Как редактировать деталь без истории в компасе
Перейти к содержимому

Как редактировать деталь без истории в компасе

  • автор:

КОМПАС-3D v21

При необходимости вы можете удалить из файла модели информацию о способах создания объектов и связях между ними. В результате внешний вид модели и ее массо-центровочные характеристики не меняются, но становится невозможным проследить, как была создана модель, и отредактировать параметры ее объектов.

Историю построения можно удалить, когда она больше не требуется, например, если проектирование модели завершено. После удаления истории построения модель перестраивается быстрее, размер файла модели уменьшается.

Для удаления истории построения модели служит команда Удалить историю построения .

Способы вызова команды

• Главное меню: Правка — Удалить историю построения

• Найдите и запустите команду с помощью поля поиска в строке Главного меню

После вызова команды на экране появляется диалог Параметры удаления истории построения , позволяющий задать параметры преобразования модели при удалении истории ее построения.

После удаления истории модель можно редактировать обычным образом: удалять и редактировать (доступными способами) существующие объекты и создавать новые. При необходимости удаление истории построения можно выполнить повторно.

До закрытия файла модели можно отменить удаление истории построения. Отменяются все преобразования, кроме изменения МЦХ и преобразования компонентов в детали-заготовки.

Чтобы восстановить исходное состояние модели, закройте ее без сохранения.

Удаление истории построения недоступно в моделях с исполнениями. При необходимости можно сохранить исполнения как отдельные модели и удалить их истории построения. Подробнее о сохранении модели с исполнениями.

© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2022. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78

Поверхность без истории компас как исправить

пропадают поверхности деталей в сборке без истории

Автор Lanimilli, 20.08.10, 22:07:53

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

И снова здравствуйте, у меня сутки, чтобы закончить деталь. Маркировка и сборка получились отлично. Проблема возникла неожиданно при сборке «без истории». Куда-то пропадают поверхности деталей и итоговая «без историйная» сборка получается пустой. Причем только три разных детали отображаются нормально.

что случилось и как это исправить?
(сопряжения удаляла, как с ними, так и без, получается одинаковая деталь)

Видеокарта «глючит».
Проверьте настройки.

Цитата: VIO от 21.08.10, 05:52:25
Видеокарта «глючит».
Проверьте настройки.

Делала на работе, потом дома. Разные карты — одинаковый результат. Видимо дело не в железе..

А в сборке «с историей» всё в порядке?

Цитата: Влад и Мир от 21.08.10, 08:45:44
А в сборке «с историей» всё в порядке?

Да, в основной сборке все детали отображаются нормально. Самое интересное, что до того, как выставлять компоненты по точным координатам (оси были расположены рандомно), я попробовала создать деталь «без истории». И все прекрасно получилось. Все, что изменила позже — это наверху ребро добавила и сопряжениями выставила координаты. Думала, что все уже завершено, а нет, надо ломать голову над исправлениями, стыдно будет показывать разработчикам вот «это» =(

Выложете здесь вашу деталь. С историей и без истории. Если архив получится более 200 кБ то в дереве поднимите горизонтальную палочку до самого верха (исключите все операции из расчёта), сохраните в таком виде файл и заархивируйте.
Я так думаю вы там не атомную бомбу проектируете и особо не секретная деталь.

Разбила папку на две части, т.к. сложности у меня с уменьшением архива )
Общая сборка без планки и без маркировки, но ошибку это увы не устранило, хотя я надеялась, что все дело в эскизе и сопряжениях.

Вот сборка с историей. В ней была одна паразитная деталь. Могу сохранить только в V12.

А можно узнать название паразитной детали? Этот момент сложно исправить? (написала Вам в личку)

В дереве удалите нижнюю деталь (на рис. помечена красной птичкой). Теперь снова объедините все детали при помощи инструмента «Булева операция». Нажмите «Файл-Сохранить как» и сохраните как деталь. Компоненты сборки в этой детали исчезнут и останется только объединенное тело.

Цитата: YNA от 21.08.10, 13:26:16
В дереве удалите нижнюю деталь (на рис. помечена красной птичкой). Теперь снова объедините все детали при помощи инструмента «Булева операция». Нажмите «Файл-Сохранить как» и сохраните как деталь. Компоненты сборки в этой детали исчезнут и останется только объединенное тело.

Нижняя (паразитная) деталь создавалась, как советовали ранее, для включения функции «объединить компоненты». Так и не поняла причину, почему компоненты становились прозрачными.
По Вашему совету применила «Булеву операцию» (впервые ей пользуюсь )). На мой взгляд неудобная — нужно выделять каждый раз тело компонента, и только 2 детали за 1 операцию.
«Файл-Сохранить как» сохранил мне деталь.. но в дереве модели значилось «Тело». Я попробовала в файле основной сборки нажать на итоговую полную сборку -> тело -> создать деталь. В итоге деталь была сохранена с «операцией без истории»
Спасибо большое за помощь, чуточку поумнела. Надеюсь при сдаче материала справлюсь с вопросами от разработчиков.

Цитата: Lanimilli от 21.08.10, 13:56:34
Нижняя (паразитная) деталь создавалась, как советовали ранее, для включения функции «объединить компоненты». Так и не поняла причину, почему компоненты становились прозрачными.
По Вашему совету применила «Булеву операцию» (впервые ей пользуюсь )). На мой взгляд неудобная — нужно выделять каждый раз тело компонента, и только 2 детали за 1 операцию…

Вы немного не правильно поняли. Всё что вы делали до этого было правильно, просто с объединением детали получился какойт о косячёк и она стала такой пустышкой. Эта деталь «паразитная» не в том смысле что не нужна, просто она получилась «кривая» и её лучше было удалить и снова создать допустим булевой операцией, если объединение тел почему то глючит.

  • Форум пользователей ПО АСКОН

  • Профессиональные вопросы

  • Конструирование

  • пропадают поверхности деталей в сборке без истории

Этот диалог появляется на экране после вызова команды Правка — Удалить историю построения .

Диалог позволяет задать параметры преобразования модели при удалении истории построения.

Элементы управления диалога описаны в таблице.

Описание элементов управления

Группа опций для задания общих параметров преобразования.

Включите эту опцию, чтобы преобразованная модель имела ту же массу, что исходная. При отключенной опции масса преобразованной модели рассчитывается заново.

Сохранять центр масс

Включите эту опцию, чтобы центр масс преобразованной модели находился в той же точке, что и центр масс исходной модели. При отключенной опции координаты центра масс преобразованной модели вычисляются заново.

Учитывать скрытые компоненты

Если опция включена, то преобразуются как видимые, так и скрытые компоненты. В результате преобразования в тела они становятся видимыми, а в детали-заготовки — остаются скрытыми. При отключенной опции скрытые компоненты считаются отсутствующими. Исключенные из расчета компоненты всегда считаются отсутствующими.

Группа элементов для выбора нужного способа изменения структуры модели и настройки параметров в рамках выбранного способа. Если требуется сохранить модель без изменений, выберите вариант Специальное преобразование и отключите опции Удалить историю построения и Преобразовать компоненты (см. ниже).

Объединить тела и компоненты в одно тело

Выберите этот вариант, чтобы все тела и компоненты модели были объединены в одно тело.

Полученному телу назначается материал исходной сборки. Тело является сплошным, без внутренних полостей (эти полости заполняются материалом).

Если компоненты сборки не имеют ни одной общей поверхности, то в результате объединения получается тело из частей.

Выберите этот вариант, чтобы настроить параметры преобразования структуры модели.

Удалить историю построения

Включите эту опцию для удаления из файла модели информации о способах создания объектов модели и связях между ними. В результате удаления истории построения:

• тела/поверхности/кривые превращаются в операции/поверхности/кривые без истории;

• массив превращается в набор объектов, расположенных согласно параметрам массива;

• локальные системы координат, контрольные и присоединительные точки заменяются обычными точками,

• эскизы, вспомогательные оси и плоскости, элементы оформления и сопряжения удаляются;

• если компонент был изменен операцией в содержащей его модели, то его тела и поверхности в отредактированном виде переносятся в модель, а сам компонент из нее удаляется.

Обратите внимание на то, что данная опция удаляет историю построения только тех объектов, которые принадлежат непосредственно преобразуемой модели, т.е. история построения компонентов сохраняется.

Включите эту опцию, чтобы выполнить преобразование компонентов. При отключенной опции компоненты остаются без изменений.

Если удаление истории построения включено, то компоненты, затронутые операцией в содержащей их модели, преобразуются согласно вышеописанному вне зависимости от состояния опции Преобразовать компоненты .

Выбор этого варианта означает, что тела и поверхности компонентов всех уровней преобразуются в тела и поверхности без истории. Имена тел и поверхностей совпадают с именами соответствующих компонентов. Другие объекты компонентов в результирующую модель не передаются.

Если модель содержит операции над компонентами (например, массив компонентов), то после преобразования компонентов в тела эти операции удаляются, т.к. теряют источник построения. Удаление выполняется независимо от состояния опции Удалить историю построения .

Выбор этого варианта означает, что компоненты первого уровня преобразуются в детали-заготовки. Если требуется, чтобы заготовки были внедрены в модель (а не вставлены ссылкой на внешние файлы), включите опцию Без истории .

Обратите внимание на то, что компоненты остальных уровней остаются без изменений, т.е. не преобразуются в заготовки и остаются вставленными ссылкой.

Стандартные изделия и библиотечные компоненты не преобразуются в детали-заготовки.

Исключенные из расчета компоненты не учитываются в процессе преобразования. Они считаются отсутствующими.

После завершения настройки параметров нажмите кнопку ОК . Для выхода из диалога без преобразования модели нажмите кнопку Отмена .

Удаление истории построения модели

На форум Аскона писать не решилась, т.к. там раздел «профессиональные вопросы», мои вопросы относятся к уровню новичка. Дело в том, что 5-ти дневных курсов мне в прошлом году явно не хватило, много пробелов, а модель нужна уже сейчас.

При построении возникли следующие проблемы:

1. При сборке на блоке не могу расставить соединители по чертежу, т.к. сопряжение использует только расстояние между плоскостями компонентов, а к центру моих соединителей привязки нет. Пока что сделала эскиз на сборке, провела большое количество вспомогательных линий, указала точки пересечений и уже на сборке.. на глаз! поставила по центру соединители (это конечно не дело). Вопрос: Как расставить точно по координатам (x;y) цилиндрические компоненты относительно стенки основы?

2. На курсах учили как гравировать на поверхности. А как маркировать? На сборке сделала эскиз, над соединителями указала текст, а в самой сборке пришлось делать «выдавливание». Но это гравировка.. Подскажите, как произвести маркировку?

3. Моя головная боль, в ветке этот вопрос поднимался.. сколько ни читала, все равно не поняла =( Вот следующие требования:

«Для упрощения дерева модели, а также защиты геометрии от изменения, можно пересохранять модели деталей в формат STEP, а затем снова в Компас, получив в них дерево модели, состоящее из одной Операции без истории. После добавить в модели все обозначения и присоединительные точки и создать сборку, если необходимо.»

На примере в дереве модели стоит только начало координат и значок «Операция без истории:1» Подскажите пожалуйста, как это повторить.

Две скрытые возможности в работе с листовым металлом в КОМПАС-3D

Все мы увлекаясь работой часто упускаем из виду простые с виду вещи, которые могли бы улучшить нам жизнь. Инженер, работая с инструментами в КОМПАС-3D, часто может не знать или забыть какие-то мелочи, которые сократили бы затраты его времени на повторение тех или иных действий. В этом уроке мы расскажем о двух скрытых возможностях в работе с листовым металлом в популярной САПР КОМПАС-3D. Первая возможность — способ обойти отсутствие в КОМПАС-3D такого важного инструмента как “Преобразовать в листовую деталь” который есть в SOLIDWORKS. Вторая возможность — дополнительная библиотека для работы с развертками в листовом металле.

Преобразование в листовую деталь

Ситуация — есть деталь, сделанная инструментами обычного 3D моделирования. Задача — переделать деталь в листовое тело.

Деталь, сделанная инструментами обычного 3D моделирования

К сожалению, в КОМПАС-3D нет такой полезной функции как «Преобразовать в листовую деталь» которая есть в SOLIDWORKS. Но из этой ситуации легко найти выход.

Первый шаг — в меню Правка выбрать пункт Удалить историю построения.

Параметры удаления истории построения

Параметры удаления истории построения

Далее в выпавшем окне настроить параметры удаления истории построения. После этого получим следующую картину — операция без истории.

Деталь с операцией без истории

После этого необходимо подключить библиотеку распознавания 3D моделей. Подключить ее можно в конфигураторе библиотек во вкладке приложения.

Конфигуратор библиотек - распознавание 3D-моделей

Далее, подключив эту библиотеку и перейдя в нее можно настроить параметры распознавания моделей.

Использование библиотеки Распознавание 3D-моделейПараметры распознавания 3D-моделей

В параметрах распознавания можно выбрать настройку формирования тела по возможности за счет листовых операций. Если конфигурация тела позволит — новое распознанное тело будет построено с помощью листовых операций.

Оборудование: развертки

При работе с листовым металлом в КОМПАС-3D само собой разумеющейся операцией является развертка, по виду которой можно построить чертеж развертки через стандартную команду Чертеж из файла.

Деталь со стандартной разверткой

Не все знают что в КОМПАС-3D есть дополнительная библиотека, расширяющая возможности работы с развертками и экспортом разверток в DXG.

Конфигуратор библиотек - Оборудование: Развертки

Подключается эта библиотека в конфигураторе. Оборудование: Развертки находится во вкладке оборудование.

Использование библиотеки Оборудование: Развертки

Подключив библиотеку можно перейти в нее и настроить. Можно настроить параметры вывода разверток в чертежи DXF.

Параметры вывода в файл формата DXF

Эта библиотека позволяет быстро выводить в чертежи DXF не только развертки, но и эскизы отдельных граней листового тела.

Подводя итоги можно отметить что даже опытные пользователи САПР могут не знать всех особенностей работы в любимой программе. Пара простых советов могут расширить границы взаимодействия с САПР, сэкономить немного времени на простых операциях и хоть немного, но улучшить жизнь инженеру.

КОМПАС-3D v21

Этот диалог появляется на экране после вызова команды Правка — Удалить историю построения .

Диалог позволяет задать параметры преобразования модели при удалении истории построения.

Способы вызова диалога

Главное меню: Правка — Удалить историю построения
(команда недоступна, если модель имеет исполнения)

Элементы управления диалога описаны в таблице.

Описание элементов управления

Группа опций для задания общих параметров преобразования.

Включите эту опцию, чтобы преобразованная модель имела ту же массу, что исходная. При отключенной опции масса преобразованной модели рассчитывается заново.

Сохранять центр масс

Включите эту опцию, чтобы центр масс преобразованной модели находился в той же точке, что и центр масс исходной модели. При отключенной опции координаты центра масс преобразованной модели вычисляются заново.

Учитывать скрытые компоненты

Если опция включена, то преобразуются как видимые, так и скрытые компоненты. В результате преобразования в тела они становятся видимыми, а в детали-заготовки — остаются скрытыми. При отключенной опции скрытые компоненты считаются отсутствующими. Исключенные из расчета компоненты всегда считаются отсутствующими.

Группа элементов для выбора нужного способа изменения структуры модели и настройки параметров в рамках выбранного способа. Если требуется сохранить модель без изменений, выберите вариант Специальное преобразование и отключите опции Удалить историю построения и Преобразовать компоненты (см. ниже).

Объединить тела и компоненты в одно тело

Выберите этот вариант, чтобы все тела и компоненты модели были объединены в одно тело.

Полученному телу назначается материал исходной сборки. Тело является сплошным, без внутренних полостей (эти полости заполняются материалом).

Если компоненты сборки не имеют ни одной общей поверхности, то в результате объединения получается тело из частей.

Выберите этот вариант, чтобы настроить параметры преобразования структуры модели.

Удалить историю построения

Включите эту опцию для удаления из файла модели информации о способах создания объектов модели и связях между ними. В результате удаления истории построения:

• тела/поверхности/кривые превращаются в операции/поверхности/кривые без истории;

• массив превращается в набор объектов, расположенных согласно параметрам массива;

• локальные системы координат, контрольные и присоединительные точки заменяются обычными точками,

• эскизы, вспомогательные оси и плоскости, элементы оформления и сопряжения удаляются;

• если компонент был изменен операцией в содержащей его модели, то его тела и поверхности в отредактированном виде переносятся в модель, а сам компонент из нее удаляется.

Обратите внимание на то, что данная опция удаляет историю построения только тех объектов, которые принадлежат непосредственно преобразуемой модели, т.е. история построения компонентов сохраняется.

Включите эту опцию, чтобы выполнить преобразование компонентов. При отключенной опции компоненты остаются без изменений.

Если удаление истории построения включено, то компоненты, затронутые операцией в содержащей их модели, преобразуются согласно вышеописанному вне зависимости от состояния опции Преобразовать компоненты .

Выбор этого варианта означает, что тела и поверхности компонентов всех уровней преобразуются в тела и поверхности без истории. Имена тел и поверхностей совпадают с именами соответствующих компонентов. Другие объекты компонентов в результирующую модель не передаются.

Если модель содержит операции над компонентами (например, массив компонентов), то после преобразования компонентов в тела эти операции удаляются, т.к. теряют источник построения. Удаление выполняется независимо от состояния опции Удалить историю построения .

Выбор этого варианта означает, что компоненты первого уровня преобразуются в детали-заготовки. Если требуется, чтобы заготовки были внедрены в модель (а не вставлены ссылкой на внешние файлы), включите опцию Без истории .

Обратите внимание на то, что компоненты остальных уровней остаются без изменений, т.е. не преобразуются в заготовки и остаются вставленными ссылкой.

Стандартные изделия и библиотечные компоненты не преобразуются в детали-заготовки.

Исключенные из расчета компоненты не учитываются в процессе преобразования. Они считаются отсутствующими.

После завершения настройки параметров нажмите кнопку ОК . Для выхода из диалога без преобразования модели нажмите кнопку Отмена .

© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2022. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78

3.6. Восстановление документов системы КОМПАС

Если для сохранения резервных файлов заданы папки, отличающиеся от папки сохране! ния документа, то эти файлы имеют стандартные имена и расширения. Они могут быть открыты стандартными способами.

Если файл предыдущей копии документа сохраняется в той же папке, что и документ, его имя будет таким же, а расширением, вместо соответствующего типу файла, будет bak .

Например, в папке имеется два файла: val.cdw и val.bak . В файле val.cdw хранится пос! ледняя редакция документа, то есть все, что в нем было создано на момент последнего сохранения при помощи вызова команды Файл — Сохранить . В файле val.bak хранит! ся предыдущая редакция документа, то есть все, что в нем было создано на момент предпоследнего сохранения.

Таким образом при утере документов использование файлов с расширением bak позво! ляет частично восстановить информацию.

Чтобы открыть файл резервной копии с расширением bak в системе КОМПАС, можно ис! пользовать следующие способы.

▼ Запустите систему КОМПАС!3D и вызовите команду Файл — Открыть . В списке Тип файлов появившегося диалога открытия файлов выберите строку Все файлы (*.*) , а в списке файлов — нужный файл (файлы) с расширением bak . Система КОМПАС опреде! лит тип документа, сохраненного в резервной копии, и откроет их. Сохраните открытые файлы с помощью команды Файл — Сохранить как. . Сохраняемым файлам будет автоматически назначено расширение, соответствующее типу документа.

Система КОМПАС!3D не сопоставлена файлам с расширением bak в качестве программы для открытия. Поэтому двойной щелчок по файлу *.bak в Проводнике Windows не запус! кает КОМПАС!3D автоматически. На экране появляется диалог для выбора программы.

Часть I. Установка и настройка системы

Укажите исполняемый файл системы КОМПАС.exe в качестве программы для открытия файла, система КОМПАС будет запущена, в ней откроется выбранный файл.

Не рекомендуется в диалоге выбора программы включать опцию

Использовать ее для всех файлов такого типа . Файлы резерв! ного копирования документов с расширением bak создают различ! ные программы. Если система КОМПАС будет сопоставлена с фай! лами, имеющими расширение bak , то при попытке открыть

Рис. 3.6. подобный файл, сохраненный другими программами, на экране по! явится сообщение об ошибке (рис. 3.6).

▼ Второй способ открытия файла резервного копирования заключается в предваритель! ном изменении его расширения в соответствии с типом документа, сохраненного в этом файле. Для этого в Проводнике Windows поменяйте расширение файла bak на то, кото! рое соответствует типу хранящегося в нем документа. Затем откройте файл в системе КОМПАС!3D стандартным способом. Если тип документа, записанного в файле резерв! ного копирования, неизвестен, присвойте ему расширение любого КОМПАС!документа: frw , cdw , spw , kdw , m3d или a3d . После этого файл можно будет открыть и просмотреть в системе КОМПАС!3D. Если выяснится, что расширение выбрано неправильно, можно закрыть файл и изменить расширение. Можно также сохранить документ под другим именем, вызвав команду Файл — Сохранить как. . При этом система автоматически определит тип документа и предложит расширение, соответствующее этому типу.

3.6.2. Использование файлов автосохранения

Восстановление документов после аварийного завершения работы системы из файлов автосохранения производится автоматически.

Для этого необходимо запустить систему КОМПАС!3D любым стандартным способом, кроме двойного щелчка в Проводнике Windows по имени файла, который редактировал! ся или был открыт на момент аварийного выхода.

Почему не нужно запускать КОМПАС!3D щелчком по имени этого файла? Потому, что в этом случае не происходит восстановление документа. Открывается файл, в котором за! писано состояние документа на момент последнего перед аварийным выходом вызова команды Файл — Сохранить (на момент последнего сохранения на диск). Очевидно, что, если при настройке был задан сравнительно небольшой период автосохранения, то в файле автосохранения вероятнее всего будет записано больше изменений, чем в пос! ледней версии документа, сохраненной вручную.

После загрузки системы правильным способом выполняется поиск файлов автосохра! нения в папке, указанной для записи этих файлов. Из всех найденных файлов восстанав! ливаются соответствующие им документы. Файлы автосохранения, из которых были восстановлены документы, удаляются.

В заголовке окна восстановленного документа отображается надпись «восстановлен». Она сохраняется до первого редактирования документа.

Чтобы записать восстановленный документ на диск, вызовите команду Файл — Со хранить (для записи в тот же файл, что и до аварийного выхода из системы) или коман! ду Файл — Сохранить как. (для записи в новый файл).

Операции с деталью в Компасе

Для начинающего проектировщика порою сложно сходу разобраться в функционале программы. Даже простые операции могут быть далеко не очевидными. О наиболее частых вопросах в пользовании Компасом на этапе моделирования поговорим в текущей статье.

Как добавить плоскость в Компасе?

В одной из предыдущих статей рассматривались азы создания трехмерной модели в Компасе. Там рассматривались приемы создания эскизов, чтобы получать модель. Так как крайне редко встречаются примитивы, как в примере, поэтому часто приходится использовать введение дополнительных плоскостей, чтобы на них располагать новые эскизы.

Чтобы добавить плоскость в Компасе нужно воспользоваться инструментом «Плоскость» на панели инструментов (рис. 1). Если нажать и удерживать кнопку мыши на этой иконке, то раскроется список доступных опций по созданию дополнительных плоскостей.

Особенности каждого ввода плоскости ясны из их наименования, при нажатии на каждый из них, слева в дереве параметров откроются настройки вставки. Например, при создании плоскости, параллельной верхней грани детали, на расстоянии 100 мм, выбирается инструмент «Смещенная плоскость». В этом же окне интуитивно понятно указаны те данные, которые необходимо отметить на модели для успешного создания новой плоскости (рис. 2). Для наглядности в поле модели отражается контур новой плоскости и основной размер, который для нее задается.

После ввода новой плоскости, она отображается в дереве построения модели (рис. 3). При нажатии на нее правой кнопкой мыши, всегда можно будет выбрать и скорректировать под нее параметры.

Рис. 1. Инструмент "Плоскость" Рис. 2. Параметры вводимой плоскостиРис. 3. Введенная плоскость

Как в Компасе изменить размер детали?

В Компасе можно изменить размер детали как напрямую в поле модели, так и на соответствующем элементе создания формы в дереве построения.

Изменение размеров детали в операции создании тела

При создании тела при использовании плоскостей и эскизов используются инструменты, такие как, элемент выдавливания. Принцип изменения размеров для других похожих операций не отличается. Например, рассмотрим просто параллелепипед, у которого толщина создана вышеупомянутым выдавливанием (рис. 4). По умолчанию толщина болвашки составляет 10 мм, а необходимо скорректировать это значение на 15 мм.

Чтобы изменить размер детали в операции создании тела нужно найти соответствующую операцию в дереве построения, нажать на ней правой кнопкой мыши и выбрать «Редактировать» (рис. 5). Откроется панель редактирования операции, в которой интересующий нас параметр — «Расстояние» изменяем на 15, жмем Enter, после чего сохраняем (рис. 6). Толщина детали изменится.

Рис. 4. Рассматриваемая деталь с деревом построения Рис. 5. Кнопка "Редактирование"Рис. 6. Изменение размера детали в Компасе

Изменение размеров детали напрямую в модели

Более простым вариантом является выделение интересующей части модели и прямое изменение его размера. Например, в той же пластинке, что рассматривалась выше, чтобы изменить ее толщину, нужно лишь увеличить значение размера ребра.

Чтобы произвести изменение размеров детали напрямую в модели необходимо выбрать интересующую часть модели, нажать правой кнопкой мыши на ней, выбрать «Размеры выбранного элемента» (рис. 7). На модели отобразится характерный размер, кликнув на значение которого дважды мышью (рис. 8), откроется дополнительное окно для корректировки значения. Стоит вписать обновленные данные и применить, как деталь изменится.

Рис. 7. Кнопка "Размеры выбранного элемента"Рис. 8. Корректировка размеров детали в Компасе

Как повернуть деталь в Компасе?

Бывает, что изначально модель в поле была расположена неверно, например, перепутаны плоскости и оси, вдоль которых она строилась. Чтобы повернуть деталь в Компасе и разместить как надо, нужно убедиться, что она не зафиксирована какими-либо связями.

Чтобы повернуть деталь в Компасе нужно выбрать «Моделирование» — «Изменить положение» (рис. 9). Деталь окрасится в красный цвет, а в панели параметров появятся настройки перемещения, численные значения которых можно легко ввести. Так же на самой модели появятся стрелочки направлений и соответствующие им четверти окружностей, потянув за которые можно повернуть модель (рис. 10). После этой операции, соответствующая запись появится в дереве построения, отчего корректировки можно будет внести в любой момент (рис. 11).

Рис. 9. Кнопка "Изменить положение" Рис. 10. Вводимые координаты для изменения положения детали в пространствеРис. 11. Запись операции в дереве построения

Как изменить цвет детали в Компас 3D?

Чтобы изменить цвет детали в Компас 3D нужно нажать правой кнопкой мыши на название детали в дереве построения и выбрать «Свойства модели» (рис. 12). В новом окне в пункте «Отображение» выбрать нужный цвет и применить его (рис. 13).

Рис. 12. Кнопка "Свойства модели"Рис. 13. Изменение цвета детали в Компасе

В случае, если деталь импортированная, то вышеуказанный способ не изменит цвет детали, так как у операции распознавания модели есть тоже настройка цвета, которая более приоритетна (рис. 14). Чтобы это исправить, нужно изменить цвет детали так же, как описано выше, только после этого щелкнуть на «Операция без истории» правой кнопкой мыши, выбрать «Свойства», в новом окне, напротив «Способ задания» выбрать «По исходному объекту».

Рис. 14. Пример импортированной деталиРис. 15. Изменение цвета импортированной детали

Как в Компасе изменить материал детали?

Чтобы в Компасе изменить материал детали, нужно перейти в ее свойства (рис. 12), в пункте «Материал» выбрать кнопку «Выбрать материал из списка» (рис. 16), в новом окне просто выбрать то, что нужно (рис. 17). После этого характеристики массы детали автоматически пересчитаются.

Рис. 16. Окно настройки материала в КомпасеРис. 17. Окно выбора материалов в Компасе

Как в Компасе сделать прозрачную деталь?

Иногда при разработке трехмерной модели требуется скрытие какой-либо детали, но при этом не убирая ее, или же назначение стекла. В этом случае хорошим решением проблемы может стать назначение прозрачности.

Чтобы в Компасе сделать прозрачную деталь, нужно перейти в свойства модели (рис. 12), после чего в разделе «Отображение» найти пункт «Прозрачность» (рис. 118). Значения можно вписать вручную, так и двигая ползунок, причем минимально допустимо — 0 (непрозрачно), а максимально — 100 (прозрачно).

В этом случае деталь примет сетчатую окраску. Чтобы сделать модель без сетчатого обозначения прозрачности, нужно выбрать «Настройки» — «Система» — «Редактор моделей» — «Управление изображением», поставить прозрачность — «Реалистичная» (рис. 19).

Компас операция без истории 3д как восстановить историю

Две скрытые возможности в работе с листовым металлом в КОМПАС-3D

Все мы увлекаясь работой часто упускаем из виду простые с виду вещи, которые могли бы улучшить нам жизнь. Инженер, работая с инструментами в КОМПАС-3D, часто может не знать или забыть какие-то мелочи, которые сократили бы затраты его времени на повторение тех или иных действий. В этом уроке мы расскажем о двух скрытых возможностях в работе с листовым металлом в популярной САПР КОМПАС-3D. Первая возможность — способ обойти отсутствие в КОМПАС-3D такого важного инструмента как “Преобразовать в листовую деталь” который есть в SOLIDWORKS. Вторая возможность — дополнительная библиотека для работы с развертками в листовом металле.

Преобразование в листовую деталь

Ситуация — есть деталь, сделанная инструментами обычного 3D моделирования. Задача — переделать деталь в листовое тело.

Деталь, сделанная инструментами обычного 3D моделирования

К сожалению, в КОМПАС-3D нет такой полезной функции как «Преобразовать в листовую деталь» которая есть в SOLIDWORKS. Но из этой ситуации легко найти выход.

Первый шаг — в меню Правка выбрать пункт Удалить историю построения.

Параметры удаления истории построения

Параметры удаления истории построения

Далее в выпавшем окне настроить параметры удаления истории построения. После этого получим следующую картину — операция без истории.

Деталь с операцией без истории

После этого необходимо подключить библиотеку распознавания 3D моделей. Подключить ее можно в конфигураторе библиотек во вкладке приложения.

Конфигуратор библиотек - распознавание 3D-моделей

Далее, подключив эту библиотеку и перейдя в нее можно настроить параметры распознавания моделей.

Использование библиотеки Распознавание 3D-моделейПараметры распознавания 3D-моделей

В параметрах распознавания можно выбрать настройку формирования тела по возможности за счет листовых операций. Если конфигурация тела позволит — новое распознанное тело будет построено с помощью листовых операций.

Оборудование: развертки

При работе с листовым металлом в КОМПАС-3D само собой разумеющейся операцией является развертка, по виду которой можно построить чертеж развертки через стандартную команду Чертеж из файла.

Деталь со стандартной разверткой

Не все знают что в КОМПАС-3D есть дополнительная библиотека, расширяющая возможности работы с развертками и экспортом разверток в DXG.

Конфигуратор библиотек - Оборудование: Развертки

Подключается эта библиотека в конфигураторе. Оборудование: Развертки находится во вкладке оборудование.

Использование библиотеки Оборудование: Развертки

Подключив библиотеку можно перейти в нее и настроить. Можно настроить параметры вывода разверток в чертежи DXF.

Параметры вывода в файл формата DXF

Эта библиотека позволяет быстро выводить в чертежи DXF не только развертки, но и эскизы отдельных граней листового тела.

Подводя итоги можно отметить что даже опытные пользователи САПР могут не знать всех особенностей работы в любимой программе. Пара простых советов могут расширить границы взаимодействия с САПР, сэкономить немного времени на простых операциях и хоть немного, но улучшить жизнь инженеру.

КОМПАС-3D v21

Этот диалог появляется на экране после вызова команды Правка — Удалить историю построения .

Диалог позволяет задать параметры преобразования модели при удалении истории построения.

Способы вызова диалога

Главное меню: Правка — Удалить историю построения
(команда недоступна, если модель имеет исполнения)

Элементы управления диалога описаны в таблице.

Описание элементов управления

Группа опций для задания общих параметров преобразования.

Включите эту опцию, чтобы преобразованная модель имела ту же массу, что исходная. При отключенной опции масса преобразованной модели рассчитывается заново.

Сохранять центр масс

Включите эту опцию, чтобы центр масс преобразованной модели находился в той же точке, что и центр масс исходной модели. При отключенной опции координаты центра масс преобразованной модели вычисляются заново.

Учитывать скрытые компоненты

Если опция включена, то преобразуются как видимые, так и скрытые компоненты. В результате преобразования в тела они становятся видимыми, а в детали-заготовки — остаются скрытыми. При отключенной опции скрытые компоненты считаются отсутствующими. Исключенные из расчета компоненты всегда считаются отсутствующими.

Группа элементов для выбора нужного способа изменения структуры модели и настройки параметров в рамках выбранного способа. Если требуется сохранить модель без изменений, выберите вариант Специальное преобразование и отключите опции Удалить историю построения и Преобразовать компоненты (см. ниже).

Объединить тела и компоненты в одно тело

Выберите этот вариант, чтобы все тела и компоненты модели были объединены в одно тело.

Полученному телу назначается материал исходной сборки. Тело является сплошным, без внутренних полостей (эти полости заполняются материалом).

Если компоненты сборки не имеют ни одной общей поверхности, то в результате объединения получается тело из частей.

Выберите этот вариант, чтобы настроить параметры преобразования структуры модели.

Удалить историю построения

Включите эту опцию для удаления из файла модели информации о способах создания объектов модели и связях между ними. В результате удаления истории построения:

• тела/поверхности/кривые превращаются в операции/поверхности/кривые без истории;

• массив превращается в набор объектов, расположенных согласно параметрам массива;

• локальные системы координат, контрольные и присоединительные точки заменяются обычными точками,

• эскизы, вспомогательные оси и плоскости, элементы оформления и сопряжения удаляются;

• если компонент был изменен операцией в содержащей его модели, то его тела и поверхности в отредактированном виде переносятся в модель, а сам компонент из нее удаляется.

Обратите внимание на то, что данная опция удаляет историю построения только тех объектов, которые принадлежат непосредственно преобразуемой модели, т.е. история построения компонентов сохраняется.

Включите эту опцию, чтобы выполнить преобразование компонентов. При отключенной опции компоненты остаются без изменений.

Если удаление истории построения включено, то компоненты, затронутые операцией в содержащей их модели, преобразуются согласно вышеописанному вне зависимости от состояния опции Преобразовать компоненты .

Выбор этого варианта означает, что тела и поверхности компонентов всех уровней преобразуются в тела и поверхности без истории. Имена тел и поверхностей совпадают с именами соответствующих компонентов. Другие объекты компонентов в результирующую модель не передаются.

Если модель содержит операции над компонентами (например, массив компонентов), то после преобразования компонентов в тела эти операции удаляются, т.к. теряют источник построения. Удаление выполняется независимо от состояния опции Удалить историю построения .

Выбор этого варианта означает, что компоненты первого уровня преобразуются в детали-заготовки. Если требуется, чтобы заготовки были внедрены в модель (а не вставлены ссылкой на внешние файлы), включите опцию Без истории .

Обратите внимание на то, что компоненты остальных уровней остаются без изменений, т.е. не преобразуются в заготовки и остаются вставленными ссылкой.

Стандартные изделия и библиотечные компоненты не преобразуются в детали-заготовки.

Исключенные из расчета компоненты не учитываются в процессе преобразования. Они считаются отсутствующими.

После завершения настройки параметров нажмите кнопку ОК . Для выхода из диалога без преобразования модели нажмите кнопку Отмена .

© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2022. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78

3.6. Восстановление документов системы КОМПАС

Если для сохранения резервных файлов заданы папки, отличающиеся от папки сохране! ния документа, то эти файлы имеют стандартные имена и расширения. Они могут быть открыты стандартными способами.

Если файл предыдущей копии документа сохраняется в той же папке, что и документ, его имя будет таким же, а расширением, вместо соответствующего типу файла, будет bak .

Например, в папке имеется два файла: val.cdw и val.bak . В файле val.cdw хранится пос! ледняя редакция документа, то есть все, что в нем было создано на момент последнего сохранения при помощи вызова команды Файл — Сохранить . В файле val.bak хранит! ся предыдущая редакция документа, то есть все, что в нем было создано на момент предпоследнего сохранения.

Таким образом при утере документов использование файлов с расширением bak позво! ляет частично восстановить информацию.

Чтобы открыть файл резервной копии с расширением bak в системе КОМПАС, можно ис! пользовать следующие способы.

▼ Запустите систему КОМПАС!3D и вызовите команду Файл — Открыть . В списке Тип файлов появившегося диалога открытия файлов выберите строку Все файлы (*.*) , а в списке файлов — нужный файл (файлы) с расширением bak . Система КОМПАС опреде! лит тип документа, сохраненного в резервной копии, и откроет их. Сохраните открытые файлы с помощью команды Файл — Сохранить как. . Сохраняемым файлам будет автоматически назначено расширение, соответствующее типу документа.

Система КОМПАС!3D не сопоставлена файлам с расширением bak в качестве программы для открытия. Поэтому двойной щелчок по файлу *.bak в Проводнике Windows не запус! кает КОМПАС!3D автоматически. На экране появляется диалог для выбора программы.

Часть I. Установка и настройка системы

Укажите исполняемый файл системы КОМПАС.exe в качестве программы для открытия файла, система КОМПАС будет запущена, в ней откроется выбранный файл.

Не рекомендуется в диалоге выбора программы включать опцию

Использовать ее для всех файлов такого типа . Файлы резерв! ного копирования документов с расширением bak создают различ! ные программы. Если система КОМПАС будет сопоставлена с фай! лами, имеющими расширение bak , то при попытке открыть

Рис. 3.6. подобный файл, сохраненный другими программами, на экране по! явится сообщение об ошибке (рис. 3.6).

▼ Второй способ открытия файла резервного копирования заключается в предваритель! ном изменении его расширения в соответствии с типом документа, сохраненного в этом файле. Для этого в Проводнике Windows поменяйте расширение файла bak на то, кото! рое соответствует типу хранящегося в нем документа. Затем откройте файл в системе КОМПАС!3D стандартным способом. Если тип документа, записанного в файле резерв! ного копирования, неизвестен, присвойте ему расширение любого КОМПАС!документа: frw , cdw , spw , kdw , m3d или a3d . После этого файл можно будет открыть и просмотреть в системе КОМПАС!3D. Если выяснится, что расширение выбрано неправильно, можно закрыть файл и изменить расширение. Можно также сохранить документ под другим именем, вызвав команду Файл — Сохранить как. . При этом система автоматически определит тип документа и предложит расширение, соответствующее этому типу.

3.6.2. Использование файлов автосохранения

Восстановление документов после аварийного завершения работы системы из файлов автосохранения производится автоматически.

Для этого необходимо запустить систему КОМПАС!3D любым стандартным способом, кроме двойного щелчка в Проводнике Windows по имени файла, который редактировал! ся или был открыт на момент аварийного выхода.

Почему не нужно запускать КОМПАС!3D щелчком по имени этого файла? Потому, что в этом случае не происходит восстановление документа. Открывается файл, в котором за! писано состояние документа на момент последнего перед аварийным выходом вызова команды Файл — Сохранить (на момент последнего сохранения на диск). Очевидно, что, если при настройке был задан сравнительно небольшой период автосохранения, то в файле автосохранения вероятнее всего будет записано больше изменений, чем в пос! ледней версии документа, сохраненной вручную.

После загрузки системы правильным способом выполняется поиск файлов автосохра! нения в папке, указанной для записи этих файлов. Из всех найденных файлов восстанав! ливаются соответствующие им документы. Файлы автосохранения, из которых были восстановлены документы, удаляются.

В заголовке окна восстановленного документа отображается надпись «восстановлен». Она сохраняется до первого редактирования документа.

Чтобы записать восстановленный документ на диск, вызовите команду Файл — Со хранить (для записи в тот же файл, что и до аварийного выхода из системы) или коман! ду Файл — Сохранить как. (для записи в новый файл).

Операции с деталью в Компасе

Для начинающего проектировщика порою сложно сходу разобраться в функционале программы. Даже простые операции могут быть далеко не очевидными. О наиболее частых вопросах в пользовании Компасом на этапе моделирования поговорим в текущей статье.

Как добавить плоскость в Компасе?

В одной из предыдущих статей рассматривались азы создания трехмерной модели в Компасе. Там рассматривались приемы создания эскизов, чтобы получать модель. Так как крайне редко встречаются примитивы, как в примере, поэтому часто приходится использовать введение дополнительных плоскостей, чтобы на них располагать новые эскизы.

Чтобы добавить плоскость в Компасе нужно воспользоваться инструментом «Плоскость» на панели инструментов (рис. 1). Если нажать и удерживать кнопку мыши на этой иконке, то раскроется список доступных опций по созданию дополнительных плоскостей.

Особенности каждого ввода плоскости ясны из их наименования, при нажатии на каждый из них, слева в дереве параметров откроются настройки вставки. Например, при создании плоскости, параллельной верхней грани детали, на расстоянии 100 мм, выбирается инструмент «Смещенная плоскость». В этом же окне интуитивно понятно указаны те данные, которые необходимо отметить на модели для успешного создания новой плоскости (рис. 2). Для наглядности в поле модели отражается контур новой плоскости и основной размер, который для нее задается.

После ввода новой плоскости, она отображается в дереве построения модели (рис. 3). При нажатии на нее правой кнопкой мыши, всегда можно будет выбрать и скорректировать под нее параметры.

Рис. 1. Инструмент "Плоскость" Рис. 2. Параметры вводимой плоскостиРис. 3. Введенная плоскость

Как в Компасе изменить размер детали?

В Компасе можно изменить размер детали как напрямую в поле модели, так и на соответствующем элементе создания формы в дереве построения.

Изменение размеров детали в операции создании тела

При создании тела при использовании плоскостей и эскизов используются инструменты, такие как, элемент выдавливания. Принцип изменения размеров для других похожих операций не отличается. Например, рассмотрим просто параллелепипед, у которого толщина создана вышеупомянутым выдавливанием (рис. 4). По умолчанию толщина болвашки составляет 10 мм, а необходимо скорректировать это значение на 15 мм.

Чтобы изменить размер детали в операции создании тела нужно найти соответствующую операцию в дереве построения, нажать на ней правой кнопкой мыши и выбрать «Редактировать» (рис. 5). Откроется панель редактирования операции, в которой интересующий нас параметр — «Расстояние» изменяем на 15, жмем Enter, после чего сохраняем (рис. 6). Толщина детали изменится.

Рис. 4. Рассматриваемая деталь с деревом построения Рис. 5. Кнопка "Редактирование"Рис. 6. Изменение размера детали в Компасе

Изменение размеров детали напрямую в модели

Более простым вариантом является выделение интересующей части модели и прямое изменение его размера. Например, в той же пластинке, что рассматривалась выше, чтобы изменить ее толщину, нужно лишь увеличить значение размера ребра.

Чтобы произвести изменение размеров детали напрямую в модели необходимо выбрать интересующую часть модели, нажать правой кнопкой мыши на ней, выбрать «Размеры выбранного элемента» (рис. 7). На модели отобразится характерный размер, кликнув на значение которого дважды мышью (рис. 8), откроется дополнительное окно для корректировки значения. Стоит вписать обновленные данные и применить, как деталь изменится.

Рис. 7. Кнопка "Размеры выбранного элемента"Рис. 8. Корректировка размеров детали в Компасе

Как повернуть деталь в Компасе?

Бывает, что изначально модель в поле была расположена неверно, например, перепутаны плоскости и оси, вдоль которых она строилась. Чтобы повернуть деталь в Компасе и разместить как надо, нужно убедиться, что она не зафиксирована какими-либо связями.

Чтобы повернуть деталь в Компасе нужно выбрать «Моделирование» — «Изменить положение» (рис. 9). Деталь окрасится в красный цвет, а в панели параметров появятся настройки перемещения, численные значения которых можно легко ввести. Так же на самой модели появятся стрелочки направлений и соответствующие им четверти окружностей, потянув за которые можно повернуть модель (рис. 10). После этой операции, соответствующая запись появится в дереве построения, отчего корректировки можно будет внести в любой момент (рис. 11).

Рис. 9. Кнопка "Изменить положение" Рис. 10. Вводимые координаты для изменения положения детали в пространствеРис. 11. Запись операции в дереве построения

Как изменить цвет детали в Компас 3D?

Чтобы изменить цвет детали в Компас 3D нужно нажать правой кнопкой мыши на название детали в дереве построения и выбрать «Свойства модели» (рис. 12). В новом окне в пункте «Отображение» выбрать нужный цвет и применить его (рис. 13).

Рис. 12. Кнопка "Свойства модели"Рис. 13. Изменение цвета детали в Компасе

В случае, если деталь импортированная, то вышеуказанный способ не изменит цвет детали, так как у операции распознавания модели есть тоже настройка цвета, которая более приоритетна (рис. 14). Чтобы это исправить, нужно изменить цвет детали так же, как описано выше, только после этого щелкнуть на «Операция без истории» правой кнопкой мыши, выбрать «Свойства», в новом окне, напротив «Способ задания» выбрать «По исходному объекту».

Рис. 14. Пример импортированной деталиРис. 15. Изменение цвета импортированной детали

Как в Компасе изменить материал детали?

Чтобы в Компасе изменить материал детали, нужно перейти в ее свойства (рис. 12), в пункте «Материал» выбрать кнопку «Выбрать материал из списка» (рис. 16), в новом окне просто выбрать то, что нужно (рис. 17). После этого характеристики массы детали автоматически пересчитаются.

Рис. 16. Окно настройки материала в КомпасеРис. 17. Окно выбора материалов в Компасе

Как в Компасе сделать прозрачную деталь?

Иногда при разработке трехмерной модели требуется скрытие какой-либо детали, но при этом не убирая ее, или же назначение стекла. В этом случае хорошим решением проблемы может стать назначение прозрачности.

Чтобы в Компасе сделать прозрачную деталь, нужно перейти в свойства модели (рис. 12), после чего в разделе «Отображение» найти пункт «Прозрачность» (рис. 118). Значения можно вписать вручную, так и двигая ползунок, причем минимально допустимо — 0 (непрозрачно), а максимально — 100 (прозрачно).

В этом случае деталь примет сетчатую окраску. Чтобы сделать модель без сетчатого обозначения прозрачности, нужно выбрать «Настройки» — «Система» — «Редактор моделей» — «Управление изображением», поставить прозрачность — «Реалистичная» (рис. 19).

Прямое редактирование без истории

Если вы используете средства прямого моделирования подобные CoCreate Modeling, KeyCreator или SpaceClaim, то данная технология должна быть вам знакома. Прямое редактирование является основным методом изменения трехмерной геометрии в системах без истории построения. Редактирование осуществляется непосредственно на уровне BRep модели, нигде не записывается и не структурируется.

Так как прямое редактирование является основным методом манипуляции с геометрией в системах без истории построения, важно обеспечить пользователей набором мощных инструментов и методов для выбора геометрии. Такие инструменты и методы включают в себя множественных выбор, выбор с помощью прямоугольного параллелепипеда (бокса), распознавание конструктивных элементов, условный выбор, определяемые пользователем конструктивные элементы, шаблоны, списки/фильтры для выбора и т.д. Должен предоставляться выбор в нескольких деталях одновременно. Кроме того, такие системы должны предоставлять набор инструментов и методов для задания трансформаций. Например, может быть доступно задание нескольких трансформаций в рамках одной операций. Интеллектуальное извлечение данных из BRep и использование этой информации является критическим для организации надежного процесса прямого редактирования.

Конечно, после того, как осуществлен выбор геометрии и заданы трансформации, важно обеспечить ожидаемый пользователем результат, так как зачастую существует несколько решений. Некоторые примеры приводятся в одном из предыдущих сообщений в моем блоге — "Getting Expected Results With Direct Editing".

Прямое редактирование определенно является движущей силой нашей индустрии. Оно обеспечивает огромный скачок в гибкости по сравнению с косвенным редактированием, особенно тем, что основано на истории построения. С помощью продвинутых методов выбора геометрии, которые в настоящее время доступны в некоторых системах без истории построения прямое редактирование может использоваться для управления взаимоотношениями между деталями и сборками – то, что ранее было возможно только в рамках косвенного редактирования.

14. Организация сборочных моделей;

Понятие современной САПР подразумевает, что система проектирования поддерживает коллективную работу над проектом. Разработано достаточно большое количество программных продуктов, необходимых для эффективной организации коллективной работы. Но, несмотря на успехи в этом направлении, краеугольным камнем по-прежнему остаются сборочные единицы, согласованная работа над которыми в коллективном режиме дает наибольшее ускорение. Информационная среда для параллельного проектирования должна позволять работать над отдельными деталями сборки разным сотрудникам и быть способной предотвратить конфликты в модели сборки при детализации моделей, входящих в состав сборки.

Первое и необходимое условие ведения параллельных работ — параметризация сборочных моделей. Параметризация организует топологию модели, благодаря чему модель становится управляемой. Конечно, параметризация заставляет задуматься, ЧТО, собственно, строится. Однако в результате получаются более качественные проекты, которые легко состыковывать и модернизировать. Любое изменение размеров или параметров приводит к перерегенерации всех сборок и связанных деталей. Неважно, где было произведено изменение — в чертеже, сборке или в исходных параметрах (в схеме).

В настоящее время существует два механизма организации создания сборочных моделей: сборка «снизу вверх» и «сверху вниз». Сборка «снизу вверх» аналогична реальной сборке «с гаечным ключом», когда имеющиеся детали последовательно собирают в файл сборки. Сборка «сверху вниз» напоминает процесс рождения и формирования идеи: от общей схемы через набор составляющих и их связей к целостному представлению.

Параметризация

Важным условием правильного построения параметрических моделей и сборок являются логичные непересекающиеся отношения «предок — потомок». Другими словами, хронология модели или сборки, то есть последовательность создания элементов и их связей, позволяющая легко редактировать процесс создания модели, должна быть логичной и не содержать рекурсивных ссылок.

Что такое логичная хронология? Поясним это на примере простой схемы,на которой заданы четыре прямые: A, B, C, и D. Если прямая B задана от базы (родителя) A, а прямая D от базы C, то такие отношения между родителями и потомками будут логичными. Если задать B от C, а D от A, то такая хронология будет нелогичной. При смещении любой из баз мы сможем наблюдать логичность или нелогичность отношений.

Что такое рекурсивные отношения в хронологии? Рассмотрим простой пример. Даны три детали: вал, втулка и шпонка между ними. Традиционно мы начинаем построение в следующей последовательности:

  1. Создаем вал (пока без шпоночного паза). Вставляем в сборку.
  2. В контексте сборки, опираясь на ось вала и сопрягаемую поверхность, строим втулку (также без шпоночного паза).
  3. По сопряженной поверхности вала вставляем шпонку (стандартное изделие).
  4. По сопряженной поверхности шпонки выполняем шпоночный паз (конструктивный элемент) на втулке.
  5. Пытаемся сделать то же самое с валом. Возникает рекурсия.

Причина такого поведения параметрической сборки видна из схемы отношений «предок — потомок». Как развязать рекурсивные связи? Важным свойством развитой параметризации является возможность редактирования хронологии. Поэтому поступим следующим образом:

  1. Создадим в файле сборки линии сопряжений (осевую линию и линию, где должно быть сопряжение вала с втулкой, причем не привязывая их к элементам фрагментов).
  2. Перепривяжем последовательно линии поверхностей и осевые вала, втулки и шпонки к заданным линиям.
  3. Выполним на валу конструктивный элемент (КЭ) по шпонке. Теперь этот КЭ будет иметь параметрическую связь в сборке. Какую бы шпонку вы теперь ни выбрали, КЭ всегда будет ей соответствовать.

Параметризации не может быть мало или много, параметризация не может быть мягкой или жесткой — либо она есть, либо ее нет. Параметрические отношения могут быть развитыми или неразвитыми. Но все остальные связи можно называть как угодно: настраиваемые, адаптивные, интеллектуальные и т.п. Суть от этого не меняется, поскольку такие связи не обладают свойствами параметрических связей, хотя и не исключают их существования.

Сборка «снизу вверх»

До последнего времени доминировала организация процесса проектирования сборок по схеме «снизу вверх». Это связано прежде всего с тем, что программные инструменты для ее осуществления были раньше реализованы в программных продуктах. Рассмотрим схему организации процесса проектирования, характерную для метода «снизу вверх».

Начальным этапом проектирования является разработка (выбор) схемы устройства, компоновочного чертежа ответственным лицом (или группой лиц), которого мы назовем ведущим. Затем ведущий формирует задания на проектирование для сотрудников, определяет параметры связей между составляющими сборки. На данном этапе связь с общей компоновкой может быть организована только в виде переменных. Такой связи не всегда достаточно, поэтому, чтобы облегчить и ускорить работу, от нее часто отказываются. Вследствие этого начальный этап разработки становится статичным и не входит в информационное поле модели. По выданным заданиям и параметрам связей между элементами каждый сотрудник проектирует упрощенный вариант детали, входящей в сборку.

На следующем этапе ведущий компонует сборку из упрощенных деталей, дополняет ее унифицированными и стандартными изделиями. Затем он анализирует пересечения тел и потребность в КЭ (например, в отверстиях под крепеж). Назначает или исправляет параметры сопряжений деталей через переменные. На основе полученных данных уточняет задания для сотрудников. По полученному заданию каждый сотрудник детализирует геометрию детали и возвращает ее в сборку. Далее в работе отдела устанавливается некоторая цикличность, сохраняющаяся до завершения проекта.

Сборка «снизу вверх» осуществляется путем привязки деталей друг к другу. В результате этого формируются схемы хронологии связей деталей в виде бамбука. Такая схема без специальных механизмов, обеспечивающих постоянство связей, может оказаться недостаточно устойчивой для внесения изменений в ходе проектирования. Отсутствие данных механизмов затрудняет необходимые функциональные замены деталей для сборок разных версий и разного исполнения. Многие начинающие пользователи, сталкиваясь с данной проблемой, считают ее недостатком самого метода «снизу вверх».

Однако существует множество задач, для которых метод «снизу вверх» дает значительное сокращение сроков проектирования. Прежде всего, это проектирование типичных механизмов с постоянной структурой, работа над которым заключается в расчете параметров и детализации геометрии. Это значительная доля проектирования, так как любой механизм из справочника по механизмам можно считать типичным. Сюда относятся штампы, пресс-формы, редукторы, двигатели, насосы, приводы, гидро- и пневмоцилиндры, муфты и т.п. Ускорение достигается в этом случае благодаря использованию параметрических элементов «корпоративных» библиотек.

T-FLEX CAD 2D и 3D имеют для этого наиболее полную функциональность, включая специальные механизмы для обеспечения замены элементов конструкции.

Кроме того, метод «снизу вверх» достаточно эффективен для проектирования изделий, содержащих базовую деталь (корпус), на которой крепится большинство остальных деталей. В этом случае хронология сборки значительно короче и схема связей выглядит не в виде бамбука, а в виде дерева, стволом которого является базовая деталь.

Сборка «сверху вниз»

В настоящее время появились и достаточно быстро развиваются программные инструменты для организации проектирования сборок по схеме «сверху вниз». Прежде всего, это механизмы контекстной сборки. Нужно отметить, что их использование не всегда приводит к результатам и свойствам сборки «сверху вниз». Достижение положительных результатов при таких сборках в высшей степени зависит от организации процесса проектирования. Рассмотрим две возможные схемы организации процесса проектирования для данного случая.

На начальном этапе проектирования ведущий разрабатывает электронную 2D- или 3D-схему устройства с определенными функциональными связями между компонентами сборки и их сопряжениями. Возможность задавать единое сопряжение для двух деталей — одно из важных преимуществ сборки «сверху вниз». Сопряжения в схеме можно задавать различными способами:

  • копиями тел (например, для шарнирного соединения это может быть цилиндр, одна копия которого передается детали с отверстием, а другая — детали с осью);
  • разделенными телами (например, строится общий объем верхней и нижней плит пресс-формы, они разделяются каркасной поверхностью и передаются «в деталь» для детализации геометрии);
  • конструктивным элементом (например, отверстием, проходящим через верхнюю и нижнюю плиту и служащим для «базирования» операций при детализации геометрии детали).

Далее формируют задания для сотрудников на проектирование деталей, причем параметры связей между составляющими сборки уже определены общей компоновкой. Компоновка становится прародителем всего информационного поля модели. По заданиям и компоновке устройства с переданными в файл детали сопряжениями каждый сотрудник проектирует упрощенный вариант детали, входящей в сборку. Затем организация процесса может идти по двум направлениям:

  • Схема первая. Перед передачей компоновки и сопряжений в файл детали устанавливают ассоциативную связь, которая каждый раз возвращает новую геометрию детали в исходный файл.
  • Схема вторая. Деталь вставляется в новый файл сборки. Глобальные координаты и положение каждой детали определены компоновкой, поэтому детали автоматически встают каждая на свое место.

При такой организации ведущему уже не приходится участвовать в организации сборки: все необходимые параметры (положение детали в глобальной системе координат и сопряжения деталей) определены компоновочной схемой. Он может пополнять сборку унифицированными и стандартными изделиями, дополнять детали КЭ и анализировать пересечения тел. Хотя единство сопряжения между деталями гарантирует четкую «прилегаемость» деталей, сотрудник, видя окружение сборки, способен сам детализировать геометрию детали. Ведущий также вводит дополнения или ограничения в проект, уточняет задания.

Значительный эффект от такой организации работы проявляется в сложных случаях — при проектировании нетипичных конструкций. Для повышения эффективности такой организации работы целесообразно синхронизировать обновление деталей в сборке и предоставить ведущему инструменты управления процессом проектирования. Наиболее эффективно с такой задачей справляется PDM-система.

Достоинством первой схемы организации сборки «сверху вниз» является удобное анимирование моделей. Преимущество второй схемы обнаруживается при вариантном проектировании, когда необходимы функциональные замены деталей и ведение нескольких версий проекта.

Поскольку положение каждой детали и их сопряжения при методе «сверху вниз» однозначно заданы сборкой, то схема хронологии связей деталей выглядит как куст земляники. Эта схема достаточно устойчива для внесения изменений в ходе проектирования: любую деталь можно извлекать из сборки без всяких последствий. Кроме того, такая схема устойчива к некорректным действиям пользователя. Поэтому разработчики систем, не имеющих специальных механизмов замен, рекомендуют ее как основную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *