Что означает «ПАО» и чем это масло отличается от других?
ПАО — это полиальфаолефины. Так называется базовое масло, которое получают при помощи химического синтеза из этилена (того самого, из которого изготовляют этиловый спирт). Оно не содержит примесей, зато имеет высокий индекс вязкости и минимальную испаряемость. Что это дает?
Целый ряд плюсов
— Естественная температура застывания у такого масла может быть очень низкой (их температура застывания достигает предела -60℃). Гораздо ниже, чем у синтетических масел без ПАО.
— Высокий индекс вязкости позволяет использовать масло в широком температурном диапазоне. Эти масла эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃, их по праву относят к скоростным и выносливым.
— Масло на основе ПАО отличается низкой летучестью, а потому меньше расходуется на угар.
Есть у полиальфаолефинов и минус. Производят их путём сложных химических реакций в специальных реакторах. Процесс ресурсозатратный, поэтому ПАО-масла дороже других базовых масел. Но если автомобилю нужна повышенная защита, преимущества перевешивают.
Масло с ПАО любят гонщики. Например, масло Rosneft Magnum Racing 5W-40 больше года испытывали на гоночных трассах, но сейчас его можно приобрести и для гражданского авто. Rosneft Magnum Racing — всесезонные полностью синтетические моторные масла на полиальфаолефиновой (ПАО) основе и современного пакета присадок.
Благодаря специально разработанному составу масло меньше окисляется, имеет низкий коэффициент трения и обеспечивает стабильный уровень давления в системе смазки двигателя. С ним ваш двигатель будет защищен даже при сверхнагрузках.
Какое масло можно считать синтетическим?
Отвечает начальник отдела технической поддержки и внедрения продукции ООО «РН — Смазочные материалы».
«Вопрос актуальный и важный. Споры на эту тему не утихают уже несколько десятилетий. Многие эксперты отрасли давно признали, что термин «синтетика» не относится к техническим, а является исключительно маркетинговым. И все-таки давайте попробуем разобраться в вопросе именно с технической стороны.
Когда мы говорим, что моторное масло «синтетическое», мы подразумеваем, что его «базу» (масло, которое служит основой) специально синтезировали. То есть, провели определенные химические реакции и в результате получили новые химические соединения, свойства которых позволяют использовать их в качестве базовых масел. Например, реакция полимеризации, когда из простых молекул углеводородов путем последовательного присоединения образуются большие молекулы новых веществ. Такая реакция применяется в части производства полиальфаолефиновых масел: из этилена получаем новое вещество 1-децен, и вот он уже является основой для производства многих масел с ПАО.
В процессе гидрокрекинга также протекают различные реакции: гидрирование углеводородов, крекинг, изомеризация… И они тоже приводят к получению новых веществ, которые можно использовать в качестве базовых масел. Например, переработка тяжелого вакуумного газойля в легкие углеводородные фракции (бензиновые, дизельные, базовые масла).
И полимеризация, и крекинг, и остальные перечисленные выше реакции относятся к реакциям органического синтеза. Поэтому к синтетическим маслам можно отнести не только полиальфаолефиновые (ПАО), но и масла III группы, получаемые в процессе гидрокрекинга».
Масла 3 группы
Особенностями 3 группы является увеличенный индекс вязкости, его значение превышает 120. Чем выше этот показатель — тем в более широком температурном диапазоне может работать полученное моторное масло, в частности, в сильный мороз. Зачастую на основе базовых масел 3 группы делают синтетические моторные масла. Содержание серы здесь менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом, молекул. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.
Таблица классификации базовых масел по API
Группа базового масла | Содержание серы, % | Содержание предельных углеводородов, % | Индекс вязкости |
Группа I | >0,03 | < 90 | 80-120 |
Группа II | ≤0,03 | ≥90 | 80-120 |
Группа III | ≤0,03 | ≥90 | >120 |
Группа IV | Полиальфаолефины (ПАО) | ||
Группа V | Другие, не вошедшие в группы I-IV (сложные спирты и эфиры) |
Индекс вязкости масла характеризует изменение внутреннего трения в объеме смазочного материала в зависимости от его температуры. Этот параметр косвенно указывает на стабильность смазки при изменении температурного режима, что определяет его технологичность.
Что такое ПАО масла и их преимущества
Перед каждым автолюбителем встает вопрос, как правильно выбрать смазочные материалы, обеспечивающие длительный рабочий ресурс своего авто. Одним из важнейших среди них является моторное масло, способное обеспечить стабильную работу силового агрегата, а значит, продлить срок его службы и избежать поломок.
Полиальфаолефиновые моторные масла, синтезирующиеся из попутных нефтяных газов, изначально нашли свое применение в авиации. Главным их свойством кроме эффективности при больших нагрузках является способность выдерживать низкие температуры на большой высоте.
ПолиАльфаОлефиновое базовое масло (ПАО база) получают путем синтеза мономеров этилена или бутилена из коротких мономеров в длинные стабильные цепи.
Характеристики ПАО
Полиальфаолефины относятся к синтетическим углеводородным соединениям. Химические реакции получения вещества протекают с помощью катализаторов и растворов (олигомеров и децена, относящихся к классу полимеров). Процесс получения базового продукта трудоемкий и длительный. Жидкость, получаемая путем дистилляции олигомеров на выходе не имеет цвета и посторонних примесей и является отличной синтетической основой, обладающей высокой морозоустойчивостью.
Уникальность ПАО выражается в следующих свойствах:
- их температура застывания достигает предела -60℃;
- устойчивость к температурным перепадам;
- незначительный коэффициент испарения;
- высокая окислительная стабильность и сопротивляемость к старению металла.
На базе ПАО синтетические масла обладают высокой вязкостью, в их составе не содержится молекул парафина. Уникальность синтеза заключается в том, что база получается путем конструирования молекул нужной длины. Это позволяет полностью избавить готовый продукт от примесей серы и металлов.
Свойства масел на основе ПАО
Присадки и модификаторы вязкости наделяют синтетические масла на основе ПАО особенными свойствами. Сложный химический процесс определяет ценовую категорию продукта и уникальные характеристики смазки. Эти смазочные материалы демонстрируют высочайшую антиоксидантную способность и не теряют своих качеств в широком температурном диапазоне. Они эффективно работают в условиях от -50℃ до +150℃. Их по праву относят к скоростным и выносливым. После того, как данные смазки отлично зарекомендовали себя у автогонщиков, они стали пользоваться большой популярностью у рядовых автолюбителей.
Важный аспект: синтетика на основе ПАО смешивается с минеральными присадками и материалами, что позволяет на этой основе создавать полусинтетические продукты.
Стоит отметить преимущественные характеристики масел на основе ПАО:
- широкий температурный диапазон. Смазка эффективна даже при показателях ниже -50℃;
- не коксуется и не испаряется, что обеспечивает экономию смазочного материала и длительный рабочий интервал между сменой масла;
- обеспечивает чистоту силового агрегата;
- экономия топливного ресурса;
- отсутствие посторонних примесей, таких как сера и металлы, позволяет избежать коррозии;
- износоустойчивость мотора за счет отличной термостабильности вследствие отсутствия углеводородов.
У данного вида смазочных материалов имеется существенный недостаток: не все виды присадок способны в нем растворяться. Кроме того этот продукт обладает достаточно высокой стоимостью, что ограничивает покупательскую способность.
Определить при покупке принадлежность масла к ПАО базе легко: достаточно взглянуть на маркировку. Такие смазки определяются температурным диапазоном, например, масло 20W-50 указывает на всесезонный материал, не теряющий своих свойств до +20℃. Холодный запуск двигателя возможен при -50℃.
Преимущество базы ПАО перед минеральными смазками
Продукция на основе ПАО относится к IV группе синтетических масел. В отличие от продуктов на минеральной основе они демонстрируют стабильность при работе на высоких оборотах, выносливость в самых экстремальных условиях и перепадах температур в широком диапазоне.
Однако неспособность базы ПАО растворить некоторые присадки привело к тому, что для этой цели стали использовать минеральную базу. Таким образом в маслах на основе полиальфаолефинов всегда присутствует процент минеральной основы.
Базовые продукты IV группы имеют следующие недостатки:
- они обладают очень слабой полярностью или полным ее отсутствием. Это снижает адгезию между металлическими поверхностями агрегата и смазочным материалом;
- ПАО масла плохо виляют на резинотехнические изделия (прокладки и сальники).
Для решения подобных проблем используются следующие способы:
- использование V группы базовых продуктов, к которым относятся эстеры или сложные эфиры. Даже в минимальном количестве эти вещества решают проблему полярности и негативного воздействия на резиновые детали;
- алкалированные нафталины. Эти вещества стали применять относительно недавно. Действие их идентично эстерам.
Как показывает многолетний опыт в производстве автомасел лучшие свойства принадлежат смеси ПАО с полиэфирами (эстерами). Существенный минус таких продуктов — высокая цена. В качестве альтернативы дорогостоящим смазкам выступает синтезированное из сырой нефти способом глубокой очистки с применением катализаторов гидрокрекинговое моторное масло.
Продукция на базе полиальфаолефинов
Синтетические моторные масла на базе ПАО представлены лучшими мировыми производителями. Россияне знакомы с предложениями от Mobil, Liqui Moly и другими. Современная промышленность предлагает жидкости для дизельных, бензиновых и спортивных двигателей, для редукторов, работающих в экстремальных температурных режимах. Некоторые образцы предназначены для работы в многоклапанных двигателях.
По показателям вязкости мировые бренды различны, все представленные смазки всесезонные. Синтетика на базе полиальфаолефинов обладает рядом положительных свойств:
- легкий запуск мотора;
- долгий срок службы;
- высокая степень защиты от коррозии;
- совместимость с красками и уплотнителями;
- обеспечивает низкий уровень трения и чистоту деталей;
- незначительные вредные выбросы в атмосферу.
Синтетика такого вида применяется для люксовых иномарок, спортивных машин, грузовых автомобилей, транспортирующих грузы в регионы с низкими температурами.
Высокая стоимость продуктов на основе ПАО оправдана высоким качеством и уникальными характеристиками, проверенными временем.
Моторное масло на ПАО (PAO)
Со временем нефтехимическая промышленность научилась создавать более дешевые моторные ГСМ, на VHVI основе, ПАО и эстерах. Именно в таком сочетании каждый из компонентов перекрывал недостатки друг друга, наделяя новое синтетическое ПАО масло для автомобильных двигателей массой достоинств. Среди таких преимуществ и более низкая цена, чем у чистой синтетики. Теперь новые моторные ПАО масла с VHVI основой и добавками эстеров могут купить даже рядовые автовладельцы.
Низкий предел замерзания моторных ПАО масел 5W30 и 5W40 в сочетании с высоким индексом вязкости, надежной защитой деталей цилиндропоршневой группы и отличными моющими свойствами благодаря добавкам эстеров, а также довольно приемлемой стоимость сделали синтетические моторные масла PAO одними из наиболее перспективных в автомобильной промышленности.
Что такое ПАО (полиальфаолефины)?
ПАО (полиальфаолефины) – это класс синтетических полимеров, получаемых из альфаолефинов. Альфаолефины – это низкомолекулярные органические соединения, содержащие двойную связь между первым и вторым атомами углерода в своей молекуле. При полимеризации альфаолефинов образуется ПАО (PAO).
Полиальфаолефины имеют много применений в различных отраслях промышленности. Они широко используются в производстве смазочных материалов, таких как моторные масла, смазки и гидравлические жидкости. ПАО обладают хорошими смазывающими свойствами, химической стабильностью, термо- и морозостойкостью, что делает их идеальными для использования в высоко- и низкотемпературных условиях.
Производят альфаолефины и продукт их полимеризации ПАО путем нефтехимического синтеза из попутных нефтяных газов, основная доля в которых приходится на этилен. Само слово «синтез» подводит нас к тому, что моторные масла на основе ПАО – это и есть те самые синтетические ГСМ или проще говоря «синтетика».
ПАО также находят применение в производстве пластиков, эластомеров, покрытий, клеев и других продуктов, где требуется хорошая текучесть, низкая температура застывания и химическая стойкость.
Основные преимущества ПАО – это высокая стабильность при различных температурах, химическая инертность, устойчивость к окислению и деградации. Полиальфаолефины практически не испаряются, что делает угар моторного масла минимальным. Кроме того, ПАО имеют хорошую текучесть при низких температурах, что делает их ценными для применения в холодных условиях.
В целом, ПАО представляют собой важный класс полимеров, которые нашли широкое применение в различных отраслях промышленности благодаря своим уникальным свойствам и возможностям.
Преимущества и недостатки моторных ПАО масел
Как и у любого другого моторного горюче-смазочного материала будь то на минеральной или эстеровой основе, есть у полностью синтетических масел на основе полиальфаолефинов как достоинства, так и ряд «минусов». Это не только высокая стоимость, но и некоторые технико-эксплуатационные недостатки, хотя многие из недостатков серьезно преувеличены.
Плюсы
- Стабильность химической формулы при повышенных температурах. Масла на основе PAO обладают высокой термостабильностью до +250°С, что дает им возможность сохранять свои свойства и эффективно защищать двигатель даже при высоких температурах. Они хорошо справляются с экстремальными условиями эксплуатации мотора, защищая его детали от окисления и образование отложений.
- Морозостойкость. ПАО масла обладают достаточно широким диапазоном рабочих температур, в т.ч. и в отрицательную сторону. Они продолжают хорошо смазывать двигатель даже при очень низких температурах до -50°С. Особенно это важно при запуске двигателя после простоя в условиях крайнего севера.
- Химическая инертность. Моторные масла на базе ПАО обладают хорошей стабильностью химической формулы и инертностью к другим соединениям, что делает их стойкими к окислению, а также предотвращает коррозионные процессы и образование шлама в моторе. Благодаря этому увеличивается срок службы двигателя и повышается его КПД.
- Хорошая текучесть при пониженных температурах. ПАО масла сохраняют необходимый уровень вязкости в условиях сильных морозов, что обеспечивает легкий запуск двигателя. Хорошая текучесть дает возможность полностью смазывать двигателя уже с первых секунд работы.
- Долговечность и отсутствие летучести. Благодаря стабильности химической формулы и антиокислительным свойствам, а также отсутствию испарения моторные масла на основе ПАО обычно имеют более длительный срок службы по сравнению с другими типами ГСМ. Они способны сохранять свои свойства на протяжении более длительного времени, что означает меньшую потребность в замене масла и более долгую защиту двигателя.
Минусы
- Сравнительно высокая стоимость – главный недостаток моторных ПАО масел. Это обусловлено достаточно сложным и дорогостоящим технологическим процессом синтеза полиальфаолефинов.
При этом увеличенный межсервисный период в сочетании с исключительными технико-эксплуатационными характеристиками работы ЦПГ и всего двигателя в целом полностью перекрывают дополнительные затраты за счет снижения частоты замены масла и увеличенного эксплуатационного ресурса деталей и узлов мотора. - Слабая стабильность масляной пленки. Действительно, это один из основных технико-эксплуатационных недостатков моторных масел, полностью состоящих из полиальфаолефинов, но и этот «минус» удалось эффективно решить.
Современные моторные масла Luxe PAO и ГСМ на базовой основе стандарта 5W30 и 5W40 изготавливают с добавлением эстеров (сложных эфиров), которые обладают высокой поляризацией молекул, что делает моторное масло на основе ПАО более стабильным при образовании масляной пленки на деталях двигателя. - Плохая растворимость присадок. Этот недостаток был решен также комбинированием ПАО с эстерами и базовой основой.
Благодаря такому сочетанию удалось не только улучшить растворяемость присадок, но и отказаться от многих из них, поскольку полученное моторное масло и без добавок обладало высокими показателями моющих, антифрикционных и антиокислительных свойств, а также хорошо работало в экстремальных условиях. - Взаимодействие с полимерными уплотнителями. В чистом виде полиальфаолефины действительно взаимодействуют с резиной и другими полимерами, которые используют для изготовления сальников и прочих прокладок. Однако и эта проблема была решена производителями, как моторных ПАО масел, так и уплотнителей.
В производстве ГСМ с ПАО самих полиальфаолефинов около 20-30%, что в сочетании с определенными присадками делает влияние масла на полимерные прокладки незначительным в рамках стандартного межсервисного периода замены сальников и прочих уплотнений. Кроме того, использование в производстве прокладок фторкаучука сделало такие изделия невосприимчивыми к полиальфаолефинам. - ПАО не разлагается в естественных условиях. В сравнении с эстерами полиальфаолефины действительно не разлагаются в естественной среде, но сливать в грунт ГСМ и без того запрещено. Их необходимо специально утилизировать, в т.ч. и методом пиролиза.
Технические особенности
Моторные ПАО масла обладают несколькими важными технико-эксплуатационными особенностями относительно теплоотдачи, динамики, долговечности и других параметров.
Теплоотдача
ПАО масла обладают хорошей теплоотдачей, коэффициент которой может варьироваться в зависимости от конкретного состава ГСМ и условий эксплуатации. Обычно коэффициент теплоотдачи ПАО составляет около 0,13-0,15 Вт/(м·К) при нормальных температурных условиях.
Это означает, что моторные ПАО масла способны эффективно отводить тепло от поверхностей деталей и узлов двигателя. Это предотвращает перегрев и помогает поддержать его работоспособность в условиях повышенных температур.
Динамика
Автомобильные масла ПАО имеют высокую стабильность и антиокислительные свойства при интенсивных условиях работы и высоких температурах. Это дает возможность сохранять свои свойства и эффективность в течение длительного срока, что особенно важно для мощных высоконагруженных двигателей, в т.ч. спортивных автомобилей и спецтехники.
Долговечность
ПАО масла обычно стабильны и устойчивы к окислению, что позволяет им сберегать свои заложенные разработчиками свойства на протяжении продолжительного срока службы. Это поможет продлить срок эксплуатации мотора, уменьшить износ и повысить его надежность. Кроме того, это дает возможность продлить срок службы самого масла до его замены, что во многом компенсирует его сравнительно высокую цену.
Чистота двигателя
ПАО масла отличаются хорошими диспергирующими свойствами. Это означает, что они способны эффективно удерживать и рассредоточивать отложения, предотвращая их скопление в двигателе. Усилить этот эффект позволяют добавки эстеров, которые благодаря высокой степени поляризации своих молекул буквально не дают объединяться частицам нагара и металла в конгломераты и оседать на стенках деталей мотора.
Кроме того, ПАО крайне стабильны к угару и образованию лаков, шлама и прочих продуктов выработки ресурса. Такие особенности способствуют поддержанию чистоты мотора, улучшают его КПД и снижают вероятность образования отложений.
Холодный пуск
Моторные ПАО масла 5W30 и 5W40 обладают достаточной текучестью при низких температурах, что упрощает запуск двигателя в холодных условиях. Они обеспечивают быструю и эффективную смазку двигателя, что помогает уменьшить износ и улучшить защиту при холодном пуске.
Упростить холодный пуск мотора и минимизировать износ его деталей при запуске помогают добавки эстеров, благодаря которым ПАО масло сохраняет стабильную масляную пленку на протяжении длительного времени, будь то холодная зимняя ночь или несколько дней.
Где применяется моторные масла PAO
Ввиду своих высоких эксплуатационных характеристик при работе в экстремальных режимах ПАО масла изначально использовали только в авиации. Комбинация полиальфаолефинов с эстерами и базовым маслом позволила удешевить моторное масло и начать его использование в двигателях легковых и грузовых автомобилей, на крупных морских судах, а также в сельхоз- и строительной спецтехнике.
При этом чистое синтетическое моторное масло на основе исключительно ПАО используют только в высоконагруженных моторах тяжелой техники и на кораблях, в промышленном оборудовании и в мощных двигателях спортивных автомобилей.
Для большинства обычных машин идеальным вариантом стало моторное масло, в составе которого используется следующая комбинация:
- базовое масло – гидрокрекинг на VHVI основе – 60-70%;
- ПАО – 20-30%;
- эстеры – 7-10%.
Сравнение групп базовых масел по стандарту API
Подытожим все преимущества и недостатки, а также ключевые технико-эксплуатационные характеристики моторных ПАО масел в сравнении с другими группами ГСМ согласно классификации API. Сравним масла по 5-бальной системе, где 5 – это наилучший показатель.
Показатель | Минеральные | VHVI | ПАО | Эстеры |
Группа I и II | Группа III | Группа IV | Группа V | |
Вязкость при низких температурах | 2 | 4 | 5 | 5 |
Индекс вязкости | 3 | 4 | 5 | 5 |
Смазывающие свойства | 4 | 3 | 2 | 5 |
Окисление | 2 | 3 | 4 | 5 |
Испаряемость | 3 | 5 | 5 | 5 |
Влагостойкость | 5 | 5 | 5 | 3 |
Растворимость присадок | 5 | 5 | 2 | 5 |
Стоимость | 5 | 4 | 2 | 2 |
Синтетические моторные ПАО масла от СУПРОТЕК
HC — cинтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.
Российская компания СУПРОТЕК выпустила на отечественный рынок автомобильных ГСМ уникальное по составу моторное ПАО масло Suprotec Comfort в двух вариантах по стандарту SAE – 5W30 и 5W40. VHVI основа (HC) высокой очистки дополнена ПАО (20%) и эстерами (7%), что делает новое моторное масло идеальным для климатических и прочих эксплуатационных условий России.
HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л
HC — синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л
Моторное масло Suprotec Comfort на основе ПАО, HC и эстеров подходит для всего модельного ряда российского автопрома, а также для большинства моделей мировых марок: Volkswagen, Chevrolet, Geely, Renault, Mitsubishi, Toyota, Nissan, Kia, Hyundai, Mazda и др.
Выбираем моторное масло: Синтетическое или… синтетическое?
Если заголовок ввел в вас в ступор – отлично. Мы этого и добивались. Попробуем, и напишем его по другому: «Выбираем моторное масло: НС-синтетическое или ПАО-синтетическое?». Так стало понятнее? Нет! Ну, тогда милости просим за разъяснениями.
Дорогие наши автолюбители. Маркетинговые отделы масляных компаний долгие годы объясняли вам, что синтетическое масло это хорошо для двигателя. И теперь все вы это прекрасно знаете. А вот то, что синтетическое масло бывает двух видов — это знают единицы. А стоило бы разобраться в этом вопросе. Ведь от того к какому виду относится база синтетического масла — к НС-синтетике или ПАО-синтетике — зависят его потребительские свойства и стоимость. Что же скрывается за этими аббревиатурами?
Что такое НС-синтетика?
Если на канистре моторного масла написано НС-синтетика, это означает, что базовое масло, из которого оно изготовлено, произведено по гидрокрекинговой технологии из тяжелых нефтепродуктов. Те, кому интересны подробности технологии, могут самостоятельно «погуглить».Мы же ограничимся упроченным описанием, чтобы читатель просто мог составить общее представление о ней. Так вот при гидрокрекинге из базового минерального масла удаляются вредные примеси и разрушаются длинные молекулярные цепочки. Т.е масло синтезируется из тяжелыхуглеводородов.
Что такое ПАО-синтетика?
Базовые масла относящиеся к ПАО-синтетики производят из газа. Это происходит за счет синтеза из легких углеводородов полиальфаолефинов (PAO), которые являются основой данного типа масел. При этой технологии получается вещество с однородным молекулярным составом, лишенное примесей серы и металлов.
Легкие или тяжелые
На первый взгляд, никакой разницы, каким способом получена та или иная база масла одной и тоже товарной вязкости, например, 5W30 не видно. Но практика эксплуатации моторных масел говорит об обратном. Самое главное отличие кроется в термоокислительной стабильности масла, а проще говоря в продолжительности межсервисного пробега масла до того, как оно загустеет. Наиболее наглядно это характеризуется диаграммой ниже.
Диаграмма, иллюстрирующая термоокислительную стабильность моторного масла, в зависимости от типа базового масла: минерального, синтетического – гидрокрегингого, полностью синтетического.
Зачем нужна термоокислительная стабильность?
Неискушенный читатель может спросить:«А зачем мне заботиться о термоокислительной стабильности моторного масла, если я четко выполняю рекомендации автопроизводителя по срокам его замены?» В этом вопросе нужно разобраться поподробнее: а так ли это? А может ли вообще среднестатистический автолюбитель, проживающий в мегаполисе,четко выполнить требования автопроизводителей по срокам замены моторного масла?
Давайте прикинем. Пусть срок замены моторного масла будет каждые 15 тыс. км. И наш условный водитель будет каждый день ездить на работу на расстояние 50 км. При этом на дорогу он затратит в среднем 1 час утром и 1 час вечером. При таком режиме эксплуатации необходимость менять масло, если судить по одометру наступит через 300 дней или, грубо говоря, через год. За это время двигатель проработает 600 моточасов. А сколько можно проехать за 600 моточасов, если не стоять в пробках и если двигатель работает на 2500 оборотов в минуту (на прямой передаче это соответствует скорости 90-100 км/ч)? Умножили? Получается 60 000 км. Т.е. получается, что у нашего условного жителя мегаполиса у двигателя получается четырехкратный (. )перепробег масла за время межсервисного интервала. Представляете, что за это время наработается в двигателе?Именно поэтому, термоокислительная стабильность моторного масла так важна для городской эксплуатации автомобиля.
Автопроизводители в полной мере столкнулись с той проблемой. Десять лет назад между ними шло маркетинговое соревнование в том, кто заявит более длинный межсервисный интервал. А вот сейчас все официальные пункты технического обслуживания снижают реальный интервал замены масла. Делается это по-тихому, без громкого афиширования. Происходит это на основании того, что в каждой сервисной книжке появилась специальная сноска. Она говорит, что что укороченный срок замены моторного масла рекомендован при «тяжелых условиях эксплуатации». К подобным условиям отнесено и движение в пробках наших больших городов!
Чем заменить синтетику?
Вернемся к началу нашего повествования — к моторному маслу. Сегодня основной тип масла, использующийся в современных легковых автомобилях — это синтетика. Причем в силу экономических причин, это НС-синтетика, т.е. продукт изготовленный по технологии гидрокрекинга. На просторах сети Интернет можно найти много дискуссий по поводу стабильности и качества моторных масел разных производителей. Но если смотреть результаты лабораторных тестов, окажется, что разница «в качестве» между продукцией разных брендов, в единицах межсервисного пробега, не превышает 25-30%. Это тоже немало, но заведомо не перекроет даже двукратный перепробег моторного масла.
При этом решение лежит, как всегда, на поверхности. Это переход на другой тип базы на ПАО-синтетику. И что мне больше всего нравится в этом решении — оно делается самим автовладельцем и не зависит от автопроизводителей.
Использование полностью синтетических моторных масел, позволяет содержать двигатель в чистоте, что особенно важно для современных высокофорсированных двигателей.
Преимущества ПОА-синтетики
Первыми, кто в полной мере оценил работу моторных масел на базе ПОА-синтетики, были автогонщики. Во время соревнований двигатель может выработать свой ресурс за одну гонку: пилот его никак не жалеет, стараясь выжать из форсированного мотора все, на что он способен. И тут как нельзя кстати пришлись особые свойства масел данного типа, которые мы еще не затрагивали в нашем рассказе. Перечислим их.
- Высокие антифрикционные свойства;
- Экономия топлива из-за снижения трения;
- Устойчивость деталей двигателя к температурным перегрузкам;
- Низкий расход масла на угар;
- Высокая стойкость к окислению в процессе эксплуатации.
Все это позволяло выжать из двигателя максимум и при этом доехать до финишной черты.
Из спортивных «конюшен» ПОА-синтетика начала перекочевывать и на гражданские машины, пока не была незаметно вытеснена НС-синтетикой.
Обратный переход от НС-синтетики к ПОА-синтетике возможен уже с нового уровня понимания того, что пользователь приобретает от этого перехода. Ведь помимо указанных выше качеств, актуальных для мотоспорта, простой пользователь получает еще несколько преимуществ в повседневной эксплуатации машины. Вот они:
- Стабильность химических свойств, в течении всего периода использования;
- Чистота двигателя за счет высоких моющих свойств;
- Уверенный запуск двигателя при низких температурах;
- Удлиненный межсервисный интервал.
Явно есть за что бороться.
Масло для перфекционистов.
Когда разговариваешь со специалистами масляной индустрии по вопросам полностью синтетических моторных масел (это еще одно общеупотребительное название ПОА-синтетики), все говорят о том, что позиционируют этот продукт как масло для перфекционистов и любителей погонять. Принимая их мнение, я в глубине души испытывал какой то диссонанс, и во время подготовки статьи, наконец, смог его отрефлексировать. Я понял, что не согласен с ними. Не согласен, прежде всего, с таким сужением целевой аудитории. Конечно, если ты любишь погонять, без ПОА-синтетики не обойтись. Но это не только масло для любителей покупать самое дорогое.
ПОА-синтетика — продукт для бережливых!
Поясню свою позицию. ПОА-синтетика дороже НС-синтетики, но не намного -примерно на 30%.При этом оно почти двукратно превосходит ее по термостабильности, без учета дополнительных положительных свойств. Это позволяет защитить двигатель и избежать его повышенного износа, увеличить межсервисный пробег и, конечном итоге, получить лучшее состояние двигателя во время эксплуатации. Это приводит к экономиикак на возможном сервисном обслуживании, так и на топливе. Причем применение ПОА-синтетики особенно актуально для современных теплонагруженных двигателей, у которых еще и конструктивно заужены масляные каналы. Ведь забился канал, и двигателю «крышка». При применении полностью синтетического масла подобное развитие событий исключено.
Как купить ПОА-синтетику?
Вопрос, кажущийся банальным в эпоху победившего капитализма, но актуальный при совершении покупки. Как простому потребителю найти на «развалах» магазинов именно полностью синтетическое масло, а не масло изготовленное по технологии гидрокрекинга?
К сожалению, мы можем констатировать, что это непростая задача. Российское потребительское законодательство не различает эти два типа синтетики в отличие, например, от немецкого. Сайты производителей масел на своих страницах рассказывают обо всем, что угодно, кроме как о том, какое базовое масло используется. Информацию о базе масла приходится искать также как и сведения о составе пищевых добавок в продуктах– то есть читать текст, написанный мелким шрифтом на этикетке.
Приведем несколько простых рекомендаций, как самостоятельно разобраться с надписями на канистре с маслом. Так, Европейские производители масел, как правило, делают ссылку в спецификации на масло,что оно сделано по НС-технологии (гидрокрекинг) или пишут, что масло «НС-synthetic». Вэтоже время как японские,корейские и американские производители масел смело называют свои, по сути, минеральные или гидрокрекинговые масла 100%-ной или FULL SYNTHETIC. Реально разобраться, какое же масло находится в канистре, можно только сложным лабораторным путем. Но есть несколько мелочей, на которые можно обращать внимание при выборе масла:
- Если масла произведены в Германии, то надписи «vollsynthetisches» обычно достаточно, так как Германия единственная страна, где законодательно определено понятие синтетического масла.
- Если на этикетке написано «НС-synthetic» или «НС», это масла, выпущенные на основе гидрокрекинга, и не являются ПАО синтетикой.
- Если масла идут в градации 0W-, то их основа в большинстве случаев синтетическая.
- Настоящие синтетические масла не могут стоить дешевле 450 рублей за литр.
- Масла 5W-, 10W-, 15W-,20W в большинстве своем «полусинтетика» или «гидрокрекинг».
Несколько особняком в этом секретном списке стоит компания LIQUI MOLY, которая специально для того чтобы избежать смешения, представляет отдельные линейки моторных масле с базами с HC –синтетики и ПАО синтетики. Так, HC –синтетика представленная линейкой масел LIQUI MOLY Top Tec, а ПАО синтетика — LIQUI MOLY Synthoil. Есть еще ряд компаний, которые отдельно выделяют гидрокрекинговую синтетику и ПАО синтетика. Именно на их продукцию мы и рекомендуем ориентироваться.
В ассортименте моторных масел компании LIQUI MOLY рекомендуем обратить внимание на линейку продуктов Synthoil. Это полностью синтетические моторные масла на основе ПАО.
Краткие ответы на вопросы
Для заинтересовавшихся темой
Вопрос: Бытует мнение, что синтетические масла более текучи, что может вызвать протекание через сальники и уплотнения мотора. Правда ли это?
Ответ: Нет, синтетические масла не могут сами по себе вызвать течь на исправном двигателе с неизношенными уплотнениями и сальниками! Течи, как правило, вызваны возрастом и применением минеральных масел, от которых уплотнения попросту затвердевают (дубеют) и теряют рабочую эластичность.
Вопрос от старшего поколения: Не скажется ли отрицательно на гарантийном автомобиле применение моторного масла на синтетической основе?
Ответ: Разумеется, нет. Практически все гранды мирового автопрома уже на заводе заливают синтетические моторные масла и рекомендуют их к дальнейшему применению, в том числе и при окончании гарантийного срока!
ВАЖНО:чтобы не потерять гарантию на автомобиль, применяйте масло рекомендованной производителем авто вязкости, в соответствии с сезоном и регионом эксплуатации. Важно также не превышать сроков замены масла, установленных изготовителем автомобиля.
Вопрос: Требуется ли обкатка нового двигателя на минеральном масле? И лишь потом надо переходить на синтетику?
Ответ: Нет, это давнее заблуждение. Обкатку нового двигателя и последующую эксплуатацию можно и нужно проходить на синтетических моторных маслах. Лучшее тому подтверждение – выше: что синтетика заливается в новые моторы уже на конвейере завода-изготовителя автомобиля!
Вопрос: Действительно ли область применения синтетических моторных масел в основном распространяется на суперсовременные технологичные автомобили или при эксплуатации авто в экстремальных погодных (температурных) условиях, а также в режиме «такси» и т.п.?
Ответ: Нет, опять ошибочное мнение. Синтетические моторные масла (с оглядкой на вязкость и класс по SAE/API) могут применяться на абсолютно любых типах автомобилей, в любом регионе эксплуатации и на любом классе нагрузки. Чем сложнее условия эксплуатации автомобиля, тем очевиднее становятся преимущества масел на синтетической основе перед стандартными минеральными «коллегами». Высочайшая степень защиты двигателя при низких температурах наилучшим образом сказывается на ресурсе, в то же время значительно облегчая запуск.
Вопрос: Увеличивается ли расход (угар) при использовании масел на синтетической основе по сравнению с минеральными?
Ответ: Опять неверно: наоборот, синтетика, в исправном (неизношенном) двигателе требует меньше внимания к контролю уровня, нежели минеральные масла. Угар — удел разложения базовых минеральных основ, синтетические по всем параметрам более стабильны.
Вопрос: Сравнивая стоимость минеральных масел с синтетическими, создается впечатление о нецелесообразности применения последних, как менее экономичных.
Ответ: Естественно, что синтетические масла стоят дороже, но при этом они более экономичны, чем «минералка» — быстрый старт в холодную погоду, ранний выход на рабочие параметры, улучшенная смазка при высоких температурах и перегрузках — экономия топлива, более долгая жизнь масла — реже замена, экономия на «доливе» (он попросту не требуется). Прибавляем к этому увеличенный ресурс самого агрегата и делаем однозначный вывод в пользу синтетических моторных масел.
Вопрос: Как обстоят дела у синтетики с лаковыми отложениями и шламом?
Ответ: Повторимся: проблемы описанные в вопросе — прерогатива, как раз минеральных масел, синтетические же во много раз превышают показатели минеральных по всем «дисциплинам».
Вопрос: Требуется ли промывать двигатель перед началом использования синтетических масел?
Ответ: См. ответ на первый вопрос 🙂
Вопрос: Стоит ли использовать масла на синтетической основе в двигателях автомобилей имеющих большой пробег?
Ответ: Нет никакой разницы, при каком пробеге вы решите заменить минеральное масло на синтетическое, новый у вас автомобиль или видавший виды. С момента перехода на синтетическое моторное масло вы можете быть уверены, что двигатель защищен по полной программе, к тому же некоторые характеристики ДВС ощутимо улучшатся. Благодаря моющим присадкам (содержащимся в синтетике), на автомобиле с пробегом, вы сможете привести ваш двигатель в порядок, отмыв высоко- и низкотемпературные отложения. Возвращаясь к теме промывки — в отличие от «пятиминуток» и даже от полнообъемных промывок системы смазки двигателя, синтетические моторные масла Мобил отмывают отложения мягко (плавно), и вы не рискуете забить масляные каналы большими кусками шлама.
Вопрос: Синтетическое моторное масло быстро приобрело черный цвет, значит ли это, что его необходимо срочно заменить?
Ответ: Нет, быстрая смена цвета свежего синтетического масла говорит о том, что моющие присадки работают, отмывая застаревшие отложения на деталях двигателя. Особенно это касается дизельных двигателей. Если с момента покупки вы используете исключительно синтетические масла, черного цвета на масляном щупе контроля уровня вы не увидите никогда! Исключением, опять же, являются только дизельные моторы — к сожалению, количество сажи в отечественном дизельном топливе, как и сернистых соединений, превосходит все допустимые нормативы.