Однополосные и двухполосные колонки в чем разница
Перейти к содержимому

Однополосные и двухполосные колонки в чем разница

  • автор:

Как выбрать акустику. ⁠ ⁠

Давно что-то я ничего не выкладывал, даже неудобно как-то перед моими подписчиками. Так что решил разбавить мой небольшой бложик об изготовлении акустики смежной темой — выбор акустической системы для музыки. При выборе колонок, человек далекий от звукотехники сталкивается перед непростой задачей, как же выбрать идеальную акустику в свой бюджет. Моделей на рынке тьма, любых форм и расцветок, и чуть ли не для каждой хвалебная статься в аудиожурналах и на тематических сайтах. И непонятно что выбрать, вот у этой колонки 3 динамика, и она стоит 20 000, и у другой 3, а стоит 200 000. Как раз таки в особенностях акустических систем я и хочу помочь разобраться неподготовленному меломану.

Небольшой дисклеймер. Все указанные достоинства или недостатки описанных ниже колонок носят исключительно аналитический характер и не являются 100% утверждением касательно конкретной модели акустики. Я попытаюсь описать базовые принципы выбора, что-то типа, вот машину с квадратными колесами брать не надо. Все советы служат лишь для того, чтобы подтолкнуть неопытного человека по правильному пути в выборе. Окончательное решение о покупке той или иной модели обязательно надо принимать после прослушивания.

Итак, с чего начать. Начну пожалуй с некой философии выбора. В первую очередь при выборе первое, что нужно помнить, это думать своей головой и слушать своими ушами. Ни в коем случае нельзя доверять статьям и тестам журналов, плохих статей и тестов я еще не видел, а вот плохой акустики море. Второе, не доверять отзывам в интернете. Если человек не слышал в своей жизни ничего лучше кроме всяких свенов микролабов, то любая акустика более высокой категории для него покажется суперской. Лестных отзывов о плохой акустике наверно процентов 70 в интернете. Читайте лучше негативные отзывы, повторяющиеся недостатки у разных людей уже некий аргумент.

Далее рассмотрим устройство акустики. Для многих колонка — это просто непонятная коробка с динамиками. Что в ней внутри и как оно вообще играет непонятно. Но на самом деле все не так сложно

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Любая акустическая система состоит минимум из трех вещей: корпус АС, динамики, и разделительные фильтры. Думаю первые два пункта пояснения не требуют, а вот о третьем поподробней. Разделительный фильтр, это то, что разделяет сигнал с усилителя по полосам воспроизведения, низкие частоты(НЧ), средние частоты(СЧ), высокие частоты(ВЧ). За воспроизведение каждой из полос отвечает один или несколько динамиков. Очень важно понимать, что количество динамиков и количество полос разные вещи. Например следующие колонки имеют по 3 динамика, но являются двухполосными, за НЧ диапазон здесь отвечают 2 динамика.

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Как я уже писал, за разделение полос отвечает фильтр, его еще называют кроссовером. Сложно поверить, но именно он отвечает за качество звучания АС. Динамики конечно вносят основную лепту, но с плохим кроссовером даже самые дорогие динамики будут играть ужасно. Конечно при выборе вы не сможете разобрать колонку и посмотреть, качественно ли сделан кроссовер, но даже при наличии такой возможности нельзя будет сказать, хорошо ли он спроектирован или плохо. Хотя например такой вот кроссовер, который я встретил в одной из бюджетных ямах, точно полная лажа.

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Но тем не менее иногда можно косвенно судить о его качестве. Сейчас рассмотрим пару примеров.

На рынке есть несколько моделей, у которых НЧ динамик расположен сбоку, например

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Таких моделей стоит избегать, и вот почему, не вдаваясь сильно в теорию, из-за особенностей распространения звуковых волн, басовик с боковым расположением должен играть не выше 300-400гц, иначе на суммарной амплитудно-частотной характеристике будет провал. Для того, чтобы поделить басовик на такой частоте, в кроссовере должна стоять катушка индуктивности с большим номиналом, качественная катушка с нужными параметрами стоит 3-4 тысячи, то есть 7-8 тысяч на пару колонок. Стоят ли такие катушки в акустике которая стоит например 30 000? Ответ думаю очевиден.

Примерно из-за тех же особенностей, левая колонка будет в добавок иметь провал на частотах 2-3 килогерца. Что-то типа такого. Расположение среднечастотных динамиков, если их несколько, должно быть сверху и снизу пищалки, а не только снизу.

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

теперь поговорим о полосах. Колонки делятся на одно- двух- трех- полосные. Есть конечно и 4-5 полосные, но цена за такие решения сильно приличная. Однополосные колонки, это колонки с одним широкополосным динамиком. Качественная акустика подобной конструкции стоит дорого, и является товаром довольно на любителя. Так что подробно остановимся на двух и трехполосном варианте.

Почему вообще в колонке делят полосы? Почему бы не доверить все одному динамику, который будет играть весь диапазон? Потому что к сожалению еще не придумали идеальный динамик. Каждый динамик хорош в своей полосе. Низкочастотный сабвуфер не заставишь играть средние частоты, а от крохотного ВЧ динамика бесполезно ждать басов. Поэтому и в колонке, чтобы перекрыть весь звуковой слышимый диапазон нужно несколько динамиков, которые играют разные частоты. Так сложилось, что наиболее резонно с точки зрения баланса цена/качество наиболее распространены двух- и трехполосные системы. В двухполосных системах за НЧ и СЧ диапазон отвечает низкочастотный динамик, а за ВЧ высокочастотный, твитер, пищалка, как его обычно называют. В трехполосной АС добавляется среднечастотный динамик, который избавляет НЧ от необходимости играть средние частоты. Дальнейшее увеличение числа полос сильно влияет на стоимость, и 4х и 5ти полосные системы стоят уже пару сотен деревянных.

Как же выбрать между двух и трехполосной конфигурацией? И тут все довольно просто с точки зрения выбора. Трехполосная АС всегда предпочтительнее двухполосной в той же ценовой категории. Опять же не вдаваясь в теорию, для качественного воспроизведения средних частот, а именно они наиболее значимые в музыке(да да, не басы чтоб бубнело, и не вч чтоб тарелочки цыкали, а именно средние частоты), нужен отдельный динамик, В двухполосных АС качественному воспроизведению средних частот мешают басы, динамик попросту не успевают отыгрывать середину, когда ему постоянно приходится трепыхаться от низкочастотной составляющей сигнала. Исключение может составить система, в которой присутствует сабвуфер, и низкочастотная составляющая отдана ему, об этом ниже. так же стоит упомянуть, что если планируется напольная система, выбирать двухполосный вариант не следует. Двухполосный полочник обычно выбиарют когда нет места или в тыловой канал ДК, использовать их в качестве напольной стереопары для музыки лично по мне расточительно.

Теперь поговорим о размере. И он как всегда и везде имеет значение, вот только не всегда в одну сторону. Больше иногда не значит лучше, а применимо к акустике даже хуже.

Начнем с низу, а точнее с басовика. И тут есть различие по кретериям выбора между двух и трехполосной АС. Начнем с двух. оптимальный размер НЧ динамика в двухполоске это 5-6 дюймов. Такой динамик обеспечит приемлемый уровень низких частот и не сильно испортит средние, выбирать двухполоску с 8ми дюймовым басовиком не следует, хоть такая акустика будет басовитее, но средние частоты в ней будут очень низкого качества. Например такие

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Если для колонок планируется поддержка сабвуфера, то следует выбирать модели с 5 дюймовым динамиком, такие колонки дадут хорошую середину, а недостаток басов скомпенсирует сабвуфер. Если же сабвуфер не планируется, то следует отдать предпочтение моделям с 6-6,5 дюймовым динамиком, такой динамик обеспечит компромисс между вменяемыми НЧ и приемлимыми сч.

Теперь о трехполосках. Сейчас подавляющее большинство моделей на рынке имеют 6 дюймовый басовик или несколько. И это плохо. 6 дюймовый динамик не способен отыграть правильные глубокие басы, пусть даже их несколько. В случае трехполосной АС басовик не должен быть меньше 8 дюймов. Модели с таким басовиком чаще стоят больше, но ведь к такой акустике не нужен сабвуфер, так что выходит не дороже. Например такие колонки покупать не следует, здесь 5 дюймовые басовички. Басов от них ждать не стоит.

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Перейдем к СЧ. Размер СЧ не должен быть большим, оптимальный размер это 5 дюймов. Такой размер обеспечит хорошую отзывчивость легкого динамика для воспроизведения СЧ диапазона, и не потеряет в чувствительности за счет размера. Например такие модели с 6 дюймовым СЧ, который еще к тому же скорее всего такой же как НЧ динамик, не стоит

Как выбрать акустику. Акустика, Выбор акустики, Советы по покупке, Длиннопост

Что касательно ВЧ динамика, то особых критериев нет, В двухполосной АС он должен быть в идеале побольше чем в трехполосной. Но больше все зависит от качества настройки кроссовера, нежели от размеров динамика.

Думаю на этом пока закончить. Можно конечно еще много чего написать, может быть будет вторая часть. А пока, если что-то непонятно отвечу в комментариях).

давай пили второй пост. и дай оценку некоторым известным моделям и брендами. что бы ты мог посоветовать или на какие модели обратить внимание

Честно — пост до конца не осилил пока.

Я приверженец секты больших диаметров, хороших фильтров и аналогового воспроизведения.

По мне хорошая акустика для дома — минимум три полосы, большие деревянные гробы, большие (по диаметру) НЧ динамики, головой просчитанные и руками паяные фильтра.

Слышать звук ушами — это одно. Чувствовать колебания воздуха грудной клеткой и остальными рецепторами — другое. Есть частоты, не слышимые ухом, но чувствуемые организмом.

Не холивара ради, удовольствия для.

И не забывайте про расположение источника звука в комнате. Это тоже наука 🙂

И немного об индивидуальном восприятии. Все люди слышат звук по разному. Примером тому аудиограмма в кабинете ЛОРа.

Поэтому в крупных торговых центрах (Империя звука) есть слуховые комнаты. Для меня выбор пал на полочники, хай-фай стерео + уселок ценою не более 50 тыс. руб. Но это в будущем, возможно цена поднялась в два раза.

Даже не знаю, что сказать по этому поводу . ваши советы для сферической АС в вакууме хороши, но фактически при выборе надо понять основной момент: даже в самых хороших АС раскрученных марок (вот не скажу за Арслаб, тут я ХЗ) себестоимость динамиков в лучшем случае 20% от ритейла. Ну 30% с фильтрами это максимум. А то и меньше, если коробок большой, и одинаковых мидбасов в нем много.

Вот если пара АС стоит 50 тыр, то цена потрохов у них — десятка в розницу. А если речь идет о нормальных АС, то это ну как бы начало вменяемых цен на известные марки.

И исходя из этого, уже не так легко сказать, что за одни и те же деньги лучше 3 полосы, чем 2 или 2,5.

Потому что конструкция бюджетной трехполоски примерно такова — пластиковый/картонный вуфер с высокими внутренними потерями (чтоб не фильтровать ломку вовсе), легкий СЧ (желательно тоже ПП или бумаго-композит), кое-как отфильтрованный 300-5000 или выше, и пищалка из плащевки, подпирающая СЧ на самом верху. При этом фазоинвертор настроен так, чтоб бас шарашил, а как он при этом играет что-либо быстрее 140 уд/мин — пофиг.

В общем и целом, результат-то будет несколько отличаться на слух у разных фирм, но на выходе будет продукт примерно одного качества за одинаковые деньги. При этом отличия на слух больше определяются тем, к какому компромиссу маркетологи склонили инженеров, чем реальным качеством воспроизведения фонограмм..

Короче, жизнь = боль, а рынок = развод.

При этом не соглашусь с автором насчет АС с боковым расположением вуфера. Если речь идет о чем-то реально качественном, то тут да, надо вникать.

Если же речь идет о бюджете, то иногда это неплохой компромисс — по факту, это полочник, стоящий на пассивном сабе, да еще и с 8-10″ динамиком. Вуфер будет глухой и картонный, с низким резонансом, мидвуфер легкий и, возможно, поделенный не на 2500, а повыше, от чего ВЧ-СЧ могут выиграть. Скажем так, в равном бюджете, я бы это послушал — не исключено, что общий результат будет более адекватен, чем 4 картонки по 5″ в столбике, если дома некуда втыкать широченные гробы. Главное, чтобы боковые вуферы хотя бы в шкафы по бокам не играли, а там уже и потаскать можно.

Для начинающих аудиофилов, далеких от техники, я бы посоветовал усвоить пару простых технических моментов

1) треугольник «чувствительность — резонансная частота — размер» никакими ухищрениями не нарушается, а про внятные НЧ ниже резонансной частоты динамика, как правило, можно сразу забывать (не, формально-то они есть, только обычно это не басы, а бухтение с пердежом, в реальной комнате вообще печаль). Иными словами, маленький вуфер может играть низко, но тихо, а если надо громко, то надо увеличивать размер.

При этом надо учитывать такие вещи, как неизбежный рост искажений на НЧ по мере роста громкости и интермодуляционные искажения. Например, конструкции в стиле Penaudio Cenya (маленькие, низко настроенные полочники на пристойных запчастях) можно считать уместными в комнате 10-12 кв. м., и тогда они будут играть чисто и внятно, но если требовать от них дискотеки, и тем более накручивать эквалайзером низы, то проще их продать и за полцены купить концертные АС, чем слушать мучения малышей.

2) жесткие динамики (алюминий, алюмокерамика, магний, жесткая прессованная бумага) в общем-то несколько более детально играют свой_рабочий_диапазон, чем мягкая бумага, композиты, полипропилен, но требуют очень хорошей фильтрации «звона» на СЧ-ВЧ (это не очень дешево — одним кондером на ВЧ не обойдешься), поэтому рассматривать их в условно-бюджетных АС я бы советовал очень аккуратно, и по возможности с манибэком. Могут звенеть и утомлять своим «ярким, детальным и праздничным» звуком после пары часов прослушивания. При этом вроде бы все ровно по замерам, но плохо отфильтрованные искажения в стиле «удар ложкой по миске» попадают в диапазон максимальной чувствительности уха и наш слуховой аппарат сходит с ума, поскольку в окружающей природе таким спектров не бывает .

Какие колонки лучше: однополосные или двухполосные?

Когда дело касается выбора аудиосистемы для дома или офиса, одним из самых важных решений является выбор колонок. Сегодня на рынке представлено огромное количество различных моделей, в том числе однополосных и двухполосных.

Однополосная акустическая система (также известная как full range) имеет только один динамик для воспроизведения всего диапазона звуков. Этот фактор делает их довольно компактными и более доступными по цене. Однако, они могут быть менее точными и могут иметь ограниченные возможности по воспроизведению низких и высоких частот.

Двухполосные колонки, с другой стороны, имеют два динамика — один для воспроизведения низких и средних частот, и один для высоких частот. Это позволяет им более точно и полноценно воспроизводить звуковой диапазон. Они также обладают лучшей детализацией и прозрачностью звучания. Однако, двухполосные колонки обычно более дорогие и занимают больше места.

В итоге, выбор между однополосными и двухполосными колонками в значительной степени зависит от ваших предпочтений и бюджета. Если вам нужна компактная и более доступная система, однополосные колонки могут быть лучшим выбором. Однако, если вы цените качество и точность звучания, двухполосные колонки будут предпочтительнее.

Преимущества однополосных колонок

Однополосные колонки – это аудиоустройства, которые воспроизводят звуковые частоты в широком диапазоне. Они представляют собой компактные и простые в использовании устройства, обладающие рядом преимуществ перед двухполосными колонками:

  1. Простота в установке и подключении. Однополосные колонки имеют минимальное количество динамиков, что значительно упрощает их установку и подключение к аудиосистеме.
  2. Компактность и портативность. Однополосные колонки обычно имеют маленькие размеры и легкий вес, что делает их удобными для переноски и использования на открытом воздухе или в поездках.
  3. Экономия места. Благодаря компактным размерам, однополосные колонки могут занимать небольшую площадь и легко помещаться в любом помещении.
  4. Низкая стоимость. Однополосные колонки обычно стоят дешевле по сравнению с двухполосными, что делает их доступными для широкого круга потребителей.
  5. Хорошая интеграция в аудиосистему. Однополосные колонки часто имеют высокую совместимость с другими компонентами аудиосистемы, что позволяет легко включать их в работу и обновлять систему.

Таким образом, выбор однополосных колонок может быть отличным решением для тех, кто ищет простое, компактное и доступное аудиоустройство с хорошим качеством звука.

Недостатки однополосных колонок

  • Ограниченная диапазонная глубина. Однополосные колонки имеют ограниченные возможности в воспроизведении низких и высоких частот. Это связано с тем, что в таких моделях используется только один динамик, который должен справляться с воспроизведением всего диапазона звуковых частот. Из-за этого может быть недостаточная глубина и детализация воспроизводимого звука.
  • Ограниченная мощность. Однополосные колонки часто имеют небольшую мощность, что может ограничить возможности прослушивания музыки на больших площадях или при высокой громкости.
  • Несбалансированный звук. Из-за ограниченных возможностей воспроизведения разных частотных диапазонов, звук может быть не сбалансированным и не отвечать требованиям исходного материала.
  • Меньшая точность воспроизведения. Однополосные колонки могут иметь более низкую точность воспроизведения, так как один динамик должен справляться с воспроизведением всего диапазона звуковых частот.
  • Ограниченные возможности по настройке звука. Однополосные колонки обычно имеют ограниченные возможности по настройке звука, так как нет возможности управлять разными частотными диапазонами отдельно.

Преимущества двухполосных колонок

Двухполосные колонки – это тип акустической системы, состоящей из двух отдельных динамиков, отвечающих за различные диапазоны звуковых частот. Этот подход имеет несколько преимуществ, которые делают двухполосные колонки более предпочтительными по сравнению с однополосными колонками.

Улучшенная точность воспроизведения

Двухполосные колонки обеспечивают более точную воспроизведение звука. Это происходит из-за специализированных динамиков, которые способны лучше воспроизводить определенные частоты звукового спектра. Высокочастотные динамики (твитеры) обеспечивают четкое воспроизведение высоких звуков, а низкочастотные динамики (сабвуферы или мидбасы) отвечают за глубокие и низкие частоты. Разделение ответственности между разными динамиками позволяет достичь высокой точности воспроизведения различных диапазонов звука.

Расширенный диапазон частот

Поскольку двухполосные колонки имеют специализированные динамики для высоких и низких частот, они могут воспроизводить звуки на более широком диапазоне частот. Это позволяет услышать и ощутить более детализированный и полноценный звук. Высокочастотные динамики могут воспроизводить звуки до очень высоких частот, в то время как низкочастотные динамики способны создавать объемные и мощные низкие частоты.

Лучшее разделение и локализация звуков

Двухполосные колонки имеют лучшее разделение звуков и способность локализовать источники звука в пространстве. Благодаря наличию специализированных динамиков для высоких и низких частот, каждый динамик может работать более эффективно и точно в своем диапазоне, что ведет к более четкому и разборчивому звуку. Это особенно полезно при прослушивании музыки или просмотра фильмов, где каждый звук имеет свою конкретную позицию в звуковом пространстве.

Больше возможностей настройки

Двухполосные колонки обычно имеют больше возможностей для настройки звука, чем однополосные колонки. Многие модели двухполосных колонок позволяют регулировать силу и баланс звука для высоких и низких частот независимо друг от друга. Это позволяет пользователю настроить звуковое воспроизведение в соответствии с индивидуальными предпочтениями и особенностями помещения, в котором находятся колонки.

В целом, двухполосные колонки предлагают более качественный и точный звуковой опыт по сравнению с однополосными колонками. Они позволяют достичь лучшей точности воспроизведения, имеют широкий диапазон частот, лучшее разделение и локализацию звуков, а также больше возможностей для настройки. Для ценителей и знатоков музыки выбор двухполосных колонок является более предпочтительным.

Недостатки двухполосных колонок

1. Ограниченная частотная характеристика. Двухполосные колонки не могут воспроизводить все частоты с одинаковым качеством. Обычно низкие и средние частоты воспроизводятся основными динамиками, а высокие – дополнительными твитерами. Это означает, что настройка и переключение между динамиками может потребовать дополнительных настроек и регулировок.

2. Больший размер и вес. Двухполосные колонки обычно более габаритные и тяжелые, чем однополосные модели. Это может создавать проблемы с размещением и переноской колонок, особенно если вы собираетесь использовать их в портативных ситуациях.

3. Более сложная система звуковоспроизведения. При использовании двухполосных колонок требуется более сложная система управления и настройки звука. Это может быть сложно для новичков или тех, кто не имеет опыта работы с аудиооборудованием.

4. Высокая цена. Обычно двухполосные колонки обладают более высокой ценой по сравнению с однополосными моделями. В связи с дополнительными материалами и комплектующими, а также более сложной системой звуковоспроизведения, стоимость двухполосных колонок может быть значительно выше.

5. Сложности с би-ампингом и би-вайрингом. Двухполосные колонки могут требовать дополнительных усилителей и кабелей для подключения и работы в режиме би-ампинга или би-вайринга. Это добавляет сложности при настройке и использовании колонок.

Недостаток Описание
Ограниченная частотная характеристика Двухполосные колонки не могут воспроизводить все частоты с одинаковым качеством.
Больший размер и вес Двухполосные колонки обычно более габаритные и тяжелые, чем однополосные модели.
Более сложная система звуковоспроизведения При использовании двухполосных колонок требуется более сложная система управления и настройки звука.
Высокая цена Обычно двухполосные колонки обладают более высокой ценой по сравнению с однополосными моделями.
Сложности с би-ампингом и би-вайрингом Двухполосные колонки могут требовать дополнительных усилителей и кабелей для работы в режиме би-ампинга или би-вайринга.

Как выбрать колонки в зависимости от помещения

Выбор колонок для помещения зависит от ряда факторов, включая размер помещения, его форму, материалы стен и потолка, а также предпочтения в звуке. Важно учесть эти параметры при выборе колонок, чтобы достичь наилучшего качества звука.

1. Размер помещения: Одна из основных характеристик помещения, которая влияет на выбор колонок, — его размер. Для небольших комнат с ограниченным пространством рекомендуется выбирать компактные колонки, чтобы они не занимали много места и не перегружали помещение. В больших помещениях можно выбрать более крупные колонки, чтобы более полно передать звук.

2. Форма помещения: Форма помещения также влияет на выбор колонок. В помещениях с прямоугольной формой рекомендуется устанавливать колонки вдоль короткой стены, чтобы уменьшить отражение звука. В помещениях с нестандартной формой, таких как овал или треугольник, может потребоваться специальная расстановка колонок для достижения оптимального звука.

3. Материалы стен и потолка: Различные материалы имеют разную акустическую характеристику, поэтому при выборе колонок необходимо учесть материалы стен и потолка в помещении. Например, помещения с открытой планировкой и большим количеством стекла могут требовать более мощных колонок для компенсации потери звука.

4. Предпочтения в звуке: Каждый человек имеет индивидуальные предпочтения в звуке. Некоторым нравится богатый и насыщенный звук, другим более нейтральное звучание. При выборе колонок необходимо прослушать разные модели и выбрать ту, которая соответствует вашим предпочтениям в звуке.

Важно помнить, что выбор колонок для помещения — это индивидуальный процесс, который зависит от конкретных характеристик помещения и предпочтений в звуке. Рекомендуется проконсультироваться с профессионалами или протестировать несколько моделей колонок, чтобы найти оптимальное соответствие.

Как выбрать колонки в зависимости от музыкальных предпочтений

Выбор колонок для воспроизведения музыки может зависеть от ваших музыкальных предпочтений. Разные жанры музыки имеют свои особенности в звуковом спектре, поэтому для достижения наилучшего качества звука важно учитывать эти особенности.

1. Поп-музыка: Для воспроизведения поп-музыки, которая часто включает яркие и приятные мелодии, можно выбрать колонки с акцентом на высоких частотах. Такие колонки будут лучше передавать вокал и ярко звучащие инструменты.

2. Рок-музыка: Для рок-музыки, в которой акцент делается на гитаре и ударных инструментах, важным будет басовый диапазон. Поэтому, при выборе колонок для рока, стоит обратить внимание на наличие сабвуфера или дополнительных динамиков для передачи низких частот.

3. Классическая музыка: Классическая музыка имеет широкий диапазон звуков, от нежных скрипок до мощного оркестрового звучания. Поэтому, для передачи всей музыкальной гаммы, рекомендуется выбирать колонки с хорошей детализацией и широкими динамиками.

4. Джаз и блюз: Джаз и блюз часто включают звучание саксофона и рояля. При выборе колонок для такой музыки, можно обратить внимание на то, чтобы они передавали нюансы звука, такие как натуральное пианино или теплоту звучания саксофона.

5. Электронная музыка: Электронная музыка часто содержит множество сложных эффектов и басовых линий. Для воспроизведения такой музыки необходимы колонки с хорошей динамикой низких частот и возможностью точной передачи звукового эффекта.

Обратите внимание на частотный диапазон колонок, их мощность и качество звука при выборе колонок для определенного жанра. Также стоит помнить, что лучший выбор колонок будет субъективным и зависеть от ваших личных предпочтений в звучании музыки.

Рекомендации и общий выбор

Выбор между однополосными и двухполосными колонками зависит от ваших индивидуальных предпочтений и конкретных потребностей. Однако, существуют некоторые рекомендации, которые помогут вам сделать правильный выбор:

  • Бюджет: Однополосные колонки обычно стоят немного дешевле, но двухполосные колонки имеют более широкий диапазон звуков и лучшую детализацию. Если ваш бюджет ограничен, то однополосные колонки будут хорошим вариантом.
  • Назначение: Если вы планируете использовать колонки для прослушивания музыки или для домашнего кинотеатра, то двухполосные колонки могут быть более предпочтительными. Они обеспечат более точное воспроизведение звука и отличную динамику.
  • Размер комнаты: Двухполосные колонки могут быть более подходящим выбором для больших помещений. Они могут заполнить большое пространство звуком и создать мощное звуковое поле. Однополосные колонки, напротив, могут быть лучшим выбором для небольших комнат.

Важно помнить, что многие факторы могут влиять на качество звука и воспроизведение музыки. Важным фактором является также качество источника аудио (например, вашего источника музыки) и расположение колонок в комнате. Также рекомендуется протестировать разные модели колонок и прослушать различные жанры музыки, чтобы выбрать наиболее подходящий вариант для ваших потребностей.

В конечном итоге, выбор между однополосными и двухполосными колонками будет зависеть от ваших предпочтений в звуке, бюджета и назначения колонок. Важно дать себе время, чтобы изучить характеристики различных моделей, сделать тестовый прослушивание и принять взвешенное решение.

Вопрос-ответ

Как определить, какие колонки, однополосные или двухполосные, мне стоит выбрать?

Выбор между однополосными и двухполосными колонками зависит от ваших потребностей и предпочтений. Если вам важна максимальная точность воспроизведения звука и глубокий бас, то лучше выбрать двухполосные колонки. Однако, если вы хотите более компактное и простое в использовании решение, то однополосные колонки могут быть лучшим вариантом.

Какие преимущества имеют однополосные колонки?

Однополосные колонки имеют ряд преимуществ. Во-первых, они обычно более компактны и легкие, что делает их более удобными в использовании и передвижении. Во-вторых, они обычно меньше подвержены искажениям звука и имеют более широкий угол распространения звука, что позволяет достичь лучшей акустической обработки помещения.

Какие преимущества имеют двухполосные колонки?

Двухполосные колонки также имеют ряд преимуществ. Они обеспечивают более точное воспроизведение звука благодаря разделению низких и высоких частот на разные динамики. Это позволяет достичь лучшего разделения инструментов и детализации звука. Кроме того, двухполосные колонки обычно имеют более мощный бас, что делает их более подходящими для прослушивания музыки с большими басовыми партиями.

Какой бюджет следует учесть при выборе колонок?

Бюджет при выборе колонок может быть очень разным и зависит от ваших финансовых возможностей. В целом, однополосные колонки обычно более доступны с точки зрения цены, поскольку они имеют меньше динамиков и более простую конструкцию. Двухполосные колонки могут быть дороже, особенно если вы желаете качественный звук. Однако, на рынке существуют колонки разных ценовых категорий, поэтому вы всегда сможете найти подходящий вариант в пределах своего бюджета.

Самый полный гид по выбору домашней акустики. Однополосные и двухполосные колонки в чем разница.

Который становится интересным только после 20-го раза. А от сабвуфера большинство слушателей музыки, как правило, избавляются. Этим же объясняются многочисленные предложения сабвуферов на AVito с необычайно высокими скидками (в 3-6 раз ниже магазинной цены на дорогие модели).

«Характер» звучания. Выбор типа сведения бытовых АС.

Существуют и другие факторы, влияющие на «характер» звука, но в гораздо меньшей степени.

Например, широко распространено мнение, что колонки с бумажными диффузорами звучат совсем не так, как колонки с пластиковыми диффузорами. Отчасти это правда. Но только отчасти. Качество звучания колонок с пластиковыми диффузорами непристойно выше 2,5 кГц. Поэтому они не могут воспроизводить ничего выше 2,5 кГц. Бумажные диффузоры, с другой стороны, звучат довольно хорошо до 6-12 кГц. Поэтому такое сравнение некорректно.

Если отфильтровать бумажный динамик до 2,5 кГц, то разница между ним и динамиком с пластиковой мембраной уже будет незаметна. А «характер» их звучания будет очень похож.

Широкополосная акустика

Это самая распространенная категория, через которую предпочитают слушать музыку около 95 % всех людей. К этой группе можно отнести наушники и автомобильные колонки. Автомобильные колонки в большинстве случаев представляют собой нефильтрованные (без фазовых искажений) СЧ/НЧ-динамики с дополнительным высокочастотным динамиком.

Общий элемент, которым обладают все полнодиапазонные колонки, — это естественное, неискаженное звучание. В нем нет фазовых искажений, поскольку отсутствуют фильтры, искажающие его. Поэтому стереозвук получается именно стерео. Никакого странного псевдостереофонического калейдоскопа. Это особенно ярко проявляется в трехполосных системах. Чтобы получить представление о том, как выглядят фазовые искажения в акустике, нажмите здесь.

Фазовые искажения в полнодиапазонной акустической системе вызваны исключительно физическим свойством самой акустической системы. Все динамики сдвигают фазу перед основным сигналом на своей резонансной частоте.

Этот сдвиг фазы зависит от конструкции динамика. Наибольший сдвиг фазы наблюдается в фазоинверторном ящике, установленном поперечно. Масса динамика также играет роль — чем тяжелее динамик, тем больше сдвиг фазы.

Двухполосная акустика

В частности, есть два крайних случая. Ретро-динамики прошлого века имеют частоту связи 5-6 кГц. А современные массовые колонки «new-cut», которыми заполнены все выставочные залы, имеют частоту связи около 2,5 кГц.

Ретро-версия колонки звучит несколько мутновато по современным меркам из-за того, что среднечастотному/среднечастотному динамику приходится играть на очень высоких частотах. Однако благодаря тому, что фильтр фазового наклона смещен вверх, вы можете слушать музыку очень долго и очень приятно. Это происходит потому, что такое сведение очень близко к полнодиапазонной акустике. Часто ретро-акустика не имеет фильтра в СЧ/ВЧ-диапазоне и на самом деле больше похожа на полнодиапазонную акустику.

Стандартная версия новых моделей двухполосных акустических систем с шагом около 2,5 кГц звучит очень четко. И это производит хорошее первое впечатление на покупателей. И по этой причине такие колонки хорошо продаются. Именно поэтому все выставочные залы заполнены колонками этого типа.

Она очень хорошо передает звук бьющегося стекла. Она вполне прилично воспроизводит «аудиофильский джаз» и демо-записи из серии Реббека Пупкина. Но настоящую музыку в этой акустике большинство людей не слышат. Она слишком скучна.

Есть промежуточные решения, где разделение полос находится где-то посередине — на уровне 4 кГц.

Главная проблема двухполосных колонок в том, что слушателям почти всегда будет не хватать басов. Даже если посмотреть на таблицы АЧХ, с басовыми характеристиками все в порядке. Этому есть две причины:

  • Типичная комната поглощает НЧ гораздо в большой степени нежели СЧ и ВЧ.
  • Звуковые волны переотражаются от передней панели АС от частоты примерно 900 Гц (длины волны сопоставимы с шириной панели). Передняя панель АС отражает звуковые волны как зеркало свет. И соответственно звуковых волн от 900 Гц становится больше. А все те волны, которые ниже 900 Гц не переотражаются. И их больше не становится.

Вступление

Человеческое ухо способно слышать звуковые частоты в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Поэтому качество звука напрямую связано с воспроизведением отчетливых звуковых волн в этом диапазоне. Для достижения этой цели акустические системы были разделены на категории динамиков, воспроизводящих низкие частоты (от 20 Гц до 150 Гц), средние частоты (от 150 Гц до 2 000 Гц) и высокие частоты (от 2 000 Гц до 20 000 Гц). В этом отношении наблюдается эволюция:

  • Однополосная (широкополосная) акустика — за весь диапазон частот отвечает один динамик;
  • Двухполосная акустика — состоит из двух компонентов, один динамик для воспроизведения звука на средних и низких частотах, второй только на высоких;
  • Трехполосная акустика — за воспроизведение звука в каждом диапазоне отвечает отдельный динамик (мидбас, среднечастотник, высокочастотник).

Обратите внимание, что это не коаксиальные, а компонентные динамики. Двухполосные колонки являются наиболее распространенными.

Однополосная акустика

Такие колонки часто встречаются в недорогих автомобилях, где производители не усложняют звуковую систему и устанавливают недорогие полнодиапазонные динамики, воспроизводящие весь частотный диапазон. Такие колонки не являются и никогда не будут являться эталоном качества звука. Один динамик просто не способен воспроизвести все частоты в высоком качестве.

В двухполосных системах среднечастотный динамик должен занимать широкий частотный диапазон — обычно от 50-60 Гц до 3-5 кГц. В большинстве случаев производителям приходится идти здесь на компромисс, поскольку НЧ-динамики теряют много деталей в среднем диапазоне, а легкие и чувствительные динамики легче в среднем диапазоне, но обычно не являются НЧ-динамиками.

Твитеры прекрасно звучат в диапазоне 2-3 кГц, но не отличаются легкостью и прозрачностью в верхнем диапазоне, а твитеры, которые звучат чрезвычайно детально, обычно хороши только в диапазоне 6-7 кГц. Следовательно, двухполосная система обеспечивает оптимальное качество звучания.

Преимущества двухполосной акустики:

  • Огромный выбор в любом диапазоне цен;
  • Простота в установке и настройке;
  • Высокая степень согласованности между динамиками, благодаря чему повышается и качество звучания;
  • Естественное, «живое» звучание, но не идеальное.

Недостатки двухполосной акустики:

  • Излучателям приходиться воспроизводить более широкий диапазон частот.

Трехполосная акустика

Трехполосная акустика более привлекательна. В ней каждый из динамиков отвечает за более узкий диапазон частот. Низкочастотные и среднечастотные динамики концентрируются на низких частотах; детали в среднем диапазоне для них уже не так важны. Выбор размещения также более широк, поскольку наши уши едва способны различать направление звука на низких частотах.

Не нужно идти на компромисс и в отношении высокочастотных динамиков, и нет ничего плохого в том, что среднечастотный диапазон будет выше, чем в двухполосной системе, что является большим преимуществом.

Самое важное — это среднечастотный диапазон. На наш слух он наиболее информативен, а среднечастотные колонки более компактны, поэтому вариантов установки гораздо больше. Сверху на торпеду, сверху на лобовое стекло. С двунаправленными динамиками такого выбора мест установки нет. ⠀

Прежде чем покупать, стоит подумать. Да, звуковой потенциал выше, но сложность установки и настройки на порядок выше. Поэтому плохо настроенная трехполосная система будет звучать хуже, чем хорошо настроенная двухполосная.

Преимущества трехполосных колонок:

  • Натуральный, естественный звук Hi-End;
  • Излучателям отводиться более узкий частотный диапазон, раскрывается полный потенциал;

Недостатки трехполосных колонок:

  • Сложность инсталляции и настройка звукового потенциала;
  • Требуются дополнительные вложения (процессор, усилители, изготовление стоек, помощь специалистов);
  • Ограниченный выбор.

Конструкция акустических систем

Каждая акустическая система состоит из нескольких основных компонентов:

  • динамиков,
  • разделительного фильтра,
  • корпуса,
  • разъёмов для подключения к источникам аудиосигналов.

Давайте рассмотрим характеристики каждого компонента.

Типы и особенности динамиков

Это самая важная часть акустической системы, отвечающая за передачу звуковых волн и определяющая качество звука. Основным компонентом является диафрагма, которая вибрирует для получения звука. Громкоговорители различаются по количеству полос, на которые делится весь частотный диапазон:

  • Однополосные спикеры передают только слышимые человеком частоты одной полосы, поэтому качество звучание является не очень высоким.
  • Двухполосные акустические системы состоят из двух излучателей: низко/среднеч астотного и высокочастотного. НЧ/СЧ полосу воспроизводит крупный диффузор, а ВЧ – небольшой твитер, называемый «пищалкой».
  • Трёхполосная акустика оснащена тремя динамиками для каждого частотного диапазона НЧ, СЧ, ВЧ. Благодаря такой конструкции существенно повышается качество звучания на всём диапазоне частот, которые улавливают органы слуха человека (от 20 до 20 000 Гц).
  • Четырёх и более полосные акустические системы ещё больше разделяют диапазон частот, улучшая качеству звука.

Характеристики ВЧ, СЧ и НЧ динамиков

Разделяя НЧ, СЧ и ВЧ динамики в одном корпусе, динамик обеспечивает изоляцию и эффективную обработку необходимых частот. Это также минимизирует акустический резонанс. Отдельные, изолированные друг от друга динамики значительно снижают производительность среднечастотного и высокочастотного динамиков на резонансных частотах.

  • Если рассматривать конструкцию НЧ динамиков , то излучатель состоит из диффузора, подвески, магнитной системы, колебательной катушки и подвеса. Данные компоненты идеально передают басы, что и обуславливает их востребованность.
  • Так как бо́льшая часть звуков, принимаемых органами слуха и головным мозгом человека, приходятся на средние частоты, к таким излучателям предъявляются повышенные требования. По конструкции СЧ динамики очень схожи с НЧ басовиками. Но чтобы расширить направленность в верхних сегментах звуковой секции, среднечастотники имеют более компактные размеры.
  • Если говорить о ВЧ-твитерах , то их основной задачей является обеспечение максимально ровной и гладкой АЧХ в высокочастотном диапазоне акустических систем. Чтобы звуки верхних частот не «потерялись», а звучание не было тусклым, «пищалки» делают мощными и довольно громкими.

Требования к акустическим колонкам в зависимости от их назначения

Системы звукоусиления могут использоваться в самых разных ситуациях — от обстановки кафе до большого концерта на стадионе. Нетрудно догадаться, что требования к акустическим системам сильно варьируются в зависимости от сферы применения. Далее мы рассмотрим некоторые типичные области применения систем звукоусиления.

Акустические системы для кафе и ресторанов

Если вы просто хотите перекусить, вы можете пойти в столовую. Но люди посещают кафе и рестораны и по другим причинам. И в этом случае музыкальное оформление заведения не менее важно, чем изысканность блюд и забота официантов.

Для качественного проектирования звуковой системы ресторана необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Необходимо предусмотреть множество отдельных зон (столиков), в каждой из которых должно быть слышно музыку, но при этом звуковое оформление не должно мешать общению людей.
  2. Такой сценарий реализуется с помощью индивидуальных потолочных или настенных громкоговорителей, установленных около каждого посадочным местом ресторана для равномерного распределения звукового давления по периметру всего помещения.
  3. Танцевальные развлекательные мероприятия, шоу-программы или живая музыка требуют более серьезного подхода. Звуковое оборудование заведения должно включать достаточно мощные акустические колонки, возможность подключения микрофонов и, возможно, диджейского пульта.

Акустические системы в торговых комплексах

Современные торговые центры характеризуются длинными пешеходными дорожками и пространственной планировкой. Для звукоусиления это означает, что акустическая система имеет относительно большую амплитуду и должна быть способна воспроизводить различные акустические условия в разных частях торгового центра. Особых требований к качеству звука в торговых помещениях нет, наиболее важным фактором является достаточное звуковое давление и разборчивость речи в чрезвычайных ситуациях. Однако следует рассмотреть возможность использования системы оповещения в торговом центре для оповещения посетителей и персонала в случае пожара или другой чрезвычайной ситуации. Следует отметить, что существуют специально разработанные громкоговорители для общественных мест, которые максимально просто интегрируются и уже содержат все необходимые функции для внутреннего и наружного оповещения.

Акустические системы в клубах и развлекательных заведениях

Высокое качество звука на большой громкости — так можно охарактеризовать требования к клубным акустическим системам. Ведь на танцполе решающее значение имеют как низкие частоты, так и характерный «бум-бум» в сочетании со средними и высокими частотами. В то же время очень важно обеспечить высокий уровень звукового давления по всему танцполу. С учетом этих требований оптимальным выбором для клуба является мощный массив полнодиапазонных акустических линий в сочетании с мощной сабвуферной системой. Современный микшерный пульт и DJ-пульт также являются неотъемлемой частью клубной звуковой системы.

Промышленные кинозалы

Двухполосная акустика — плюсы и минусы

Есть несколько аспектов, которые делают двухполосные колонки лучшим выбором для домашней стереосистемы. Во-первых, они более доступны по цене, чем аналогичные трехполосные модели. Это верно, даже если они имеют схожие технические характеристики. Очевидное объяснение этому факту заключается в том, что в двухполосной колонке на один динамик меньше.

Классическая 2-полосная колонка Triangle Comete Ez 2-полосная колонка

Кроме того, хорошие 3-полосные колонки сложнее изготовить, что также влияет на их стоимость. Кроме того, 2-полосные колонки, как правило, более компактны, чем 3-полосные модели. Благодаря этому их легче вписать в помещение. Если эти два фактора (бюджет покупки и пространство) важны для вас, вам следует выбрать 2-полосную колонку.

По третьей полосе

Как упоминалось ранее, в трехполосных колонках присутствует третий динамик, предназначенный для воспроизведения средних частот.

Triangle Borea BR08 — отличный пример современной трехполосной колонки.

Этот специальный динамик усиливает звучание колонки в диапазоне, наиболее слышимом для человека — конечно, при условии, что колонка правильно спроектирована. Серьезные любители звукозаписи или вокала часто выбирают трехполосные колонки, потому что они могут точно воспроизводить звучание «живых» инструментов и голосов. Однако преимущества трехполосного звучания выходят далеко за эти рамки.

В двухполосных колонках и твитер, и вуфер «захватывают» средние частоты и поэтому менее эффективны. В трехполосной акустике этим динамикам не приходится нести дополнительную нагрузку. В результате получается более прозрачный высокочастотный (ВЧ) диапазон и более насыщенный, более динамичный басовый отклик. Это верно, даже если обе колонки оснащены одинаковыми ВЧ- и НЧ-динамиками. Наконец, трехполосные колонки обычно требуют меньшей входной мощности усилителя для получения той же громкости, что и двухполосные колонки. Другими словами, трехполосные колонки не так легко перегорают. Это особенно интересно для тех, кто любит слушать громкую музыку.

Трехполосная колонка Triangle Australe EZ имеет сразу три низкочастотных динамика.

Какой из них лучше?

Трудно сказать, какая колонка лучше — двухполосная или трехполосная. Как мы видим, у каждой из них есть свои преимущества, но есть и недостатки.

Недорогие и очень качественные двухполосные колонки Triangle Borea BR03

Двухполосная акустика может стать отличным выбором, если ваш бюджет на приобретение колонок ограничен. Трехполосная колонка, которая должна быть как можно более комплексной, будет стоить дороже, даже если вы выбираете из того же ассортимента.

Однако если вы ищете лучшую колонку и готовы потратить на нее значительную сумму денег, трехполосные колонки — это

Чем отличаются однополосные колонки от двухполосных

Трехполосная и двухполосная акустика: особенности, преимущества, отличия

На современном рынке акустические системы представлены в довольно большом ассортименте. Данное оборудование отличается друг от друга по сфере применения (инструментальные, концертные, студийные и другие), согласно техническим характеристикам, форме корпуса и многим другим качествам.

Частота звука

Человеческие органы слуха способны распознавать звуки частотой от 20 до 20 000 Гц.

  1. Однополосные системы, где весь диапазон частот создает один динамик.
  2. Двухполосная акустика, которая обладает двумя динамиками: один для воспроизведения музыки на средних и низких частотах, второй – только на высоких.
  3. Трехполосное оборудование – за проигрывание звуков в каждом диапазоне отвечает отдельная «колонка».

Существует оборудование с большим количеством полос, где каждый динамик воспроизводит звук в определенном частотном диапазоне. Наибольшей популярностью обладают двух- и трехполосные системы – они самые доступные и обеспечивают при этом отличное качество звука.

Преимущества двухполосной акустики

Двухполосные акустические системы пользуются наибольшей популярностью среди автомобилистов.

  1. Простая конструкция, что упрощает установку и настройку.
  2. Высокая степень согласованности между динамиками, благодаря чему повышается и качество звучания.
  3. Максимально естественное, «живое» звучание.

В двухполосном оборудовании есть всего два динамика – НЧ и ВЧ. НЧ колонка воспроизводит звуки в низком и среднем диапазонах, а ВЧ – только в высоком. Благодаря этому для работы системы необходимы простые разделительные фильтры.

Особенности трехполосного оборудования

Трехполосная акустика отличается от уже описанной системы лучшим звучанием. Оборудование в таких системах доукомплектовывается СЧ динамиком, который несет так называемую «пространственную» информацию, создает объемное звучание. Кроме того, благодаря разделению обязанностей, оборудование стало компактнее.

Отличия акустических систем

Любая акустическая система состоит из динамиков (СЧ, НЧ и ВЧ), фильтрующего оборудования, усилителей сигнала, звуковых кабелей и входных клемм. Фильтрующие устройства отвечают за разделение звукового сигнала на несколько диапазонов. Фильтр двухполосной акустики разбивает частоты на два «участка» — до 5-6 тыс. Гц, и выше 6 кГц. Трехполосные устройства, как правило, оснащаются кроссоверами – регулируемыми фильтрами частот, которые разбивают диапазон звучания на три участка.

Все акустическое оборудование может быть активным либо пассивным. В первом случае каждый динамик оснащается отдельным усилителем сигнала. Такое решение облегчает согласование излучателей, снижает общую стоимость системы. Однако вместе с тем возрастает сложность обслуживания, установки и первичной настройки. Отдельные усилители чаще всего дополняют комплект трехполосных устройств.

Коаксиальные и компонентные динамики

То, как будет звучать трех- или двухполосная акустика в авто, во многом зависит от типа динамиков, которые бывают коаксиальными и компонентными. Первые представляют собой единую монолитную конструкцию, в которой объединены излучатели высоких, средних и низких частот. Такое решение делает звук узконаправленным. Поэтому такие устройства используют в качестве дополнения и преимущественно в небольших автомобилях.

Вопрос цены

Как уже отмечалось ранее, двухполосная акустика обойдется гораздо дешевле, нежели установка трехполосного оборудования. Это объясняется двумя причинами:

  • меньшее количество оборудования – требуется всего два динамика, максимум два усилителя и один фильтр;
  • простая установка – собрать такую систему можно и самостоятельно, обладая элементарными знаниями в области электричества.

В состав трехполосных систем входит более сложное оборудование, стоимость которого значительно превышает цену обычных устройств. Кроме того, если вы решили установить такую акустику, вам придется обращаться за помощью профессионалов – без специальных измерительных устройств и тонкого слуха смонтированная система будет звучать так же, как и двухполосная акустика. В этом и состоит главный ответ на вопрос о том, чем отличается двухполосная акустика от трехполосной.

Как выбрать колонки для компьютера: шпаргалка от CHIP

Разбираемся в акустике для ПК и ноутбуков. Какой она бывает, какие особенности у разных моделей и, в конце концов, какую лучше купить.

Строго говоря, если у вас ноутбук, вы можете подключить любую беспроводную колонку по Bluetooth. То же можно сделать и с ПК (нужно лишь докупить модуль), но решения с аккумуляторами оставим для развлечений. А для компьютера подберем полноценную мультимедийную акустику. Вот только какую? Давайте разберемся по порядку.

Проводные или с Bluetooth?

Компьютерные колонки тоже могут иметь беспроводное подключение. Причем, как правило, оно продублировано и проводами. Более того, существуют модели со слотом для SD-карт — это позволяет записать на карту музыку и включать ее, не включая компьютер. Например, такая функция есть в такой модели Defender:

Вне зависимости от типа подключения акустика представляет собой компонентный набор из двух или более колонок и усилителя мощности, который может быть встроенным в корпус одной из колонок или отдельным. В зависимости от количества компонентов в системе, мультимедийные колонки разделяются на десять типов, которые обозначаются цифрами, например, 1.0 или 5.1.

  • Первая цифра обозначает количество колонок в системе. В системе 2.1 их две.
  • Вторая цифра обозначает наличие или отсутствиесабвуфера — специальной колонки для воспроизведения низких частот. Опять же, в системе 2.1 сабвуфер есть — музыка на таких колонках будет с глубоким, насыщенным басом.

Какие акустические системы рассчитаны именно на компьютер? Как правило, в компьютерных магазинах продаются мультимедийные колонки типов 1.0, 2.0, 2.1, 3.1 и 5.1. Расскажем поподробнее о каждом из них.

Формат 1.0: моноколонка

Портативные колонки подключаются к смартфону, ноутбуку или плееру по Bluetooth, а компьютерная колонка 1.0 — через линейный выход 3,5. И питается она от сети, а не от аккумулятора — таким образом, ее нет смысла куда-то носить.

Зато колонки 1.0 могут воспроизводить звук с мощностью до 10 Вт — гораздо громче, чем портативные, а стоят примерно одинаково. Например, вот такая колонка Logitech стоит, как хорошая портативная моноакустика JBL Go, а звучит громче.

Формат 2.0: стереоколонки + сабвуфер

Ну а это, наоборот, самый популярный формат компьютерных колонок. Две колонки соединены между собой проводом (так называемой полосой), чтобы воспроизводить стереозвук. В одной из колонок встроен усилитель. Питается вся система либо от сети, либо от USB, а подключается к ПК либо при помощи линейного входа 3,5 мм, либо (внимание), при помощи аналогового разъема RCA, который чаще встречается в DVD-плеерах, музыкальных центрах и телевизорах, чем на звуковых картах ПК — обратите на это внимание при выборе!

В случае пары колонок речь идет уже не просто о мощности, а о суммарной мощности. Две колонки в совокупности могут воспроизводить звук до 60 Вт. На рынке есть две ниши в этом плане:

    однополосные колонки с одной парой динамиков и суммарной мощностью 5-10 Вт — этакий аналог портативных стереоколонок типа JBL Flip. Например, вот такая моделька от SVEN:

Формат 2.1: стереоколонки + сабвуфер

Если вы часто слушаете музыку или вам важно, чтобы звук выстрела вашего виртуального дробовика звучал максимально реалистично, берите колонки такого типа — то есть модели с сабвуфером.

Как и колонки 2.0, системы 2.1 характеризуются суммарной мощностью (от 25 до 65 Вт), в которую входит суммарная мощность двух колонок и сабвуфера. Колонки могут быть однополосными или двухполосными, а от мощности сабвуфера зависит, насколько сильно звук будет «качать танцпол» — если вам это важно, выбирайте комплект с сабвуфером помощнее.

Системы 2.1 питаются только от сети, а аудиовыход у них может быть как 3,5 мм, так и RCA. По возможности мы принципиально подбираем модели с разъемом 3,5 мм, так что в качестве примера отличной аудиосистемы 2.1 приведем в пример вот этот 45-ваттный Defender, который и выглядит круто, и звучит неплохо:

Формат 3.1: фронты, центр + сабвуфер

Точнее, две фронтальных, одна центральная и сабвуфер. Это колонки позволяют не только воспроизводить только музыку в режиме стерео, но и создавать направленный объемный звук, когда вы находитесь за ПК, так что они очень рекомендуются для геймеров. Конкретно, две фронтальные колонки обычно устанавливаются по бокам ПК, сабвуфер — внизу, а центральная колонка — сверху, так что если в игре вы подорветесь на гранате, вы это не только услышите, но и в некотором роде почувствуете.

Система питается от сети. Суммарная мощность колонок 3.1 может составлять от 30 Вт. С колонок 3.1 начинается безраздельное властвование аналогового разъема RCA, который не поддерживается стандартными звуковыми картами. Мы нашли только одну модель 3.1 от CROWN (кстати, очень хорошую), которая подключается к ПК по разъему 3,5 мм:

Если вам нужен более широкий выбор, настоятельно рекомендуем оснастить компьютер внешней звуковой картой с поддержкой аналогового разъема RCA — хотя бы вот такой.

Формат 5.1: Dolby Digital

Этот тип колонок целиком и полностью предназначен для любителей игр с крутыми саундтреками и звуковыми эффектами. Аудиосистема включает в себя две фронтальные и две центральные колонки, а также сабвуфер. Таким образом, она обеспечивает воспроизведение в том числе объемного пятиканального звука в форматах Dolby Digital и DTS. В комплекте с такими колонками часто идет физический декодер Dolby Digital или DTS-II.

Колонки в формате 5.1 позволяют превратить компьютер в хороший домашний кинотеатр — только для этого, конечно, нужно их к нему подключить. Здесь крайне редко встречается выход 3,5 мм, гораздо чаще — аналоговый выход RCA, цифровой оптический или коаксиальный выход. Выходы различаются по типу кабеля и форме разъема. Преимущества того или иного типа практически незаметны для неспециалиста, так что останавливаться на них нет смысла. Просто следует купить соответствующий адаптер к звуковой карте.

В мире 5.1 тоже существуют бюджетные варианты, но они не могут соперничать с настоящими системами домашних кинотеатров. Для игр будет вполне достаточно вот такой:

Есть и более крутые по компоновке варианты: 6:1 и 7:1. Но почувствовать разницу с 5.1 будет непросто.

Дополнительные опции

Что еще может повлиять на ваш выбор в плане того, какие колонки купить для компьютера?

  • Микрофонный вход. У многих колонок для ПК есть вход под микрофон, так что если вы поете или увлекаетесь караоке, выбирайте модель с одним-двумя входами.
  • Питание по USB или от батарей. Маленькие компьютерные колонки могут не требовать подключения к электросети, а питаться от вашего ноутбука, пауэрбанка или аккумуляторов. Если вам важна мобильность, обратите на это внимание.
  • Магнитное экранирование. Не переплачивайте за эту функцию! Она давно не актуальна. Коротко говоря, экранированные динамики не искажают своим электромагнитным полем изображение на старых телевизорах и ЭЛТ-мониторах. С учетом перехода на цифровое телевидение в этой функции уже нет никакого прока для большинства людей.
  • Поддержка USB-флешек и карт microSD.
  • Пульт дистанционного управления.
  • Встроенное радио.

Суммируя вышесказанное, подобрать лучшие бюджетные колонки для компьютера несложно, если понять, чем они отличаются друг от друга. Надеемся, наша шпаргалка будет полезной!

Анатомия акустических систем: споры о широкой полосе

Так сложилось, что иногда в нашем блоге мы задеваем вопросы, вызывающие достаточно бурное, живое обсуждение на этом и других ресурсах. Полагаю, что так будет и в этот раз, так как речь пойдёт о почти философском (для некоторых людей) вопросе: преимуществах и недостатках широкополосных АС в сравнении с многополосными.

Дискуссии на тему: имеет ли размер значение , что лучше – одна широкая или много узких, сотрясает форумы филофонистов и меломанов не один год. Как и прежде я не намерен ставить в спорах точку и лишь подготовлю почву для дискуссии, подробно изложив некоторые факты, и обозначу собственное субъективное мнение о проблеме.

Отмечу, что я являюсь сторонником многополосных АС, и по ряду причин полагаю, что чем больше полос (в разумных, конечно, пределах), тем лучше. В силу изложенного выше, я могу быть несколько необъективным в оценке полярной точки зрения (но буду стараться сохранить нейтральный подход).

Суть споров

Практика применения широкополосных динамических излучателей и АС, созданных на их основе, сформировала устойчивый стереотип о том, что чем шире частотный диапазон электродинамического излучателя, тем ниже его линейность. Соответственно, у подавляющего большинства широкополосных излучателей, как правило, не очень ровная АЧХ, также для многих излучателей этого типа характерен высокий уровень гармоник и интермодуляционных искажений.

Такое мнение подтверждается целым рядом чистых, с точки зрения физики звука и психоакустики, экспериментов, проведенных за последние 40 лет. В экспериментах сравнивались широкополосные и многополосные АС. В связи с наличием серьёзных недостатков (низкая линейность компонентов, оборудованных широкополосными излучателями), подавляющее большинство производителей отказались от широкой полосы и стали выпускать многополосную акустику.

Противники многополосной акустики утверждают, что низкая линейность динамиков подобных систем с лихвой компенсируется отсутствием «ужасных фазовых искажений», «чудовищных проблем» с линейностью кроссоверов, разделяющих звук на полосы.

Иными словами: у многополосников фильтры «безбожно крутят фазу», что «ужасно» отражается на звуке. Кроме того, не редко заявляется о том, что пассивные кроссоверы способны существенно ухудшить динамические характеристики системы, снизить детальность звучания и сделать его «плоским». Перечисленные недостатки относятся в основном к пассивным кроссоверам, а недостатком активных является их стоимость.

Кроме прочего, приверженцы широкополосных АС часто апеллируют к неким магически-метафизическим особенностям влияния, воспроизведённого ими звука. В качестве демонстрации «магического» воздействия звука, издаваемого такой АС, приведу одну цитату (она вполне отражает мнение тех, кто апеллирует к «шаманизму» в этом вопросе):

«Но с другой стороны, сам не заметив, я через какое-то время я перешел от анализа звучания к прослушиванию музыки. Ставил композицию за композицией, слушал час вместо запланированных 10-15 минут. Потом появилось очень интересное ощущение — захотелось подпевать за исполнителем, попытаться сыграть аккорд за инструментом — хотя и то и другое после привычной уху самоделке на СканСпиках разбиралось с трудом =). Выключив аппаратуру, ушел в очень положительном настроении — появилось ощущение, что услышал что-то то, что никогда не слышал раньше — что именно, сказать сложно. Но — получается правы те, кто говорит о какой-то магической стороне широкополосников. »

(орфография и пунктуация сохранены)

Многополосные АС

Объективно, подавляющее большинство многополосных АС обладают рядом преимуществ. Для большинства многополосных систем с пассивными кроссоверами характерны:

  • Более равномерная АЧХ, в сравнении с широкополосными системами;
  • Частотный спектр, достаточный для воспроизведения всех слышимых частот (20 Гц – 20кГц против 60 – 18 000 Гц у большинства широкополосных);
  • Меньшая чувствительность, но за счет этого большая линейность компонента;
  • У систем высокого класса, как правило, решена проблема фазолинейности фильтров (фазовые задержки находятся за порогом человеческого восприятия).

АС с активными кроссоверами обладают теми же достоинствами, при этом имеют значительно меньшее количество проблем с ФЧХ и большую крутизну среза (порядка 10-25 Дб). Основной недостаток систем с активным кроссовером является стоимость, они, как правило, в 2-3 раза дороже своих пассивных собратьев.

АЧХ качественной трехполосной акустики

Как я уже отмечал, помимо сложности конструкции и цены для многополосных систем характерно наличие фазочастотных искажений. При этом следует учитывать, что этот тип искажений может быть заметен только в случае, если превышаются пороги слышимости ГВЗ (которые в области 2 кГц составляют около 1 мс). Подавляющее большинство производителей акустических систем ориентируются на этот критерий с середины 90-х по нынешнее время.

«За» и «против» широкой полосы

Несмотря на «засилье» многополосной акустики на современном рынке, не все компании отказались от разработок в области «широкой полосы». Так, например, компании В&С, BHL, P.audio, Edge и Beyma считают исследования в этой области оправданными и продолжают выпускать широкополосные динамические громкоговорители высокой чувствительности. В частности, этими компаниями были предложены технические решения, позволяющие увеличить диапазон ВЧ подобных динамиков. Это было сделано за счет использования коаксиальной конструкции излучателей и других оригинальных решений (размещение специальных диффузорных «надстроек», присоединяющихся к центральному керну динамика и пр.). Такие системы особенно популярны в автозвуке и встраиваемой акустике.

Сравнение АЧХ 2-х шмирокополосных динамиков

АС на основе таких динамиков близки к многополосным по графику АЧХ. Однако, в силу использованного принципа, все равно склонны к образованию горба в области средних и «урезанию» остальных частот, особенно в области НЧ-диапазона. Следует также отметить, что расширение спектра широкополосных динамиков в сторону НЧ неизбежно связано с увеличением площади излучателя, что, как правило, приводит инженеров в тупик.

Кроме того необходимо учитывать, что среди приверженцев подобной акустики «true-вариантом» считается применение закрытого акустического оформления. Это, в свою очередь, не даёт производителям использовать фазоинверторный тип «ящиков», который смог бы усилить низкие в общей «картине». По той же причине в таких АС используются динамики с высокой чувствительностью, что отнюдь не добавляет линейности таким системам.

Известно, что наиболее серьёзные проблемы с линейностью широкополосных излучателей отмечаются в границах частотного раздела, что и объясняет большую распространённость многополосников.

Как я ни старался быть нейтральным – не получилось. В заключение могу отметить, что мои личные впечатления от прослушивания широкополосной акустики вполне совпадают с тем, что мне доводилось читать о проблемах этих систем. Звучание изобилует средними частотами и не создаёт ожидаемой объёмной сцены, низов – нет. Иными словами, несмотря на отсутствие фазовых проблем, присущих многополосным системам, широкополосники удовлетворительными считать не могу. Нелинейность, особенно выраженная в спектрах частотного раздела, убивает все достоинства «широкой полосы».

Пока писал пост, в гости зашел знакомый звурежиссер, резюмировал: «Все утверждения, что линейный звук добывается из одного излучателя — глупость полная».

Искренне надеюсь, что среди читателей найдутся люди, которые знают, по какой ещё причине среди аудиофилов пользуется популярностью широкополосная акустика. Как я уже написал, мне не удалось быть объективным. Жду комментариев, опровергающих мою точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *