Что такое субъект и объект деятельности
Перейти к содержимому

Что такое субъект и объект деятельности

  • автор:

2.Виды деятельности. Субъект и объект деятельности.

* Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат.

* Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация).

* Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования.

Материальная деятельность – создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Духовная деятельность – создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей.

Управленческая деятельность – обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью, общественными отношениями.

Социальная деятельность – воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека.

Естественно, что человеческая деятельность невозможна без человека, который выступает в качестве ее основного структурного компонента, именуемого «субъект». Под субъектом понимается активная, «инициирующая сторона» целенаправленной деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.

В отличие от субъекта объект представляет собой пассивную, инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и живые люди.

Социальные законы прогресса человечества

Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим;

2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

7. об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом — выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.

Признаки культурной деятельности человека.

Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, свободное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

К основным критериям культурной деятельности человека можно отнести символичность, смыслопологание, коммуникативность, регламентированность, созидательность. Рассмотрим эти критерии.

Символичность. Первым критерием культурной деятельности следует считать способность посылать и воспринимать трансцендентные (т.е. сверхреальные) указания, или, точнее, символичность поступков. Слова, позы, звуки, мускульное напряжение, пространственно-временные перемещения, манипуляции с окружающими предметами только тогда обретают культурно-человеческое значение, когда не замыкаются в пределах природной объективности, но предполагают и иные измерения, т.е. объединяют в себе то, с чем мы сталкиваемся как существа природные, и то, что апеллирует к нам как существам надприродным, культурным.

Смыслополагание. Культура наделяет любой факт, как человеческий, так и входящий в орбиту человеческой жизни, смыслом, сущностью, значением. Соответственно, культурная деятельность с неизбежностью должна учитывать это обстоятельство и потому носить осмысленный характер. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре. Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Регламентированность. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения. Созидательность. Культурная деятельность – всегда созидательный акт, в котором объективируется творческий потенциал человека. Созидательность может быть предельно традиционной или выражать собой открытый протест против традиции, быть средством активной борьбы с насилием отживших старых форм. Однако культурная деятельность направлена не на разрушение и уничтожение существующего, а на утверждение нового — на созидание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.

Все перечисленные выше характеристики субъекта культуры и черты культурной деятельности в равной степени относятся как к индивиду, так и к сообществу.

Коллективная деятельность — важное условие культурного процесса

Коллективная деятельность предполагает координацию и интеграцию деятельности отдельных членов коллектива. Эта задача обеспечивается в коллективе руководителем, ибо управление производством непосредственно связано с управлением людьми. Эффективность управленческой деятельности, естественно, оценивается пo производственным результатам. Высокие трудовые показатели коллективов в большой степени зависят от личных качеств руководителей, и потому проблема психологии личности является важной проблемой в области управления.

Культурный процесс — изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами.

Социокультурное пространство – среда обеспечения социокультурного развития.

Социокультурное пространство инфраструктура социальных, культурных объектов, среда создания, накопления, сохранения, и развития социокультурных отношений, знаний, умений, ценностей, норм, форм общения.

Социокультурное пространство может рассматривается как внешняя среда, в которой концентрируются люди, средства производства, материальные структуры, обеспечивающие необходимую для общества интенсивность процессов социокультурного развития.

В качестве самостоятельной, самоценной общекультурной системы выделяется культурная среда, состоящая из художественно-ценностных элементов и имеющая собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Объектно-предметная основа культурной среды человека – учреждения культуры. Учреждения культуры представляют собой образную модель организации культурного пространства.

Субъект и объект

Иногда при работе со словами «субъект» и «объект» возникает путаница. Эти понятия имеют сходство в написании и звучании, однако по своему смыслу они существенно отличаются друг от друга. В обществознании они встречаются часто, так как являются основополагающими. Разберёмся, что такое объект и субъект, в чём состоит их различие.

Субъект

Субъект в обществознании — это человек или группа лиц, совершающих целенаправленную деятельность. Взаимодействие с предметом или лицом в таком случае носит осознанный характер.

В качестве субъекта могут выступать:

  • конкретный человек;
  • группа лиц;
  • государственный орган;
  • юридическое лицо;
  • организация.

Деятельность субъекта всегда основывается на мотиве, направлена на удовлетворение его потребностей.

Человек читает книгу

Рис. 1. Человек читает книгу.

В философии даётся другое определение понятия «субъект». Под ним подразумевается любая личность, способная мыслить и действовать, изучать окружающий мир, получать знания о себе и других людях.

Объект

Объект в обществознании — это предмет или лицо, на которое направлены различные виды деятельности. В качестве примеров может выступать:

  • сам человек (например, в случае, если он решит заняться тренировкой тела или самообразованием);
  • другое лицо (друзья, знакомые, коллеги по работе);
  • живое существо (домашние животные);
  • неодушевлённый предмет (учебник, дом, предмет бытовой техники);
  • природные материалы (древесина, уголь, золото).

Разница между объектом и субъектом

Кратко рассмотрим, чем отличаются данные понятия.

  • Субъект и объект различаются по способу участия в деятельности. Следует помнить, что субъект всегда выполняет активную роль, объект — пассивную.
  • Субъект — это конкретное одушевлённое лицо или группа лиц. К объектам же чаще всего относятся неодушевлённые предметы.
  • Субъект способен совершать деятельность, направленную на достижения результата. Объект испытывает на себе его влияние, в результате чего может быть видоизменён.

Структура деятельности

Рис. 3. Структура деятельности.

Все темы, изучаемые в обществознании, подразумевают использование вышеупомянутых понятий. Рассмотрим типичные примеры субъектов и объектов.

  • Человек и его мышление. Когда люди анализируют собственные поступки, определяют слабые и сильные стороны характера, занимаются саморазвитием, они могут выступать и в качестве субъекта, и в качестве объекта.
  • Человек и другие люди. Человек как социальное существо постоянно взаимодействует с другими членами общества. Например, родители как субъекты воспитывают своих детей, которые являются в данном случае объектами.
  • Человек и природа. Деятельность людей, направленная на живую и неживую природу, способствует её преобразованию.

Что мы узнали?

Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который эта деятельность направлена. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.

Чем отличается объект от субъекта?

Чем отличается объект от субъекта?

Чем отличается

Уникальной чертой человеческого разума является способность к абстрактному мышлению. Намного проще рассуждать о вещах, которые мы можем увидеть своими глазами, чем о тех, что не существуют в физическом плане. Термины «объект» и «субъект» как раз относятся к таким. Хотя мы сталкиваемся с этими понятиями ежедневно, мало кто может объяснить, что это такое и в чем разница между объектом и субъектом.

Что такое объект?

Единственная общая особенность для объекта и субъекта заключается в том, что оба понятия встречаются во многих сферах. В зависимости от этого они приобретают специфические значения.

Объект – в первую очередь категория из области философии. Она показывает, на что именно направлена деятельность субъекта или же наблюдателя. Объект присутствует в вымышленном или реальном мире. Он может быть абстрактным понятием, явлением, предметом либо одушевленным лицом. Для объекта характерно наличие имени и отличительных признаков, с помощью которых его можно выделить среди прочих аналогичных вещей.

Виды объектов

Виды объектов

Бывают космические, технические и другие объекты. В этих значениях чаще всего речь идет о физических телах. Особое положение термин занимает в сфере права. Например, объект спора, собственности, налогообложения, правонарушения и т.п. В каждой науке есть определенный объект – то есть то, что эта наука изучает. Например, в астрономии – космические тела, в географии – земная поверхность, в истории – прошлое человечества. Объекты могут объединяться в системы, делиться на виды, подлежать классификации.

Что такое субъект? Отличия от объекта

Субъект – это всегда одушевленное лицо (или группа лиц), которое тем или иным образом взаимодействует с объектом. Термин также имеет несколько определений в зависимости от сферы использования. Например, в философии – это тот, кто наделен умом, мышлением, носитель действия. В юриспруденции – лицо, которое имеет юридические права и обязанности. Ключевым признаком субъекта является то, что он понимает свои действия и выполняет их целенаправленно, имеет развитое сознание.

Пытаясь противопоставить объект и субъект, человек тем самым познает мир. Однако чтобы получить точное определение обоих понятий, а также установить различия между ними, необходимо изучать определенную среду. Возьмем в качестве примера какое-нибудь производство – сферу трудовых отношений.

Что такое объект и субъект

Что такое объект и субъект

В этом случае субъектами выступают все лица, которые так или иначе в нем задействованы: руководство, инженеры, рабочие, охранники и т.п. А объектом является продукция, которая выпускается на этом производстве: бытовая химия, мебель, инструменты и прочее. Выходит, что субъекты могут влиять на объекты – менять технологию производства, внешний вид продукции, стоимость и т.д.

Разница между объектом и субъектом:

  1. Способность к действию. Субъект имеет свободу, возможность принимать решения и действовать. Объект либо сохраняет первоначальный вид, либо меняется в результате внешнего воздействия.
  2. Выражение. Объектами (в общем значении) могут быть неодушевленные предметы, процессы, абстрактные понятия и явления, которые проявляются в процессе оказания воздействия на них извне. Все субъекты – лица с волей и активными осознанными действиями или сформировавшаяся группа лиц (например, организация).
  3. Направленность действия. Объект принимает действия, относящиеся к нему, а субъект преобразует исходную реальность (действия исходят от него).

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Изучаем значение слов: субъект и объект деятельности – что это такое

В общественной жизни объект и субъект — это очень важные понятия. Если неправильно разграничивать их, можно столкнуться с неблагоприятными последствиями для участников этих взаимоотношений. Еще в античные времена ученые различали активные и пассивные роли в обществе. Подробнее о них расскажем в статье.

Понятия

Субъект деятельности — один человек или несколько, осуществляющие активные действия. Особенности данной категории зависят от сферы исследований. Важной отличительной особенностью являются целенаправленные и осознанные действия лиц.

Объекты и субъекты

Объект деятельности – то, на что непосредственно направляется действие субъекта.Они осуществляют взаимодействие между собой. Взаимодействие может быть реальным либо теоретическим. Первое встречается на практике. Второе может быть закреплено на бумаге в виде обязанностей и прав. Так или иначе, это всегда реальная категория, обладающая определенными признаками.

Важно уметь дать конкретное определение понятиям и знать их различия. А это можно сделать, лишь обратившись к какой-либо конкретной области.

Вот что понимают под субъектом в различных видах общественных отношений:

  • В правовой сфере отношения складываются вокруг объекта. Под субъектом здесь подразумевается лицо, обладающее определенными правомочиями и обязанностями. Такие лица сами определяют развитие взаимоотношений с объектом и между собой.
  • В трудовом праве это лицо, участвующее в трудовых взаимоотношениях. Например, инженер, ученый, рабочий. А объектом будет продукт, создаваемый ими: техника, косметическая продукция, мебель, пищевая продукция и т.д.
  • В философии это человек, познающий мир вокруг и меняющий его.

Объектом может быть как одушевленное существо, так и неодушевленный предмет:

  • Например, в философии это сам предмет для изучения и различных преобразований. Причем если личность познает сама себя — субъект и объект здесь совпадают.
  • В логике это сама мыслительная деятельность человека.
  • В юриспруденции материальные и общественные блага, в связи с которыми в обществе складываются имущественные или неимущественные отношения.

Важно! Можно сделать вывод, что главное различие между категориями заключается в направлении их действия. Субъекты способны менять объективную реальность, подстраивая ее под себя. Объекты сделать этого не могут.

Полезное видео: субъект, объект, мотив, средство

Разница между понятиями

Давайте еще раз обозначим разницу между терминами в общественных отношениях. Они различны:

  • В направлении действия. Субъект занимается преобразованием реальности вокруг. Он привносит в этот мир что-то новое. В данном случае активные действия исходят от него. Объект — это то, на что направлены эти изменения. Он принимает их либо остается прежним. К примеру, студент в юридическом университете занимается изучением конституционного права зарубежных стран. Благодаря этому он получает новую для себя информацию.
  • В способности действовать. Субъект лично может решить, какими будут его действия в дальнейшем. Он предполагает, как будут развиваться события и составляет планы достижения целей, следует им. Объект под его воздействием может подчиняться ему и видоизменяться.
  • В проявлении. Субъект всегда действует активно, он не подстраивается под окружающую действительность и делает попытки изменить ее. Например, так поступают общественные лидеры. Они берут на себя ношу управлять различными сферами отношений. Объект пассивно воспринимает воздействие на него.
  • По одушевленности. Объект, как уже было сказано, может быть как одушевленным, так и неодушевленным. Например, в ситуации, когда требуется помощь людям, объектом будут эти самые люди. А также им могут быть просто социальные блага, предметы труда и даже продукты питания. А вот субъект — это всегда живое разумное существо или различные порождаемые обществом институты, некоммерческие организации, унитарные предприятия.

Это интересно! Азы социологии: что это такое – социальная мобильность

Объект и субъект

Взаимодействие с объектом

Примеры взаимодействия

В обществознании эти понятия могут по-разному взаимодействовать между собой. Влиять друг на друга.

В случае взаимодействия человека и окружающего мира, первый своими действиями может преобразовать живую и неживую природу. Тем самым он способен менять ее параметры и свойства.

Также люди в процессе труда занимаются производством разнообразных продуктов деятельности — товаров и услуг. В данном случае последние считаются объектами. А человек будет субъектом взаимоотношений.

Кроме того, субъекты часто взаимодействуют между собой — по работе, в процессе дружеского общения или даже в романтических отношениях.

Это интересно! Еще один пример взаимодействия — это взаимодействие личности с самой собой. Каждый способен рассматривать критически свои поступки, анализировать собственный характер и привычки. В этом процессе человек одновременно выступает и субъектом, и объектом изучения.

Взаимодействовать между собой могут также определенные общности людей. Например, в политической гонке во время предвыборной кампании. Субъектом будет штаб сторонников определенного кандидата. А объектом его воздействия народ. Также можно привести другой пример. Коллектив преподавателей может воздействовать на группу студентов.

Объект и субъект

Студент

Примеры из жизни

Даже прочитав определения, многие не сразу могут разобраться, чем различаются между собой категории отношений? Внесет ясность Википедия. А также а помощь здесь придут примеры-образы, которые способствуют лучшему восприятию. Представим себе студента и исследуем его жизнь. Он проживает в общежитии и учится в университете. В свободное время ходит гулять. Иногда питается в столовой. У него есть сложившаяся модель поведения, которую можно изучать.

Это интересно! Определение слова государство: что это такое

В дальнейшем жизнь этого студента может измениться. Например, он может переехать в другой населенный пункт, сменить место учебы. Найти новых друзей. Но принципиально при этом его поведение не изменится. И объект исследования остается прежним — просто он немного изменяется по ситуации. А что такое предмет? Это в данном случае деятельность студента. Его учеба, поездки, взаимодействие с окружающими.

Объект и предмет исследования можно выделить в любой тематической категории. Например, возьмем тему Семья и брак. В данном случае, объектом будут права и обязанности участников отношений. А предметом отношений могут быть, например, обязанности родителей.

В исследовании по информатике «Система работы электронной почты» мы тоже видим, что является объектом в данном случае. Это электронная почта. А предметом будет ее функционирование. Студент, занимающийся исследованиями, считается субъектом.

Полезное видео: отношение субъект-объект и самосознание

Вывод

Нередко в тестах по обществознанию,студенты допускают ошибки. Они путают данные понятия. Не могут выделить их предмет. Это может быть несоответствие предмета выбранному объекту либо выход предмета за пределы исследования. Тщательное изучение представленной выше статьи поможет избежать недоразумений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *