Autostuling.ru — сайт о тюнинге и ремонте автомобиля. Новости автомобильной индустрии и обзоры авто.
30.11.1999 00:00 4678 Александр
Введение
Если в результате ДТП поврежден кузов авто, а может вы просто хотите обновить железного коня, то ремонта в этих случаях примерно одинаковый. Давайте, подробнее остановимся на восстановлении кузова после аварии. В автомобильном сервисе можно выполнить работы по кузову, отремонтировать бампера, сделать замену стекол и покраску, восстановление кузовной геометрии. Итак, начнем по порядку.
Осмотр автомобиля
Когда выполняется ремонт машины после аварии, то сначала делается осмотр с целью полного выявления повреждений. Выясняют степень и характер, устанавливаются сроки выполнения ремонта. Если в результате ДТП были повреждены несущие элементы кузова, то тогда авто нужно поставить на стапель и проводить восстановление геометрии. Мастер все это учитывает при выполнении заказ-наряда. Также указывается предварительная цена работ автосервиса. Комплектующие не нужно покупать самостоятельно, это сделают лучше вас сами профессионалы. Клиенту нужно просто оставить в сервисе автомобиль и ждать звонка о выполнении работ.
Разбор деталей и дефектовка кузова авто
Автомобиль следует тщательно помыть, поскольку попадание пыли и грязи в покрасочную камеру обнулит все ваши предшествующие усилия по ремонту. И, к тому же, на чистом кузове всегда лучше виден объем предстоящей работы. Внешний осмотр автомобиля не всегда позволяет увидеть скрытые повреждения сразу. Так, что после разборки проводится дефектовка, которой занимается арматурщик. Он разбирает дефектную деталь кузова, выявляет видимые и скрытые повреждения и расписывает их. Чтобы покрашенный элемент не отличался по цвету от старой эмали, подводится подбор краски. Арматурщик отдает на колеровку лючок бензобака, а мастер на основании данных дефектовки делает заказ новых запчастей и корректирует заказ-наряд. Так, если какой-то элемент не подлежит восстановлению, то производится полный разбор, целые детали складируются, а поврежденные выкидывают. Если поврежден, к примеру, бампер, то арматурщик его разбирает и отдает автомаляру или кузовщику для ремонта.
Кузовные работы
Следующий этап – работа кузовщика. Он занимается восстановлением различных элементом кузова. Для начала он делает полную зачистку поврежденной детали до голого железа. Потом при помощи специальной аппаратуры кузовщик вытягивает вмятину. Далее идет рихтовка поврежденного участка. Работы при восстановлении геометрии кузова проводят на рамном стенде или стапеле.На стапеле вытягивается пневмогидравлическим методом деформированная часть авто. Таким образом, восстанавливают геометрию. На этом же этапе делаются сварочные работы, замена или ремонт различных элементов. Устанавливаются новые элементы, примеряются, подгоняются стыки и зазоры. Далее автомобиль отправляется в руки маляра.
Покраска автомобиля
Это одна из ключевых деталей кузовного ремонта. После того, как автомаляр принял автомобиль у кузовщика, проводятся подготовительные работы. Сначала место ремонта зачищается шлифмашинкой, а потом шпатлевка. Она наносится поэтапно, в 2-3 слоя, а после того, как высохнет, проводится зашкуривание. Элемент по периметру обклеивают бумагой и малярным скотчем. Затем наносится грунт. Грунтовка кладется в 2 этапа. Сначала тонким слоем идет антикоррозийная шпатлевка, а потом 2-3 слоя основной. Автомобиль окрашивается в специальной камере без пыли и с определенной температурой.В местах, где покраска не нужна, автомобиль покрывается защитной пленкой, не пропускающей растворитель и краску. Краска кладется в несколько этапов с просушиванием каждого нового слоя. Последний этап – нанесение лака. В камере включают сушку примерно на час.
Сборка автомобиля
После покраски автомобиль отправляется на участок сборки. Устанавливаются двери, крылья, бампера, а арматурщик собирает все, что перед этим разбирал. После завершения работ проводится полировка, что дает дополнительную защитит кузова и придает блеск. Ну а далее проводится мойка и автомобиль готов.
Кузовной ремонт после ДТП и его особенности
Многих автомобилистов сегодня интересует — как восстановить машину, побывавшую в аварии, не переплачивая лишних денег специалистам за кузовной ремонт. Большинство водителей, столкнувшихся с ДТП, переполняет масса эмоций, связанных с предстоящими затратами. А можно ли своими руками провести реставрацию кузова, используя передовые рекомендации от квалифицированных мастеров? Давайте разбираться.
Этапы восстановительных работ по кузову
Как правило, в 99 случаев из 100 мастера вначале проводят осмотр. Это самый важный и сложный этап работы, от которого будет зависеть непосредственно весь последующий цикл и итоговый результат. Если вы собираетесь ремонтировать кузов автомобиля самостоятельно, рекомендуем доверить осмотр специалисту. Денег за рекомендацию он, вряд ли, попросит, зато даст ценные советы, выявит будущий объем работ.
В СТО, к примеру, выявление повреждений кузова проводится мастером или начальником. В некоторых случаях за это отвечает работник отдельного штата – кузовщик.
Что дает осмотр:
- Позволяет выяснить характер и степень повреждений;
- Дает возможность узнать сроки выполнения работ, их объем;
- Позволяет определить то, какие инструменты и оборудование необходимо использовать.
Так, если восстановительные работы связаны с несущими составляющими остова, обязательно использование рамного стенда или стапеля, на котором и будет проведено дальнейшее выпрямление геометрии.
Следующий этап работ – демонтаж и дефектовка. Машину в первую очередь тщательно моют, очищают от повседневной грязи и пыли. Если работы будут проводиться в закрытом помещении, камере, то следует помнить, что даже мельчайшая частичка грязи способна привести к браку в работе. Да и на чистом кузове лучше виден фронт проведения восстановительных операций.
Дефектовка имеет цель лучше определить скрытые повреждения, которые при начальном осмотре не всегда удается выявить. После разборки проводится дефектовка. В СТО, как правило, за данный этап работ отвечает арматурщик, задачей которого является проведение демонтажа дефектного участка кузова, выявление явных и скрытых повреждений и т. д. Всю информацию он записывает, а затем передает мастеру.
Задачами арматурщика являются также следующие моменты:
- Передача дефектного кузовного элемента для подбора краски колеровщику;
- Заказ новых деталей;
- Внесение корректировок в заказ и т. д.
Примечание. Например, если какая-нибудь кузовная часть (дверь), не подлежит восстановлению, арматурщик разбирает ее детали, нужное сохраняет, а лишнее выбрасывает. Если повреждается бампер или крыло, арматурщик снимает деталь и передает для восстановления кузовщику.
При проведении работ в своем гараже придется все это делать самому.
Третий этап работ после ДТП берет на себя кузовщик. Это самая ответственная часть операции, требующая специфических знаний. Ниже приводится примерный алгоритм действий кузовщика в процессе восстановительных работ:
- Зачистка поврежденной части детали до голого металла (применяется болгарка с насаженным абразив кругом);
- Вмятины и другие неровности вытягиваются на специальном аппарате, с помощью рихтовочных инструментов и т. д.;
- Проводятся работы на стапеле, если в налицо сильные деформации больших деталей кузова.
Восстановление геометрии кузова после аварии, в принципе, обязательна. Какой бы незначительной ни было ДТП, кузов потеряет изначальные, правильные размеры.
Обязателен на данном этапе работ также сварочный аппарат. Он используются при замене кузовных элементов, соединяющихся с остовом сварным швом или при проведении ремонта.
Не менее важен процесс сверки правильности зазоров и стыков.
Следующий этап работ – покраска. Для многих новичков – это одновременно самая интересная и сложная часть восстановительных работ. В СТО за эту часть операции отвечает автомаляр, принимающий автомобиль у кузовщика.
Алгоритм проведения работ по покраске сводится к следующему:
- Болгаркой зачищается место покраски кузовного элемента;
- Подготавливается состав шпатлевки, которая затем наносится равномерно, в несколько слоев;
- После того, как состав высыхает, его зашкуривают;
- Кузовной элемент обклеивается бумагой и скотчем по всему периметру;
- Наносится грунт, обязательный перед основной покраской. Его нужно наносить в три слоя: первый – тонкий, два остальных – потолще;
- Покраску лучше осуществлять в специальном боксе, куда не попадет пыль и будет сохранена требуемая температура;
- В конце наносится лак;
- Включается режим завершающей сушки, длящийся около часа.
Автомобиль в процессе проведения покрасочных работ накрывается защитной пленкой, не пропускающей краску или другие составы. Помимо этого, краску следует наносить не спеша, с обязательной паузой, достаточной для высыхания того или иного слоя.
Заключительный этап восстановительных работ подразумевает сборку автомобиля. Имеется ввиду установка навесных кузовных элементов, дверей и т. д. Также на данном этапе проводится полировка кузова, дополнительно защищающая металлическую поверхность (кроме того, полировка дает машине блеск).
Номер
Если из-за аварии повредилась номерная деталь автомобиля, это может представить проблему. Номер выбивается, как правило, на колодце. В ходе ДТП сюда приходится удар, деталь отваливается частично или полностью. Если провести сварочные работы, то неизбежно возникнут проблемы со сверкой номера. Что делать?
Как правило, большая часть проблем данного типа решается посредством фотографирования поврежденного участка с последующей передачей в органы ГИБДД. В принципе, будет полезно и заранее посоветоваться с сотрудниками правоохранительных органов, которые дадут грамотные рекомендации по определенному автомобилю.
Как видим, ремонт кузова после аварии, это не просто правка определенной части машины, а целый спектр разнообразных операций, включающий устранение любого вида повреждений.
Видео о кузовном ремонте
Важные рекомендации по самостоятельному ремонту после аварии
Стоит напомнить читателю, что данный вид ремонтных работ тоже может проводиться двумя сценариями: капитально и локально. В первом случае, естественно, объем проводимых работ будет в два раза больше.
Хотелось бы также обратить внимание при проведении самостоятельных работ на виды повреждений. Они различаются не только по существу, но и степенью сложности.
- Царапины и другие повреждения, влияющие на экстерьер, и создающие угрозу появления ржавчины необходимо устранять как можно скорее, иначе в дальнейшем может начаться губительный процесс коррозии.
- Вмятины, появляющиеся после аварии, могут либо сопровождаться нарушением ЛКП, либо нет. Безусловно, в первом случае надо проводить ремонт неотложно, путем устранения трещин, правки царапин и восстановления ЛКП. Во втором случае ремонт можно задержать, ведь никаких сложных последствий он в себе не несет, коррозией не грозит.
- Трещины на кузовных элементах, как правило, пластиковых. В данном случае, если не проводить правку, проблема будет лишь увеличиваться. В итоге определенная деталь может полностью развалиться в ходе дальнейшей эксплуатации.
Геометрия кузова и ее структурное нарушение требует обязательно руки специалиста. В большинстве случае «лечение» этой проблемы не имеет смысла, поскольку обходится в большую сумму денег. Легче будет разобрать кузов, продать уцелевшие детали, а на вырученные средства, добавленные к определенной сумме, купить новый остов для своего авто.
Если вы хотите узнать больше о проведении ремонта кузова после аварии, смотрите интересное видео и фото – материалы. Полезно будет изучить другие публикации нашего сайта, таблицы, инструкции и другие рекомендации.
Восстановительный ремонт кузовов автомобилей
При ремонте кузовов автотранспорта на ремонтных предприятиях обычно используется следующая последовательность выполнения технологических операций:
- • полная мойка кузова, чистка внутри, сушка;
- • приемка кузова в ремонт;
- • определение вида необходимого ремонта;
- • разборка кузова (полная или частичная);
- • дефектация;
- • правка деформированных участков, восстановление положения контрольных точек кузова;
- • замена поврежденных деталей кузова ремонтными вставками с использованием сварки;
- • замена поврежденных деталей кузова блоками деталей от бракованных кузовов с использованием сварки;
- • контроль качества ремонта кузова перед окраской. Ремонтно-восстановительные работы могут выполняться как на
автомобиле в целом, так и на отдельном кузове при полной или частичной разборке автомобиля. При сдаче кузова в ремонт должен быть выполнен контрольный осмотр, при котором проверяется комплектность кузова или автомобиля, определяется и согласуется с заказчиком объем работ, вид ремонта (в соответствии с табл. 8.1), ориентировочная стоимость работ и сроки их выполнения. Все эти данные документально оформляются в соответствии с порядком и формой заполнения приемочных документов на основании «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам».
Виды ремонта кузовов в зависимости от степени повреждения, деформации и коррозионного разрушения
Объем ремонтных работ
Выправление повреждений поверхности площадью до 20% в легкодоступных местах
Выправление повреждений со сваркой или ремонт № 1 на поверхности площадью до 50%
Выправление повреждений со вскрытием и сваркой, с частичным восстановлением до 30% площади поверхности; частичное восстановление деталей вытяжкой и правкой с усадкой металла, вырезкой участков, не подлежащих ремонту; изготовление ремонтных вставок из бракованных деталей кузова или листового металла с приданием ему формы восстанавливаемой детали
Частичное восстановление деталей на поверхности площадью свыше 30%
Замена поврежденной части детали кузова ремонтной вставкой из номенклатурных запасных частей завода-изготовителя или изготовленной по его чертежам
Крупноблочный ремонт, предусматривающий замену поврежденных частей кузова блоками деталей от бракованных кузовов, с разметкой, отрезкой, подгонкой, вытяжкой, рихтовкой, сваркой
В зависимости от вида ремонта разборка кузова выполняется частично или полностью. Частичную разборку делают только в тех случаях, когда только отдельные части кузова требуют ремонта из-за повреждений в результате небольшой аварии или местного коррозионного разрушения. Полная разборка необходима, как правило, при значительных аварийных повреждениях кузова, требующих правки на специальных стапелях.
Порядок разборки кузова строго регламентирован и выполняется с соблюдением определенной технологической последовательности, исключающей повреждения деталей. Процесс разборки разрабатывается для каждого типа кузова отдельно с учетом специфики установки и закрепления деталей. Разборка кузова несущей конструкции требует разборки автомобиля, так как некоторые детали и узлы снимаются до отсоединения электрооборудования и агрегатов ходовой части автомобиля, а некоторые — только после снятия агрегатов.
Дефектация как составная часть технологического процесса восстановления производится при приемке кузова в ремонт, а также непосредственно при выполнении каких-либо ремонтных операций. Дефектация кузова необходима для обнаружения явных и скрытых дефектов, определения вида ремонта и способов устранения имеющихся повреждений. Для выполнения работ по дефектации, как правило, необходим пост, оснащенный подъемником и контрольноизмерительным инструментом для определения технического состояния кузова.
При приемке в ремонт автомобиля с аварийными повреждениями лонжеронов или основания кузова на правочном стенде с помощью механической или электронной контрольно-измерительной системы по контрольным точкам обязательно проверяется геометрия основания кузова.
После разборки, определения вида необходимого ремонта и дефектации приступают к ремонту, выполняемому следующими способами:
- • вытяжкой и рихтовкой в холодном состоянии или с применением местного нагрева;
- • посредством вырезки разрушенной части детали с изготовлением ремонтной вставки и подгонкой ее по месту;
- • с использованием бывших в употреблении деталей, их блоков или частей для замены поврежденного участка аварийного кузова;
- • посредством замены поврежденной части ремонтными вставками из номенклатурных запасных частей завода-производителя (частичная замена);
- • путем замены поврежденной детали или блока деталей из номенклатурных запасных частей завода-изготовителя;
- • сваркой кузовных элементов, выполняемой встык, внахлестку или с использованием промежуточной вставки в зависимости от конструкции узла.
После завершения ремонтно-восстановительных работ и перед окраской в соответствии с техническими требованиями выполняется объективный контроль качества ремонта по геометрическим параметрам основания кузова, линейным размерам проемов кузова, величине зазоров дверей, капота и крышки багажника, совпадению линий штамповки дверей и крыльев, по качеству заделки трещин, разрывов металла, пробоин и прочих дефектов, связанных с подгонкой и сваркой ремонтных вставок и панелей.
Рихтовка. Основные этапы и понятия
В процессе кузовного ремонта важным этапом является рихтовка поврежденных элементов кузова автомобиля. Для того, что бы качественно выполнить данные работы, необходимо обладать определенными знаниями и навыками.
Рихтовка – это процесс восстановления деформированных металлических поверхностей кузова автомобиля.
Какие виды повреждений подлежат рихтовке?
Все повреждения делятся на следующие виды: прямое и непрямое, то есть второстепенное.
Прямое повреждение – область кузова, которая имела непосредственный контакт с объектом, нанёсшим повреждение. В данном месте может возникнуть нарушение целостности слоя краски или разрыв самого металла.
Непрямое повреждение – погнутый металл, располагающийся в области, которая прилегает к прямому повреждению. В некоторых случаях второстепенная деформация находится на расстоянии десятков сантиметров от зоны прямого повреждения.
Современное оборудование позволяет справиться с повреждениями любой сложности. Выполняя ремонт, выбирайте более простые способы для восстановления детали. Наличие у вас специального оборудования не означает, что вам необходимо всегда и везде его использовать. Бывают случаи, когда вмятину можно просто «выдавить» рукой с обратной стороны.
Этапы рихтовки
Грамотная рихтовка имеющихся деформаций состоит из трёх этапов:
- Анализ повреждений.
- Восстановление начальной формы детали.
- Удаление мелких дефектов.
1. Анализ повреждений
На первоначальном этапе необходимо определить размеры повреждений и порядок их получения. Определить методы дальнейшего ремонта, используемые материалы и инструменты.
Важно помнить, что исправлять повреждения необходимо в последовательности, противоположной их получению. Так же нужно учитывать тот факт, что некоторые из деформаций могли быть получены одновременно.
Процедура восстановления не должна привести к дополнительным повреждениям.
Для выявления неровностей детали поможет линейка. Её прикладывают ребром к поверхности поврежденной детали. При этом хорошо видны все вмятины и их глубина. Иногда для определения деформации необходимо срезать слой краски. Для этого применяют кузовной напильник. Также можно разогреть поверхность строительным феном и аккуратно снять краску шпателем.
2. Восстановление начальной формы детали
Для придания начальной формы детали выправляют заломы и большие вмятины. При этом необходимо ослаблять области, имеющие напряжение вследствие полученного удара, так как они препятствуют процессу возвращения металла в его изначальное состояние. Некоторое количество легких ударов в эту область, в данном случае будут более уместны и сработают эффективнее, чем пара сильных ударов. Деталь приобретает первоначальную правильную геометрию. Данный этап называют грубой рихтовкой.
Еще в процессе грубой рихтовки простукивают возвышенности и изгибы вокруг вмятин. В этом случае зачастую используется метод «молоток вне поддержки». Также возможно использование молотка и деревянного бруска или специальной надувной подушки для оказания воздействия с обратной стороны деформированной области.
Главная цель второго этапа – восстановление поврежденной детали и придания ей первоначальной геометрической формы, поэтому на небольшие неровности можно пока не обращать внимания. Усадка растянувшегося металла и, если нужно, заваривание разрывов происходят также во время этого этапа.
3. Удаление мелких дефектов.
На данном этапе устраняются все мелкие неровности, таким образом, окончательно возвращая деталь к первоначальному состоянию.
Поврежденная область может быть восстановлена настолько качественно, что потом останется лишь нанести наполняющий грунт, выполнить его обработку и покрасить.
Важно делать всё последовательно, не спеша, внимательно. Именно от этого зависит качество конечного результата.
Инструменты для рихтовки
В процессе работы специалисты используют различные инструменты и приспособления:
- Рихтовочные молотки.
- Кузовные ложки и гладилки.
- Поддержки.
- Кузовной напильник.
- Надувные подушки и вакуумные присоски.
- Аппарат контактного типа сварки (споттер).
Подробнее о применении инструментов читайте здесь.
Техники рихтовки
При восстановлении деталей автомобиля используют различные приемы:
- Техника «молоток вне поддержки».
- Техника «молоток на поддержке».
- Использование молотка с острым бойком без поддержки.
- Использование споттера.
- Подробнее о технике рихтовки читайте здесь.
Усадка растянутого металла
Следует учитывать, что после завершения рихтовки может образоваться область растянутого металла, который становится ослабленным и нестабильным. В этих местах появляется выпуклость или вогнутость на поверхности детали. Данный дефект называется «хлопун» (при надавливании на выпуклость она прогибается в обратную сторону). Чтобы исправить такой дефект, будет недостаточно просто простучать его молотком.
Про методы устранения «хлопуна» читайте здесь.
Заключение
На первый взгляд рихтовка не является таким уж сложным процессом, однако для качественного восстановления детали необходимо обладать соответствующими навыками по работе с металлом. Незначительные повреждения действительно можно устранить своими руками, но сложные лучше доверить специалистам. Ведь помимо специального оборудования и инструментов, они обладают необходимым опытом и навыками.