Что такое точка склеивания парабол
Перейти к содержимому

Что такое точка склеивания парабол

  • автор:

Что такое квадратичная функция — школьные уроки

Что такое квадратичная функция — школьные уроки.

Что такое квадратичная функция — школьные уроки — видео урок алгебры, провел и подготовил Станислав Молчанов, multistas.

В алгебре квадратичная функция имеет вид уравнения: y = ax2 + bx + c.

Где «x» — неизвестное число, а «a», «b» и «c» — это коэффициенты, представляющие известные числа, но «a» не должно быть равно 0.

Коэффициент «a» принято называть старшим, «b» — вторым коэффициентом, а коэффициент c — свободным.

График квадратичной функции имеет U-образную фигуру, называемую параболой.

Функция y = x2 — частный случай квадратичной функции y = ax2 + bx + c, где a = 1, b = 0, c = 0.

Для функции y=x2 график выглядит как улыбка, График же функции y= — x2 похож на хмурый взгляд.

Запоминаем /Что такое квадратичная функция — школьные уроки/:

1) Если старший коэффициент a>0, то ветви параболы напрaвлены вверх;

2) Если старший коэффициент a<0, то ветви параболы напрaвлены вниз.

У параболы есть особая точка, в которой смыкаются обе ветви — это вершина параболы.

Ось, проведенная через вершину и параллельная оси Оу, делит параболу на две симметричные части.

Старший коэффициент a отвечает за «крутизну» параболы: чем больше a, тем парабола круче, а чем a меньше, тем парабола шире.

Другими словами, чем больше модуль коэффициента |a|, тем ближе к оси Oy расположены ветви параболы.

Коэффициент «c» указывает, в какой точке парабола пересекает ось Oy.

Коэффициент «b» отвечает за смещение параболы от центра координат. Чем больше «b», тем левее смещается вершина параболы.

Координаты вершины параболы находят по формулам: координата x=(-b)/2a, найденный «x» подставляем в уравнение параболы и находим координату «y», которая соответствует выражению у=4ас-в2/4а.

Нули функции — это точки пересечения параболы с осью ОХ, они еще называются корнями уравнения. Чтобы найти корни мы уравнение приравниваем к 0: ax2+bx+c = 0.

Для построения параболы необходимо:

1) Найти координаты вершины;

2) Построить ось симметрии, проанализировать куда направлены ветви параболы;

3) Найти точки пересечения параболы с осью Ox (нули), если они есть, решив уравнение;

4) Найти точку пересечения с осью Оу, решив уравнение.

Что такое квадратичная функция — школьные уроки.

Квадратичные функции могут быть очень полезны при попытке решить любое количество значений, связанных с измерениями или величинами с неизвестными переменными.

Точки на графике представляют возможные решения уравнения на основе высоких и низких точек на параболе. Минимальные и максимальные значения точек можно использовать с известными числами и переменными, чтобы усреднить другие точки на графике в одно решение для каждой отсутствующей переменной в приведенной выше формуле.

Восемь характеристик квадратичных функций.

Независимо от того, что выражает квадратичная функция, будь то положительная или отрицательная параболическая кривая, каждая квадратичная формула имеет восемь основных характеристик.

Квадратичная функция и её график

Парабола является графиком квадратичной функции, которая задается формулой y = ax 2 + bx + c.

Нарисовать параболу можно, используя таблицу значений, в которой мы выбираем произвольный х и находим у. Но не всегда этот способ является самым рациональным.

Начнем, как всегда, с простого)

Стандартная парабола.

Рассмотрим функцию y = ax 2 . Она также является квадратичной, просто b = c = 0.

При а = 1, мы получим функцию y = x 2 . Ее график назовем стандартной параболой, или классической (можешь называть как угодно). Начертить её можно с помощью таблицы значений:

x -3 -2 -1 0 1 2 3
y 9 4 1 0 1 4 9

На координатной плоскости отмечаем эти точки и чертим параболу.

Вершина этой параболы находится в точке (0; 0). И не забудь про то, что ветви параболы бесконечно поднимаются ввысь и не ограничены точками с координатами (3; 9) и (3; -9).

Еще одна стандартная парабола задается функцией y = —x 2 (в этом случае а = -1). Для этого графика я тоже напишу табличку:

x -3 -2 -1 0 1 2 3
y -9 -4 -1 0 -1 -4 -9

Начало координат тоже является вершиной этой параболы, как и в предыдущем случае, но ветви уже будут направлены вниз:

Сразу напрашивается вывод: если перед х 2 стоит положительное число, то ветви параболы направлены вверх, если отрицательное — то вниз.

Если у тебя черный пояс по рисованию стандартных парабол, то следующий раздел пройдет у тебя "на ура".

Параболы со смещенной вершиной.

Зачем я начала статью со стандартной параболы? Ответ прост. Графиком любой квадратичной функции y = ±x 2 + bx + c (обязательно коэффициент перед х 2 должен равняться ±1) является стандартной параболой, только вот вершины этих парабол не будут находится в начале координат.

Чтобы начертить подобные параболы нужно сначала узнать, где находится вершина.

Пусть вершиной параболы будет точка О с координатами (x1; y1). Тогда найти эти координаты можно по формулам:

Кстати, можно найти координаты вершины и другим способом.

Координату хО находим по той же формуле, а координату уО можно найти подстановкой координаты хО в функцию.

Без примера не обойтись)

Дана функция y = x 2 — 4x + 4. Найдите вершину параболы и постройте график.

Найдем сначала вершину параболы двумя способами, чтобы убедится, что оба способа рабочие.

1 способ: по формулам.

2 способ: подстановкой.

Одну координаты мы уже нашли по формуле. Подставляем ее в исходную функцию.

Итак, получили, что О(2; 0) — вершина параболы. Отмечаем ее на координатной плоскости.

Перед х 2 стоит положительное число, значит ветви параболы направлены вверх. Наша задача: нарисовать стандартную параболу, представив, что точка О — начало координат. Если тебе это сложно сделать, то необходимо начертить таблицу значений и уже по ней рисовать параболу.

Параболы-стройняшки и параболы-пухляшки.

Удивительно, но числовой коэффициент перед х 2 оказывается влияет на стройность и полноту парабол.

Если числовой коэффициент лежит в промежутке (-1; 0) ∪ (0; 1), то парабола будет более обширно смотреться на координатной плоскости.

А если числовой коэффициент лежит в промежутке (-∞; -1) ∪ (1; +∞), то парабола будет прижиматься к оси Оу и занимать меньше места на плоскости.

Не веришь? Давай проверим! Для примера возьмем две функции:

К сожалению, здесь схитрить не получится: обе параболы нестандартные и для обеих необходимо создать таблицы значений. Но перед эти определимся с их вершинами.

Пусть вершиной первой параболы будет точка А(хА; уА), а вершиной второй параболы — точка B(хB; уB). Вершины буду находить по второму способу (см. выше).

Переходим к таблицам значений.

x 0 2 4 6 8
y 3 6 7 6 3
x -1,5 -1 -0,25 0 1
y -3 1 4,5 3 -3

Чертим обе параболы по получившимся координатам.

Вот о чем я и говорила) Перед тобой парабола-стройняшка и парабола-пухляшка во всей красе.

А ты заметил, что свободный член в уравнении функции — это точка пересечения графика с осью Оу? В обеих функциях свободный член равен 3 и графики пересекают ось Оу в точке с координатами (0; 3).

Практикум по параболам.

Теорию о параболах можно еще писать и дальше, но тебя, скорее всего, интересует практика по графикам.

Поскольку речь идет о параболах, то с параболами мы и будем сейчас возиться.

Задание 1. На рисунке изображены графики функций вида y = ax 2 ​+ bx + c. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.

Решение. Коэффициент а, стоящий перед х 2 , отвечает за направление ветвей параболы, а свободный член с — за пересечение графика с осью Оу.

А) Если коэффициент а положителен, то ветви направлены вверх; если коэффициент с отрицателен, то график пересекает ось Оу ниже нуля. Подходит график 1.

Б) Если коэффициент а отрицателен, то ветви направлены вниз; если коэффициент с положителен, то график пересекает ось Оу выше нуля. Подходит график 3.

В) Если коэффициент а положителен, то ветви направлены вверх; если коэффициент с положителен, то график пересекает ось Оу выше нуля. Подходит график 2.

Задание 2 (наоборот). На рисунке изображены графики функций вида y = ax 2 ​+ bx + c. Установите соответствие между графиками функций и знаками коэффициентов a и c.

А) Ветви направлены вверх, значит а > 0; график пересекает ось Оу выше нуля, значит и с > 0. Подходит вариант под номером 3.

Б) Ветви направлены вверх, значит а > 0; график пересекает ось Оу ниже нуля, значит и с < 0. Подходит вариант под номером 1.

В) Ветви направлены вниз, значит а < 0; график пересекает ось Оу выше нуля, значит и с > 0. Подходит вариант под номером 2.

Задание 3. Установите соответствие между графиками и их функциями.

График В отличается от остальных тем, что его ветви направлены вниз. За направление ветвей отвечает коэффициент перед х 2 — он отрицательный. Отрицательный коэффициент только в функции под номером 3. Значит В-3.

Дальше рекомендую отработанную годами технику. Она минимизирует твои ошибки, если ты, конечно, умеешь считать)

Итак, рассматриваем график А и выбираем на нем точку с красивыми координатами (красивые значит не дробные). Мне нравится тут вершина. Ее координаты (4; -3). Даже не спрашивайте почему не прорисованы оси; эти задания взяты с сайта ФИПИ)

Теперь эти координаты подставляем в оставшиеся функции: вместо у подставляем -3, а вместо х подставляем 4.

Подставляем в первую функцию: -3 = 2 · 4 2 — 16 · 4 + 29; -3 = -3 — верно. Значит, А-1.

Задание 4 (наоборот, но принципе тот же). Установите соответствие между функциями и их графиками.

Очевидно, что В-2.

На графике 1 выбираем точку. Вершина снова четкая, но для разнообразия давайте возьмем другую точку, например, точку с координатами (-4; 1). Будь внимателен и смотри, чтобы точно такой же точки не было на третьем графике!

Подставляем в функцию А: 1 = (-4) 2 + 4 · (-4) + 1; 1 = 1 — верно. Значит, А-1.

Если ты считаешь, что чего-то не хватает или у тебя есть ещё задания из первой части, связанные с параболами, — напиши мне в VK)

I. Сколько пересечений у $y=f\left(x\right)$ с $y=m$ или $y=kx$

pexels-sergey-meshkov-8482062.jpg

Постройте график функции . Определите, при каких значениях k прямая y = kx имеет с графиком ровно одну общую точку.

Задача 1: Дан график функции $y=\frac$ . При каком $m$ этот график не пересекается с графиком $y=m$ . При каком $k> 0$ это график пересекается с графиком $y=kx$ ровно один раз.

  • $m$ какое то число. Поэтому, график функции $y=m$ горизонтальная линия, проходящая в точке $(0;m)$, на ординате $m$.
  • Какая горизонтальная прямая пересекается с нашим графиком ровно один раз? Посмотрим график функции $y=\frac$.
  • Визуально видно, что горизонтальная прямая $y=m$, не пересекающая наш график, должен «протиснуться» в выколотой точке $(5;0,1)$ или .
  • $m=0$ тоже ни разу не персекает, т.к. она горизонтальная асимптота! Внимание: для всех остальных $y=m$ хотя бы раз пересекает.
  • Понятно, что в выколотой точке $(5;0,1)$ проходит если только $m=0,1$. ответ: $m=0$ или $m=0,1$.
  • Прямые $y=kx$ «крутятся» вокруг начала координат $(0;0)$. Если $k> 0$ то, эти прямые находятся в I-ой III-ей четвертях.
  • Какой из них только раз пересекается с графиком $y=\frac$ ? Тут две гиперболы. Прямая должна пройти в выколотой точке.
  • Прямая $y=kx$, проходящая в точке $(5;0,1)$ должен иметь такое $k$, чтобы $0,1=k\cdot5$ $\Rightarrow$ ответ: $k=0,02$

Прямая линия $y=kx$ — вращается вокруг начало координат $(0;0)$. $k$ коэффициент наклона

Прямая линия $y=m$ — движется горизонтально, параллельно абсциссе, на уровне «ордината $= m$.»

  • Когда, при каком значении параметра, прямая проходит точку $(-5;-3)$ ?
  • вращающаяся $y=kx$: проходит $(-5;-3)$ ? $\Rightarrow$ $-3=k \cdot (-5)$ .
  • горизонтальная $y=m$: проходит $(-5;-3)$ ? $\Rightarrow$ $-3=m$
  • При каких значения параметра прямая пересекает график функции $y=f\left(x\right)$ два раза?
  • $y=kx$ вращаем вокруг $(0;0)$ . Ищем ситуации «пересекает 2 раза». С учетом «дыр, выколотых точек».
  • $y=m$ двигаем горизонтально и ищем «пересекает 2 раза». Уточняем значения параметров в нужных ситуациях.

Вопросы одинакового смысла — эквивалентные утверждения:

  • При каком значении параметра $k$ графики $y=\frac<9-x^2><2x-5>$ и $y=kx$ имеют две общие точки?
  • При каком значении параметра $k$ прямая $y=kx$ пересекает график $y=\frac<9-x^2><2x-5>$ два раза?
  • При каком значении параметра $k$ уравнение $\frac<9-x^2><2x-5>=kx$ имеет два различных решения?
  • Одно и то же: «Нет общих точек» = «Нет пересечений графиков» = «Нет решений уравнения»

Алгоритм: Квадратичная функция $y=ax^2+bx+c$. Ее график — Парабола.

  • 1-ая точка графика: Вершина параболы находится при $x=-\frac<2a>$. Там $min/ max$ ! Координаты вершины $\left(-\frac<2a>;\frac<4ac-b^2><4a>\right)$.
  • Ось симметрии параболы — вертикальная линия через Вершину . Еще точка $(0;c)$ даст пересечение с осью $Y$.
  • Вычислим функцию еще в двух-четырех точках, на одинаковом расстоянии от вершины $x=-\frac<2a>\pm3$ или $x=-\frac<2a>\pm4$ .

II. Кусочные функции, . параметры

Функция на 3-х интервалах: $y=x-0,5$ при $x<-2$ $y=-2x-6,5$ при $-2\le x\le-1$ $y=x-3,5$ при $x>-1$

  • Особые точки сломов-склеиваний кусков функции:. $x=-2$ $x=-1$
  • Строим график $y=x-0,5$. Оставляем ее часть на интервале $(-\infty;-2)$. остальное стираем за ненадобностью.
  • Строим $y=-2x-6,5$ и оставляем из интервала $-2\le x\le-1$. Прямую $y=x-3,5$ оставляем лишь на $x>-1$.
  • Склеиваем три куска , каждое на своем интервале. Получим график Кусочной функции.
  • Двигаем горизонтальные $y=m$: Смотрим разные $m=-7$, $m=-4,5$, $m=-3$, $m=-2,5$, $m=-1$, $m=2$, $m=5$.
  • При конктретном $m=?$ главный вопрос: сколько пересечений с графиком, сколько общих точек?

  • 2-ая функция: склеивание в точке $(-2;-3)$. Слева кусок прямой, справо кусок — часть параболы.
  • Парабола имеет вершину в точке $(-1;-2)$. Формула вершины параболы: $x=-\frac<2a>$
  • 3-ая функция: слева гипербола и справа парабола склеиваются в «сломе» $(-1;5)$
  • Два пересечения с $y=c$, два корня получаются лишь при прохождении «слома», т.е. $c=5$.
  • 4-ая функция: имеет «сломы» при $\left|x\right|=1$. Т.е. при $x=-1$ и $x=1$
  • На интервале $-1<x<1$ оставляем кусок параболы. Вне слева и справа куски гиперболы.
  • При этом для $x=1$ надо брать значение от гиперболы, из-за условий функций. Поэтому, там разрыв!
  • 4-ая функция: Из-за ОДЗ радикала выпадает интервал $(0;2)$. В нем функция не существует!
  • Поэтому, часть гиперболы на интервале $(0;2)$ должно быть вычеркнуто. Там нет функции.
  • Когда вращающаяся $y=kx$: пересекает один раз полученный график?
  • Как раз там, где он пересекал бы вычеркнутый кусок гиперболы!:
  • Надо понять где этом момент начинается: — при каком $k$ прямая $y=kx$ проходит точку $(2;0,5)?$

III. Графики функций с модулями, . параметры

Модуль $\left|A\right|=A$ выражения $A>0$ равен $\left|A\right|=A$ если $A\ge0$ ; $\left|A\right|=-A$ если $A<0$

  • Т.е. модуль где-то равен «+» подмодульному , а в других местах «-» подмодульному
  • В зависимости от знака подмодульного выражения . Поэтому важно узнать при каких $x=?$ подмодульное обнуляется
  • Составить уравнение подмодульное = 0 ,решить его и получить интервалы для раскрытия модуля.

Как и на каких интервалах раскрывать модули для функции с модулями? По критическим точкам!

  • Функция с модулями на одних интервалах равна одной функции, на других — другой. В зависмости где как раскрывается модуль.
  • Для верного раскрытия модулей надо установить все критические точки функции (КТ):
  • Для каждого модуля составляем уравнение подмодульное = 0 и его решения дадут КТ.
  • Для каждой дроби составляем уравнение знаменатель = 0 и его решения будут КТ.
  • Для каждого квадратного радикала составляем уравнение подрадикальное = 0 и его решения дадут КТ.
  • Расположим все полученные критические точки в порядке возрастания. Получим разбиение числовой оси на интервалы.
  • На каждом интервале путем вычисления пробной точки выясняем знак подмодульного и с этим знаком раскрываем модуль!
  • Как построить график 2-ой функции: с модулем $y=x^2-\left|8x+3\right|$ ?
  • Слом там, где подмодульное выражение обнуляется: $8x+3=0$ $\Rightarrow$ точка слома $x=-\frac<3><8>$.
  • Левее от $x=-\frac<3><8>$ модуль раскрывается со знаком «-« , а правее от нее модуль = () со знаком «+»
  • Функция с модулем превращается в кусочную из двух склеивающихся парабол.
  • Важные, особые точки: слом и вершины парабол, $x=-\frac<3><8>$, $x=-4$, $x=-4$. Вычислим значения функции в них!
  • 3-ая функция: имеет критическую точку $x=3$. Левее от нее модуль раскрывается с знаком «-«, т.е. $\left|x-3\right|=-(x-3)$
  • Для 1-ой функции еще проще: модуль левее слома $x=0$ равен $-(x)$, а правее $+(x)$

  • Для 4-ой функции: составляем критические уравнения: $\frac<3,5>-\frac<3,5>=0$ и $x=0$. Получим точки $-3,5<0<3,5$
  • На интервалах $(-\infty;-3,5)$ и $(0;3,5)$ подмодульное отрицательно, поэтому модуль раскрывается как «-«. Гипербола!
  • На интервалах $(-3,5;0)$ и $(3,5;+\infty)$ подмодульное положительно, раскрытие «+». Итоговая функция — линейная.
  • Строим графики: гиперболу $\frac<3,5>$ и прямую $\frac<3,5>$. Но оставляем куски лишь «своих интервалов».
  • Важно: четко вычислить координаты всех особых точек! «слома», «склеивания», «переходов», «обнуления под . «

IV. Графики с выколотыми точками, сокращения, ОДЗ. . параметры

Как построить график дробной функции с сокращением, «выколотыми точками»

  • Для 1-ой функции: $y=\frac<\left(x-3\right)\left(x+2\right)>$ проведем «процедуру безопасного сокращения»:
  • Самое главное, ОДЗ: $x-3\ne0$, $x+2\ne0$. В функции, в уравнениях точки $x=3$, $x=-2$ под запретом!
  • Для сокращений используем формулы разложения: Виета $ax^2+bx+c=a\left(x-x_1\right)\left(x-x_2\right)$ сокращенное умножение $a^2-b^2=\left(a-b\right)\left(a+b\right)$
  • Биквадратное $x^4-13x^2+36=t^2-13t+36=(t-9)(t-4)=(x^2-9)(x^2-4)=(x-3)(x+3)(x-2)(x+2)$.
  • Теперь, видим в числителе и знаменателе одинаковые $(x-3)$ и $(x+2)$ , можем сократить . Помним ОДЗ!
  • Наша функция стала новой $y=(x+3)(x-2)$, но без учета выколотых точек $x\ne3$, $x\ne-2$ из-за ОДЗ.
  • Факт: Функции и $y=\frac<\left(x-3\right)\left(x+2\right)>$ , $y=(x+3)(x-2)$ и их графики совпадают всюду, кроме двух точек $x=3$, $x=-2$.
  • При пересечении графика с прямыми типа $y=m$ или $y=kx$ учытиваем прохождение через выколотые точки!

  • 2-ая функция: совпадает с простой $y=x-3$ всюду кроме . вычислим $x-3$ в них . получим выколотые $(-3;-6)$ и $(9;6)$.
  • Вращающаяся $y=kx$ ни разу не пересекает график либо проскакивая через выколотые, либо когда параллельно! При каком $k$?
  • 3-ая функция: после сокращения превращается в параболу $-x^2-2$ за исключением точек $0$ и $1$. Вычилислим в них!
  • 4-ая функция: равна гиперболе с выколотыми! При каком $k$ прямая $y=kx$ пройдет через выколотое?

V. Прочие функции, задачи

Задача 2: Найдите $c$ и постройте график функции $y=x^2+c$ , если известно, что прямая $y=4x$ имеет с графиком ровно одну общую точку.

  • Графики имеют одну общую точку $\Leftrightarrow$ уравнение $x^2+c=4x$ имеет одно решение $\Leftrightarrow$ дискриминант = 0 ?

Задача 3: Найдите наименьшее значение выражения $\left(5x-4y+3\right)^2+\left(3x-y-1\right)^2$ и значения $x$ и $y$, при которых оно достигается.

  • Сложение квадратов? наименьшее значение тогда, когда оба обнуляются! Решаем систему $5x-4y+3=0$ и $3x-y-1=0$.

Задача 4: При каких значениях p вершины парабол $y=x^2+4px-1$ и $y=-x^2+6px-p$ расположены по разные стороны от оси $x$?

  • Вершина первой по формуле $x=-\frac<2a>$ $x=-\frac<4p><2>=-2p$. Значение в нем $y=(-2p)^2+4p(-2p)-1=-4p^2-1$
  • Вершина второй параболы $x=-\frac<-6p><-2>=3p$ , значение $y=-(3p)^2+6p(3p)-p=9p^2-p$
  • Вершины будут по разные стороны от оси $x$ $\Leftrightarrow$ эти значения разного знака $\Leftrightarrow$ $(-4p^2-1)(9p^2-p)>0$
  • Решим неравенство. Учтем $-4p^2-1$ всегда отрицательно. Уберем. Получим $9p^2-p<0$ $\Rightarrow$ $9p\left(p-\frac<1><9>\right)>0$

Задача 5: Первая прямая проходит через точки $(0; 4,5)$ и $(3; 6)$. Вторая прямая проходит через точки $(1; 2)$ и $(-4; 7)$. Найдите координаты общей точки этих двух прямых.

  • 1-ая прямая, проходящая через точки $(0; 4,5)$ и $(3; 6)$ имеет уравнение $\frac<6-4,5>=\frac<3-0>$
  • 2-ая прямая проходит через точки $(1; 2)$ и $(-4; 7)$, ее уравнение $\frac<7-2>=\frac<-4-1>$
  • Упростим оба: $2y-9=x$ $y-2=1-x$ . Чтоб найти общую точку, надо решить систему из двух неизвестных.

Если прямая проходит через две точки с координатами $(x_1;y_1)$ и $(x_2;y_2)$

то уравнение прямой составляется так: $\frac=\frac$

Задача 6: Прямая $y = 2x + b$ касается окружности $x^2+y^2=5$ в точке с положительной абсциссой. Определите координаты точки касания.

  • В точка касания $(x;y)$ должна удовлетворять оба равенства, т.е. систему $y = 2x + b$ и $x^2+y^2=5$. При этом $x>0$
  • Подставим первое во второе: $x^2+(2x+b)^2=5$. Полученное уравнение должно иметь единственное решение.
  • Квадратное уравнение имеет единственное решение, если только дискриминант равен нулю!
  • $5x^2+4xb+b^2-5=0$ его дискриминант $16b^2-4\cdot5\cdot\left(b^2-5\right)=0$ $\Rightarrow$ $-4b^2+100=0$ $\Rightarrow$ $b=5$ и $b=-5$
  • При $b=5$ найдем $x$ из $5x^2+4xb+b^2-5=0$: $5x^2+20x+20=0$ $\Rightarrow$ $x=-2$. нет $x>0$ !
  • При $b=-5$ найдем $x$ из $5x^2+4xb+b^2-5=0$: $5x^2-20x+20=0$ $\Rightarrow$ $x=2$. есть $x>0$ !
  • Условию с положительной абсциссой $x>0$ удовлетворяет пара $b=-5$ и $x=2$. Тогда $y=2x + b=4-5$. Касание $(2;-1)$

VI. Сведения о графиках функций, свойства, построения

Прямоугольная система координат: положение точки определяется двумя её координатами — абcциссой и ординатой . (А) Система координат: Абсцисса — ось $x$. Ордината — ось $y$. (В) Точка $(2;-3)$: пересечение линий: горизонтальная линия $y = -3$ ; (С) вертикальная линия $x = 2$ (Д) Точка с координатами $(x;y)$ например, $(2;-3)$ : наносим точку, справа на 2 единицы, вниз на 3 единицы.

Алгоритм: детальное построение графика заданной функции: (А) вычислить значения функции: различные $x$ — числа подставить в выражение функции и найти свои $y$ — значения. (В) составить таблицу: список точек ($x$; $y$ ), пары соответствующих $x$ — чисел и его $y$ — значений абсциссы и ординаты. (С) нанести эти точки из списка на координатную плоскость в соответствии с координатами точек. (Д) построить график: линию, проходящую через все нанесенные точки. Аккуратно, красиво! (Е) при необходимости, дополнить список новыми точками: подобрать $x$ — числа для коррекции, уточнения графика.

Функция $y=f\left(x\right)$ — это правило, по которому $x$ — аргументам соответствуют у — значения. (А) переменная $x$ называется аргументом функции. (В) $y$ переменная — значение функции при определенном аргументе. (С) $f\left(x\right)$ — Правило, или закон функции — по которому вычисляются значения функции.

Линейная функция и ее график

Линейной функцией называется функция вида $y=kx+b$ , где коэффициенты $k$ и $b$ — заданные числа. Графиком линейной функции является прямая линия. Т.к прямая определяется двумя её точками, то для построения графика функции достаточно построить две точки этого графика.

Пример 1: Построить график функции $y=-2x+7$

  • правило функции $f\left(x\right)=-2x+7$. Вычислим несколько значений для различных $x$ — аргументов:
  • $f\left(0\right)=7$ $f\left(1\right)=-2+7=5$ $f\left(2\right)=-4+7=3$ $f\left(6\right)=-12+7=-5$ Таблица значений: $(0;7)$ $(1;5)$ $(2;3)$ $(6;-5)$ $(5;-3)$ $(-3;13)$ $(-1;5)$
  • Получили список точек, их координат. Таблица значений. Отметим точки на координатной плоскости. Проведем график.

Пример 2: Построить график функции $y=5x+10$

  • правило функции $f\left(x\right)=5x+10$. $f\left(-2\right)=0$ $f\left(-1,5\right)=-7,5+10=2,5$ $f\left(0\right)=10$ $f\left(1\right)=5+10=15$
  • Таблица значений: $(-2;0)$ $(-1,5;2,5)$ $(-1;5)$ $(0;10)$ $(1;15)$ . Проведем график.

Cвойства графика функции $y=kx + b$

  • При $b=0$ линейная функция имеет вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат.
  • вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат: $x=0$ ; $y=0$
  • При $b=0$ линейная функция имеет вид $y=kx$. Прямая проходит через начало координат: $x=0$ ; $y=0$
  • при $k > 0$ функция $y=kx$ возрастает на всей числовой оси. (наклон прямой вправо)
  • при $k < 0$ функция $y=kx$ убывает на всей числовой оси. (наклон прямой влево)
  • График функции $y=kx+b$ получается сдвигом графика функции $y=kx$ на $b$ единиц вдоль оси ординат.
  • Графиками функций $y=kx+b$ и $y=kx$ являются параллельные прямые.
  • Замечание: для построения графика удобно находить точки пересечения с осями координат.
  • Наклон графика определяется $k$ — коэффициентом функции $y=kx+a$ при $x$. чем меньше $k$ — коэффициент, тем «горизонтальнее».
  • Параллельность: линейные функции $y=kx+a$ и $y=kx+b$ имеют одинаковые $k$ — коэффициент наклона, то их графики — прямые параллельны.
  • Перпендикулярность: графики прямых $y=kx+a$ и $y=-\frac<1>x+b$ взаимоперпендикулярны, произведение коэффициентов наклона равен $-1$.

Графическое решение уравнений

Пример 3: Решить уравнение $-2x+7=0,5x-5,5$ графическим способом.

  • Построим прямые $y=-2x+7$ и $y=0,5x-5,5$. По чертежу найдем точку пересечения графиков
  • $\left(5;-3\right)$. абсцисса этой точки является корнем данного уравнения,
  • потому что, именно для этого $x$ значения
  • графиков, а значит и функций, значения левой и правой частей выравниваются. ответ: $x=5$.

Пример 4: Решить систему уравнений

  • Преобразуем первое уравнение системы к виду $y=3-2x$, второе уравнение системы к виду $y=5x+10$
  • по чертежу найдем точку пересечения графиков: $\left(-1;5\right)$. Координаты этой точки и являются решением системы.
  • При таких $x$ и $y$ оба уравнения системы выравниваются, значит такое решение удовлетворяет уравнение.
  • ответ: $x=-1$ ; $y=5$

Пример 5: Найти $b$, если известно, что график $y=\frac<7><9>x+b$ проходит через точку $\left(-9;-3\right)$

  • Какое число $b=?$, если при аргументе $x=-9$ функция имеет значение $y=-3$ ? Запишем это в виде условия.
  • Координаты заданной точки $x=-9$ , $y=-3$. Подставим в уравнение функции эти значения:
  • $-3=\frac<7><9>\left(-9\right)+b$ получим $-3+7=b$ $\Rightarrow$ $b=4$ ответ: $b=4$ , линейная функция $y=\frac<7><9>x+4$.

Линейная функция и ее график. Правила.

Линейное уравнение имеет вид $ax + by + c = 0$ . Линейная функция имеет вид $y=kx+m$

  • Например: $5x–4y+6=0$ . Выразим $y$: $4y=5x+6$ разделим на $4$ : $y=\frac<5x+6><4>$ $\Rightarrow$ $y=1,25x+1,5$ .
  • Полученное уравнение, равносильно первому, имеет вид $y=kx+m$ , где: $k$ и $m$ — коэффициенты (параметры).
  • $x$ — независимая переменная — аргумент функции; $y$ — зависимая переменная — значение функции;

График Дробной функции

Вертикальная асимптота: $x=5$, проходит в полюсе, точке разрыва функции. Точка обнуления знаменателя. Параллельно $OY$.

Горизонтальная асисмптота: $y=2$, линия, на которую «ложится» график при значениях $x$ около $+-\infty$. Параллельно $OX$.

Гипербола — график простой дроби, две асимптоты делят на 4 четверти, ветви гиперболы «зажаты — прижаты» к асимптотическим линиям .

Пример 6: Построить график функции $y=\frac$

  • Если выражение функции упрощается, то следует это сделать. Ибо получится функция проще, легче вычисляемая и рисуемая.
  • Тождественное преобразование, сокращение $\frac=\frac<(x+5)(x-5)>=\frac<1>$. Так, что график $y=\frac<1>$ ?
  • Не спеши! Мы сократили на $x-5$ , которое незаконно для $x=5$. Нарушается О.Д.З — в исходной функции нет места $x=5$.
  • Значит: можем строить гиперболу $y=\frac<1>$ взамен нашей $y=\frac$, но «без точки $x=5$».
  • Точка $x=5$ разрывает «гладкий» график гиперболы. Она называется выколотая точка с координатами $\left(5;0,1\right)$».

Важно уметь исследовать функцию — график около точек разрыва. + / — поблизости. Куда тянется?

  • Исследуем около $x=-5$. Возьмем «близкие» точки $-5,01$ и $-4,99$. Вычислим приближенные значения.
  • Чуть левее . $f\left(-5,01\right)=\frac<-5,01-5><(-5,01)^2-5^2>\approx -100$. Чуть правее . $f\left(-4,99\right)=\frac<-4,99-5><(-4,99)^2-5^2>\approx 100$.
  • Прямая $x=-5$ — вертикальная асимптота. Ветвь слева прижимается «вниз», к $-\infty$ . А справа поднимается вверх к $+\infty$.
  • Около $x=5$. Чуть левее $f\left(4,99\right)=\frac<4,99-5><4,99^2-5^2>\approx0,101$. $f\left(5,01\right)=\frac<5,01-5><5,01^2-5^2>\approx0,099$.
  • Значит, $x=5$ точка разрыва, на графике выколотая точка $\left(5;0,1\right)$. Т.к. в ней $y=\frac<1><5+5>=0,1$.
  • «О нулях»: при $x=0$ $y=0,2$ . Но функция нигде не обнуляется, $y\ne0$. Прямая $y=0$ — горизонтальная асимптота.

Пример 7: Построить график функции $y=\frac$

  • О.Д.З функции $x\ne-4$. Оговорив это, со спокойной совестью сократим $y=\frac=x-4$.
  • График нащей функции — прямая линия $y=x-4$ с выколотой точкой $\left(-4;-8\right)$ при $x=-4$.
  • «Близко чуть левее»: $x=-4,01$ значение $f\left(-4,01\right)=\frac<(-4,01)^2-16><-4,01+4>=-8,01$. Ближе? . Предел $\approx-8$.
  • «О нулях». при $x=0$ $y=-4$ . Обнуление функции $y=0$ при $x=4$ — пересечение с $x$ — осью.

График Дробно — Рациональной Функции.

  • Определение: дробно-рациональной порядка $\left(n;m\right)$ называется функция вида $y=\frac$
  • Числитель — многочлен степени $n$ , знаменатель — многочлен степени $m$ . Общий вид: $y=\frac$
  • Нули функции — корни числителя $P\left(x\right)=0$ , Асимптоты (полюсы) — корни знаменателя $Q\left(x\right)=0$.

Система уравнений

Пример 8: Найти общие точки графиков $\left(x-3\right)^2+\left(2-y\right)^2=50$ и $y=3-2x$

Как решать задачи на квадратичную функцию

В предыдущем уроке мы подробно разобрали, как построить параболу. В этом уроке мы разберем, как решать типовые задачи на квадратичную функцию.

Как найти нули квадратичной функции

Запомните! !

Чтобы найти координаты точек нулей функции, нужно в исходную функцию подставить вместо « y » число ноль .

Найти нули квадратичной функции .

Подставим в исходную функцию вместо « y » ноль и решим полученное квадратное уравнение.

0 = x 2 − 3
x 2 − 3 = 0
x1;2 =

0 ± √ 0 2 − 4 · 1 · (−3)
2 · 1

x1;2 =

± √ 12
2

x1;2 =

± √ 4 · 3
2

x1;2 =

± 2√ 3
2

x1;2 = ±√ 3

x1 = √ 3 x2 = − √ 3

Как найти при каких значениях « x » квадратичная функция принимает заданное числовое значение

Запомните! !

Чтобы найти при каких значениях « x » квадратичная функция принимает заданное числовое значение, нужно:

  • вместо « y » подставить в функцию заданное числовое значение;
  • решить полученное квадратное уравнение относительно « x ».

При каких значениях « x » функция принимает значение « −3 ».

Подставим в исходную функцию вместо « y = −3 » и найдем « x ».

Ответ: при « x = 0 » и « x = 1 » функция « y = x 2 − x − 3 » принимает значение .

Как найти координаты точек пересечения параболы и прямой

Запомните! !

Чтобы найти точки пересечения параболы с прямой нужно:

  • приравнять правые части функций (те части функций, в которых содержатся « x »);
  • решить полученное уравнение относительно « x »;
  • подставить полученные числовые значения « x » в любую из функций и найти координаты точек по оси « Оy ».

Найти координаты точек пересечения параболы « y = x 2 » и прямой « y = 3 − 2x ».

Приравняем правые части функций и решим полученное уравнение относительно « x ».

Теперь подставим в любую из заданных функций (например, в полученные числовые значения « x », чтобы найти координаты « y » точек пересечения.

2) x = 1
y = 3 − 2x
y(1) = 3 − 2 · 1 = 3 − 2 = 1
(·) B (1; 1) — вторая точка пересечения.

Запишем полученные точки пересечения с их координатами в ответ.

Ответ: точки пересечения параболы и прямой
(·) A (−3; 9) и (·) B (1; 1) .

Как определить, принадлежит ли точка графику функции параболы

Запомните! !

Чтобы проверить принадлежность точки параболе нет необходимости строить график функции.

Достаточно подставить координаты точки в формулу функции (координату по оси « Ox » вместо « x », а координату по оси « Oy » вместо « y ») и выполнить арифметические расчеты.

  • Если получится верное равенство, значит, точка принадлежит графику функции.
  • Если получится неверное равенство, значит, точка не принадлежит графику функции.

Не строя графика функции « y = x 2 », определить, какие точки принадлежат ему: (·) А(2; 6) , .

Подставим в функцию « y = x 2 » координаты точки (·) А(2; 6) .

Значит, точка (·) А(2; 6) не принадлежит графику функции .

Подставим в функцию « y = x 2 » координаты точки (·) B(−1; 1) .

Значит, точка (·) B(−1; 1) принадлежит графику функции .

Как найти точки пересечения параболы с осями координат

Найти координаты точек пересечения параболы с осями координат.

Сначала определим точки пересечения функции с осью « Ox ». На графике функции эти точки выглядят так:

точки пересечения с осью Ox

Как видно на рисунке выше, координата « y » точек пересечения с осью « Ox » равна нулю, поэтому подставим « y = 0 » в исходную функцию « y = x 2 −3x + 2 » и найдем их координаты по оси « Ox ».

Запишем координаты точек пересечения графика с осью « Ox »: и .

Теперь найдем координаты точки пересечения с осью « Oy ».

точки пересечения с осью Oy

Как видно на рисунке выше, координата « x » точки пересечения с осью « Oy » равна нулю.

Подставим « x = 0 » в исходную функцию « y = x 2 −3x + 2 » и найдем координату точки по оси « Oy ».

y(0) = 0 2 − 3 · 0 + 2 = 2

Выпишем координаты полученной точки: (·) C (0; 2)

Запишем в ответ все координаты точек пересечения параболы с осями.

Ответ: точки пересечения с осью « Ox »: (·) A (2; 0) и (·) B (1; 0) .
С осью « Oy »: (·)C (0; 2) .

Как определить при каких значениях x функция принимает положительные или отрицательные значения

Напоминаем, что когда в задании говорится « функция принимает значения» — речь идет о значениях « y » . Другими словами, необходимо ответить на вопрос: при каких значениях « x », координата « y » положительна или отрицательна.

Запомните! !

Чтобы по графику функции определить, где функция принимает положительные или отрицательные значения нужно:

  • провести прямые через точки в местах, где график пересекает ось « Ox »;
  • определить положительные или отрицательные значения принимает функция на промежутках между проведенными прямыми;
  • записать ответ для каждого промежутка относительно « x ».

С помощью графика квадратичной функции, изображенного на рисунке, ответить: При каких значениях « x » функция принимает 1) положительные значения; значения.

положительные и отрицательные значения функциии

Проведем через точки, где график функции пересекает ось « Ox » прямые.

положительные и отрицательные значения функциии с доп. прямыми

Определим области, где функция принимает отрицательные или положительные значения.

положительные и отрицательные значения на графике

Подпишем над каждой полученной областью, какие значения принимает « x » в каждой из выделенных областей.

положительные и отрицательные значения на графике c подписью относительно x

Ответ: при « x » и « x > 2 » функция принимает отрицательные значения; при функция принимает положительные значения.

Ваши комментарии

Важно! Галка

Чтобы оставить комментарий, вам нужно войти на наш сайт при помощи «ВКонтакте».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *