
Несмотря на то, что стрела крана-манипулятора значительно меньше, чем у традиционного крана, она может привести к несчастным случаям на строительных площадках и не только.
По этой причине, перед тем, как приступить непосредственно к работе на манипуляторе в обязательном порядке подаётся звуковой сигнал. Если люди находятся рядом с краном, они отойдут.
Кроме того, не стоит забывать о том, что не всегда придется использовать манипулятор на твёрдом асфальте. В инструкции к автомобилю будут прописаны инструкции в отношении использования последнего на краю котлована, или на болотистом, сыпучем грунте.
Как правило, основа автомобиля выполняется на базе хорошо известного грузовика. К примеру, КамАЗ пройдёт практически всюду. Вряд ли стоит напоминать о том, что манипуляторы активно используются на лесозаготовке.
Настоящие профессионалы могут использовать два манипулятора для погрузки габаритного груза на платформу грузового автомобиля. Между тем, управление манипулятором в этом плане становится целым искусством.
На видео будет продемонстрирован процесс управления классическим манипулятором. Специалист не только демонстрирует процесс, но и даёт ценные указания:
Виды пассажирских перевозок
Условия доставки для интернет-магазинов: как упростить логистику
Как быстро перевезти офис в новое помещение
Мультимодальная перевозка Москва
Правила техники безопасности не обсуждаются, а выполняются! Неукоснительно!
Чего уж там «греха таить» – встречаются у нас нерадивые работнички, действующие по принципу: «да ладно, и так сойдет». Но кран-манипулятор – это вам не игрушечный грузовичок, и «да ладно» не «прокатит», и малейшая оплошность не «сойдет с рук» горе-оператору. Ведь требования техники безопасности для того и установлены на законодательном уровне, чтобы обеспечить работу кранов-манипуляторов без аварийных ситуаций.
Все просто – запоминаем, чего ни в коем случае нельзя делать, работая с КМУ:
- Использовать в процессе погрузки грузозахватные приспособления, не отвечающие особенностям и весу груза.
- Привлекать к строповочным операциям посторонних лиц, которые не прошли специальный курс обучения.
- Доверять управление краном посторонним лицам.
- Допускать к самостоятельному бесконтрольному управлению манипулятором стажеров и учеников.
- Пытаться поднимать грузы, превышающие по массе допустимую грузоподъемность самого крана на заданном вылете стрелы.
- Производить опускание стрелы с подвешенным грузом до того предела, когда масса груза превысит грузоподъемность самого крана.
- Выполнять резкое торможение поворачивая стрелу с закрепленным грузом.
- Перемещать предметы волоком по поверхности, используя в этих целях крюк манипулятора.
- Перемещать с применением крюка платформы, тележки, железнодорожные вагоны.
- Поднимать крюком, применяя чрезмерную силу груз, который засыпан грунтом или иными предметами, либо примерзший к земле.
- В случае защемления съемного грузозахватного устройства, его нельзя освобождать при помощи крана.
- Производить подъем груза, обвязанного и застропованного с нарушениями правил.
- Начинать подъем груза, расположенного неустойчиво.
- Поднимать груз, заполняющий тару выше уровня ее бортов.
- Складировать груз в непосредственной близости к краю траншей, котлованов, откосов.
- Размещать груз сверху различных трубопроводов и электрокабелей.
- Начинать подъем груза, придерживаемого стропальщиком либо грузчиком.
- Поднимать груз с размещенными на нем людьми.
- Загружать либо разгружать транспортное средство, если в его кабине находятся люди.
- Работать с газовыми баллонами, которые не уложены в специально предназначенные для этого контейнеры.
- Осуществлять подъем грузов на балконы или подачу его в окна зданий без использования соответствующих приемных площадок или спецприспособлений.
- Пытаться поднимать груз с места при помощи стреловой лебедки.
- Использовать концевые выключатели в целях остановки механизма в автоматическом режиме.
- Производить грузоподъемные работы, если у манипулятора неисправны приборы безопасности или тормоза.
В процессе
- Важный совет новичку, в том, как работать на КМУ — все манипуляции должны быть плавными. Например, при поднятом грузе резкие движения ведут к перегрузкам, поломкам и даже опрокидыванию автомобиля. При работе стрелой ниже поверхности, работать надо еще медленнее.
- Колонну установки вращают медленно во избежание избыточных динамических нагрузок.
- Заниженная скорость работы крановой установки вызывает перебои в работе двигателя, а те в свою очередь — колебания груза.
- Не работать во время грозы.
- Не приближаться к линиям электропередач.
- Не работать при с КМУ ветре более 10 м/сек.
- Пока груз в работе, покидать рабочее место нельзя.
- Аутригеры устанавливают на максимальную ширину (чем они шире, тем устойчивее кран и выше его грузоподъемность) и только на твердую и ровную поверхность. Если это невозможно, используют специальные подставки.
- Аутригеры должны стоять так, чтобы колеса машины тоже твердо стояли на земле, а не висели в воздухе.
- Аутригеры КМУ нельзя поднимать при выдвинутой стреле или поднятом грузе.
- Никаких посторонних лиц в зоне манипуляций крана или в кабине грузовика.
Лесозаготовительная техника — лесовозы с манипулятором на базе КамАЗ: 4310, 43118
Широкое использование древесины в строительстве, мебельном производстве, при изготовлении бумажной продукции и в большом количестве других областей подразумевает значительные объемы лесозаготовок. На всем пути от спиливания дерева до конечного продукта, из него изготовленного, одним из самых трудоемких этапов является транспортировка сортимента с делянки до склада или обрабатывающего предприятия. Эту тяжелую работу и выполняют лесовозы, оборудованные манипулятором для выполнения погрузки и разгрузки перевозимого груза.
Камаз лесовоз с манипулятором
Техника на отечественном шасси Камаз используется повсеместно, в том числе и на лесозаготовках. Учитывая условия эксплуатации, применяется шасси высокой проходимости, позволяющее добраться до делянки по лесной дороге, осуществить загрузку. Кабины делаются усиленными для предотвращения повреждений персонала при перемещении груза.
Покупатели могут выбрать несколько модификаций лесовозов, оборудованных манипулятором российского или импортного производства, различающихся техническими характеристиками, возможностями. Вариантов установки гидроманипулятора два: сразу за кабиной или в конце грузовой платформы. При переднем расположении механизма улучшается развесовка машины, при расположении сзади появляется возможность разгружать и загружать сортимент как в кузов автомобиля, так и в используемый прицеп.
Наличие механизма для погрузки/выгрузки, с одной стороны, снижает грузоподъемность, т.к. приходится постоянно возить манипулятор с собой.
Но, с гидроманипулятором исчезает надобность в использовании дополнительных погрузчиков, повышается мобильность, снижаются затраты на оборудование, время на ожидание разгрузки, уменьшается себестоимость лесозаготовок.
Камаз 4310
Модель, оснащенная старой кабиной, полноприводным шасси с односкатными шинами, которые, благодаря увеличенным размерам, позволяют уверенно двигаться на бездорожье.
Основные технические характеристики:
Шасси | КамАЗ 4310 |
Двигатель | 740.10.210 |
Мощность двигателя | 210 л.с. |
Колёсная формула | 6Х6 |
Грузоподъемность | 7500 кг |
Фото лесовоза с гидроманипулятором на базе шасси КамАЗ 6310
На шасси устанавливаются самые разнообразные гидроманипуляторы, например:
- СФ-65С – изготавливаемый в России по лицензии, эта модель способна поднимать до 655 кг при вылете стрелы 7 м. Максимальная грузоподъемность – 2000 кг. Модификация СФ-65СТ оборудована двойной телескопической стрелой, позволившей увеличить вылет до 8.5 м.
- СФ-75С – имеет удлиненную стрелу, грузоподъемность 625 кг на максимальном вылете 8.7 м. В данных моделях используются узлы и агрегаты производства Швеции, Финляндии и др.
Возможна установка иных моделей манипуляторов других фирм. На данный момент выпуск КамАЗ 4310 прекращен, на смену пришли новые модификации.
Почему удобно работать кранами-манипуляторами
Кран этого типа во многих случаях незаменим и помогает оперативно решать разные вопросы.
- Экономить силы. С помощью манипулятора можно работать большими массами, практически не напрягаясь;
- Экономить время. Кран позволяет за рабочую смену выполнять такой объем работ, который при ручном труде занял бы несколько дней.
- Экономить средства. Кран-манипулятор одновременно является и грузоподъемным оборудованием, и транспортировочной платформой.
- Для управления машиной достаточно одного человека – он и водитель, и крановщик, и в некоторых случаях может выполнять работу стропальщика.
- Выполнять задачи в сложных условиях. Кран компактен и обладает хорошей маневренностью.
- Оперативно работать. Техника на колесном ходу может быстро доставить груз на строительный объект.
Аренда крана-манипулятора будет стоить дешевле, нежели автокрана. Это объясняется еще тем, что мощность автомобилей, на которых установлено крановое оборудование, меньше тех, что перевозят габаритные стрелы с дополнительной кабиной управления. Поэтому, если стройка не имеет огромных масштабов с необходимостью перемещения больших тоннажей, применение кранов-манипуляторов вполне целесообразно.
Регистрация кран-манипуляторной установки
Функционал обычного грузового автомобиля можно значительно расширить благодаря монтажу компактной кран-манипуляторной установки, или КМУ. Тогда к опции транспортного средства по перевозке грузов добавляется их погрузка/выгрузка, а также монтаж. Это дает возможность использовать грузовик для более широкого круга работ, а значит, с большей прибыльностью.
Техническое переоснащение грузового автомобиля и документальное оформление КМУ предполагает обязательную регистрацию в государственных органах. Данная статья посвящена правовому аспекту установки манипулятора на автомобиль.
Общие понятия об оборудовании
Кран-манипулятор – это категория оборудования, предназначенного для перемещения габаритных, тяжелых предметов путем их подъема или спуска. Конструкция агрегата довольно сложная; предполагает наличие станины, выносной стрелы (одной или больше), колонны, поворотного механизма, опорного устройства, дополнительных выносных опор и рычагов управления. В основе действия механизма лежат гидравлические процессы.
Переоборудование в манипулятор чаще всего происходит с грузовыми автомобилями. Монтаж крановой установки дает возможность сэкономить на привлечении дополнительной спецтехники для разгрузки, ускорить погрузочные работы, увеличить габариты перевозимых предметов. Это позволяет эксплуатировать переоснащенный грузовик экономически более выгодно.
Поскольку кран-манипуляторная установка является дополнительным оборудованием, которого авто изначально не имело, возникает необходимость фиксации изменений и оформления транспортного средства (ТС) по новой.
Основания для регистрации
Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» представляет крановую установку как компонент, который прямо влияет на безопасность транспортного средства. По умолчанию манипулятор на автомобиле запрещен. Чтобы переоборудованный автомобиль привести в соответствие к требованиям закона и зарегистрировать КМУ, необходимо получить экспертную оценку. Она выдается компетентным органом, которым выступает комиссия при Государственной инспекции безопасности дорожного движения или другая ведомственная организация.
Сама процедура регламентируется ГОСТом 33670-2015. Стоит учитывать, что, оформив один раз ТС повторных процедур проводить не нужно. Действие экспертного заключения и новых документов на авто распространяется на всю территорию Таможенного Союза.
Типы работ, которые выполняет оператор крана-манипулятора
Профессиональный машинист должен уметь использовать все типы технических кранов по назначению во время совершения разнообразных работ, а именно: строительных, ремонтных, монтажных. Также, машинист самостоятельно должен уметь качественно обслуживать и проводить профилактический монтаж любой специализированной техники.
Работник, имея удостоверение оператора крана-манипулятора, имеет доступ к таким производственным действиям:
Как работать на КМУ: правила безопасности
Итак, вы приобрели кран-манипулятор, установили его на автомобиль, отладили и зарегистрировали. Теперь пора пустить его в дело, но как работать на КМУ? О чем должен знать водитель грузовика, оснащенного крановой установкой?
Важнейшие моменты указаны в инструкции к КМУ, поэтому ни в коем случае нельзя ее пренебрегать. Иначе можно не только погнуть стрелу, но и стать звездой YouTube, вообще перевернув машину под весом груза. Если же серьезно, то кран-манипулятор — это оборудование при работе с которым важно соблюдать все эксплуатационные правила.
Подготовка к работе
- Водителя нужно обеспечить удобной спецодеждой, каской и перчатками.
- Нужно проверить саму крановую установку, строповочные приспособления и устранить все неисправности.
- Нельзя ремонтировать и настраивать гидравлическую систему самостоятельно.
В процессе
- Важный совет новичку, в том, как работать на КМУ — все манипуляции должны быть плавными. Например, при поднятом грузе резкие движения ведут к перегрузкам, поломкам и даже опрокидыванию автомобиля. При работе стрелой ниже поверхности, работать надо еще медленнее.
- Колонну установки вращают медленно во избежание избыточных динамических нагрузок.
- Заниженная скорость работы крановой установки вызывает перебои в работе двигателя, а те в свою очередь — колебания груза.
- Не работать во время грозы.
- Не приближаться к линиям электропередач.
- Не работать при с КМУ ветре более 10 м/сек.
- Пока груз в работе, покидать рабочее место нельзя.
- Аутригеры устанавливают на максимальную ширину (чем они шире, тем устойчивее кран и выше его грузоподъемность) и только на твердую и ровную поверхность. Если это невозможно, используют специальные подставки.
- Аутригеры должны стоять так, чтобы колеса машины тоже твердо стояли на земле, а не висели в воздухе.
- Аутригеры КМУ нельзя поднимать при выдвинутой стреле или поднятом грузе.
- Никаких посторонних лиц в зоне манипуляций крана или в кабине грузовика.
Завершение работы КМУ
- Перед поездкой отключают механизм отбора мощности.
- Проверяют, сложена ли стрела, задвинуты и зафиксированы аутригеры, закреплен ли крюк?
- Техобслуживание КМУ проводят только после остывания масла. Причем оно находится под давлением, так что если открутить фильтр или пробку слива, можно получить травму.
В одной статье невозможно полностью охватить эту важную тему, поэтому, подводя итоги, можно сказать: если ваш водитель ранее не работал с краном-манипулятором, то отправьте его на курсы или найдите опытного наставника, который расскажет и, главное покажет, как работать на КМУ и проконтролирует освоение им этих уроков.
Советы по работе на кране-манипуляторе
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Уже зарегистрированы? Войдите здесь.
- Ответы 110
- Создано 10 г
- Последний ответ 10 дек
Лучшие авторы в этой теме
andreichsb 22 публикации
вадя 15 публикаций
Renat1977 11 публикаций
Никола Кострома 8 публикаций
Популярные дни
Популярные сообщения
16 февраля 2013
о том, как управлять крано-манипуляторной установкой: Работа с грузом Первое правило — если не знаешь массы груза, при любой длине вылета и наклоне стрелы — поднимай только ЦИЛИНДРОМ и ни в ко
andreichsb
Добавлю совет: работал на "папу", за 1.5 года парни-сослуживцы поменяли как минимум по разу КОМ. я на своей ни разу. Сейчас уже 4 года своя машина, ни разу не поменял ком! Тьфу, тьфу, тьфу как говорит
pasha
Еще советы о том, как работать на КМУ нашел на одном сайте Безопастность и особенности работы с грузом на кране-манипуляторе В любое время года защищайте неприкрытые узлы и агрегаты КМУ от попа
Правила работы на манипуляторе. Инструкция.
Правила работы на кране-манипуляторе – это положения, которые не рекомендованы, а обязательны к исполнению. От их соблюдения зависят не только эффективность и скорость операций, безаварийная эксплуатация КМУ, но и безопасность членов рабочей команды, других людей.
Поскольку большинство кран-манипуляторных установок размещены на шасси грузовиков и другой техники, помимо пунктов по грамотному использованию погрузочно-разгрузочного и подъемного оборудования Правила работы на КМУ должны включать особенности безопасной эксплуатации грузовых автомобилей, тракторов. Как показывает практика, цена их несоблюдения часто оказывается запредельной – серьезные травмы и даже человеческие жертвы.
Все мероприятия, связанные с непосредственной работой на кран-манипуляторной установке, можно разделить на 3 этапа:
- Подготовка к пуску и развертывание.
- Выполнение рабочих операций и соблюдение эксплуатационных режимов.
- Приведение техники в положение для дальнейшей транспортировки.
Существуют дополнительные пункты, которые определяют безопасную работу в особых условиях – рядом с ЛЭП, связи, в ограниченном пространстве и других местах.
Правила подготовки тросовой кран-манипуляторной установки
Перед работойвыполняются пункты ежесменного технического осмотра и ряд дополнительных мероприятий:
- Определить уровень гидравлического масла в системе. При этом манипулятор должен находиться в транспортном положении. Допустимый уровень – между границамив окошкемаслоуказателя.
- Проверить целостность и закрепление грузозахватного приспособления, троса, крюка.
- Проверить состояние покрытия рабочей площадки и угол ее уклона, показатели давления в шинах автомобильного шасси. При необходимости давление довести до нормы, подготовить подкладки. Уклон не должен превышать 3 градуса от горизонтали.
- Стояночным тормозом зафиксировать неподвижное положение автомобиля с манипулятором.
- После запуска двигателя и регулировки оборотов выжать сцепление, включить КОМ.
- Установить опоры-аутригеры. При этом подпятники должны соприкасаться с поверхностью площадки, на зыбких грунтах применять подкладки.
- С целью прогрева гидравлического масла выполнить несколько рабочих операций на минимальной скорости, не используя нагрузку (поднять и опустить стрелу, выполнить телескопирование, повороты по горизонтали). Для надежного срабатывания автоматики эти действия необходимо производить до достижения рабочей температуры (в пределах 45-55 градусов).
Правила работы со стрелой КМУ
Манипуляции со стрелой тросового манипулятора заключаются в ее подъеме и опускании, телескопировании и складывании секций, повороте колонны, работе лебедки под нагрузкой.
Бортовой КамАЗ 43118 с КМУ TAURUS 087A
Стрела кран-манипуляторной установки:подъем и опускание, операции с гаком:
- Рычаги управления следует перемещать плавно. Это исключит возможные рывки, повышение нагрузки на кран-манипулятор.
- Во время выполнения операций следует руководствоваться кривыми, отображающимигрузовысотные характеристики для данной модели тросовой КМУ. В ходе работ с максимальными весами, определенными для каждой секции, скорость должна быть минимальной. Следует помнить, что с выдвижением стрелы на большее расстояние при подъеме и опускании грузов скорость увеличивается.
- Для безопасного опускания стрелы следует учитывать показания датчика нагрузки. В момент опускания стрелы с грузом увеличиваетсярабочий радиус, при этом грузоподъемность уменьшается.
- При проведении погрузочно-разгрузочных операций крюк не должен быть перегружен, а звуковой сигнализатор ограничителя подъема исправен и включен. Гак, поднятый до верхнего шкива, может стать причиной обрыва груза, повреждения троса и блока.
- Контролируйте намотку троса во время опускания груза. После касания земли его натяжение ослабевает, что может привести к неравномерности намотки и преждевременному выходу каната из строя.
- Если работа предусматривает опускание груза ниже уровня земной поверхности после размотки на барабане должно оставаться не менее 3-х витков троса.
- Следите за местонахождением крюка во время телескопирования и складывания секций стрелы КМУ. Он приближается к оголовку при выдвижении и отдаляется от него при втягивании. Во время раскладывания стрелы во избежание удара крюк не должен находиться близко к оголовку. В противном случае может произойти падение груза, повреждение катушки и троса. При складывании стрелы сначала задвигаются секции, имеющие меньшее поперечное сечение, при выдвижении первыми телескопируются секции с большим поперечным сечением.
- Поворот стрелы крана-манипулятора выполняется на пониженных оборотах автомобильного двигателя. Скорость перемещения снижается во время начала и окончания поворота колонны. Не допускайте резкого перемещения рычагов поворота. Это может стать причиной раскачивания груза, его повреждения при ударе об рядом стоящие объекты, перегрузки крана-манипулятора. Поворот стрелы с грузом над кабиной автомобиля или в задней части бортовой платформы снижает устойчивость спецмашины. В подобных ситуациях поворот осуществляется при нахождении груза как можно ближе к земной поверхности.
Порядок действий по окончанию работ на тросовой КМУ
После окончания рабочих операций следует привести кран-манипулятор в транспортное положение. Для этого:
- сложить выдвинутые секции стрелы тросовой КМУ.
- переместить сложенную стрелу в транспортное положение «по ходу движения» или «назад» (установить ее в положение, когда ограничительные метки совпадают).
- опустить стрелу (при этом гак не должен ударять по кабине или кузову автомобиля).
- зачалить крюк (не перетягивая чалки).
- убрать опоры-аутригеры, зафиксировать их защелками.
- рычаг акселератора установить на самую низшую скорость.
- выключить звуковую сигнализацию ограничителя подъема.
Данная Инструкция содержит общие Правила работы на манипуляторе в стандартных ситуациях, которые должны соблюдаться независимо от ее модели и производителя. Более подробная информация, содержащая особенности работы с разными модификациями крановой установки и Правила техники безопасности, изложена в «Руководстве по эксплуатации крана манипулятора» конкретной модели.
Как работать на КамАзе с КМУ?
Кран-манипулятор – востребованная спецтехника на строительных площадках, складах, такие машины популярны и в других сферах. Для обеспечения работоспособности требуется их периодическое обслуживание: ремонт гидрооборудования, диагностика электрики, кузовные или малярные работы, такие как покраска кабины КамАз. При обращении в профессиональный сервис все услуги будут оказаны качественно и в максимально короткие сроки.
Для установки КМУ чаще всего выбирают автомобили КамАз в силу доступности и относительно простых работ по проведению переоборудования. Новичкам часто бывает сложно освоиться с новой техникой, возникает много вопросов именно по управлению в различных ситуациях. В этой статье мы разберем основные моменты, которые помогут разобраться с управлением.
Работаем с грузом
Рассмотрим базовые правила, которыми руководствуются при работе с грузом:
Если отсутствует информация по массе груза, его необходимо поднимать только цилиндром! Запрещается использовать лебедку, поскольку при перегрузке можно погнуть стрелу. Также если гидравлика не может поднять груз, лебедку использовать категорически запрещается.
Груз всегда нужно брать строго с горизонтальной поверхности, он должен находиться на уровне лап. Соблюдаем угол в 90 градусов, это наиболее оптимальная позиция.
Чтобы поднять груз, нужно постараться подъехать к нему как можно ближе, это облегчает работу гидравлики. Для сравнения: взрослый мужчина на согнутых руках может поднять 30 кг, а на вытянутых – практически втрое меньше.
В первые секунды подъема груз нужно закидывать на одну сторону поротом стрелы, что также упрощает работу гидравлики. Создается небольшая инерция, облегчающая подъем.
При погрузочных работах нужно стараться поднимать содержимое с минимальным отрывом от земли. Конечно, нужно руководствоваться правилами безопасности, чтобы при перемещении ничего не зацепить.
Если сложно подъехать к месту погрузки и переместить содержимое на уровень второго этажа, нужно сделать угол и вылет стрелы заранее, держа груз у самой земли. При этом расположение стрелы по отношению к оси машины должно быть 90 градусов.
Правила перевозки груза
Манипуляторы используются не только для погрузки, но и для транспортировки, что довольно удобно. Фактически, это универсальная техника, которая по таким причинам и пользуется большим спросом. На базе КамАз возможно транспортировка большого веса, в том числе и габаритных строительных материалов.
Основные правила транспортировки грузов:
при перевозке стоит всегда помнить про габариты: 4 м по высоте, 2.5 м по бокам и не более 1 м сзади;
если груз выступает сзади от 1 до 2 м, он обозначается знаком «негабарит»;
содержимое обязательно должно быть закреплено, для этого используются ремни с трещотками;
чтобы не было их протирания, на угловых и других сопряженных зонах следует подкладывать проставки;
закреплять ремень желательно за крючок, который цепляется за подковообразные вырезы в бортах;
стропы лучше иметь до 240 мм шириной, с помощью которых можно эвакуировать машины.
Особенности погрузки перед транспортировкой
Управление осуществляется с помощью лебедки и гидрооборудования, панель обычно размещается сбоку от платформы. Если проводилось переоборудование, возможны небольшие конструктивные отличия. Непосредственно управление штатное и не имеет особых отличий от аналогов КМУ на базе других шасси.
Автомобили и технику можно грузить на платформу при помощи лебедки, зацепившись за буксировочный крюк. Более сложные грузы, такие как гаражи или подобные конструкции грузятся при помощи стрелы.