Универсальный индикатор номера включенной передачи для мотоцикла
Это новая разработка универсального индикатора номера включенной передачи, который как дополнительный аксессуар, подойдет для любого мотоцикла. Главное преимущество индикатора в том, что его показания зависят непосредственно от перемещения рычага переключения скорости и не требуют подключения к датчикам спидометра и тахометра (имеет место в дорогих коммерческих устройствах), что иногда встречается в старых мотоциклах. Он состоит из основной схемы, включающей семисегментный светодиодный индикатор, двух датчиков Холла, прикрепленных к раме мотоцикла, и маленького магнита, размещенного на рычаге переключения скорости.
Надписи на рисунке | |
Gear Shift Lever | Рычаг переключения передач |
Frame | Рама (мотоцикла) |
Magnet | Магнит |
Up Hall Sensor | Верхний датчик Холла |
Down Hall Sensor | Нижний датчик Холла |
Схема основана на микроконтроллере AVR ATtiny25/45/85, который считывает сигналы с двух датчиков Холла и выключателя нейтрали, и выводит текущий номер передачи на 7 сегментный светодиодный индикатор через микросхему счетчика-декодера 4026.
- Загрузить EAGLE файлы в .zip формате
Исходный код написан в AVR-GCC (WinAVR). Им можно запрограммировать контроллер с fuse битами по умолчанию. (Я использовал микроконтроллер ATtiny25 и программатор USBTiny). Константы TOP_GEAR (число передач, по умолчанию 5) и N_WAIT_TIME (минимальное время, которое должно пройти, чтобы передача была определена как нейтральная, по умолчанию 500 мс) могут быть модифицированы для разных нужд.
- Загрузить файлы исходного кода в формате .zip
Основная схема выполнена на небольшой двухсторонней печатной плате. В устройстве используются микросхемы микроконтроллера и счетчика в SMD корпусах. Семисегментный светодиодный индикатор размещен на другой печатной плате, присоединенной вертикально к основной плате (как показано на картинках). Разработаны два варианта печатных плат для разных типов суперярких светодиодных индикаторов Kingbright (красного и синего). Стабилизатор напряжения монтируется, как показано на рисунках. Не забудьте пропаять четыре маленьких переходных отверстия, соединяющих слои ПП под микросхемами!
- Загрузить верхний слой ПП в формате .pdf
- Загрузить нижний слой ПП в формате .pdf
- Загрузить сетчатый трафарет ПП в формате .pdf
Перечень компонентов схемы
Позиция
Номинал
Комментарии
В зависимости от предпочитаемой яркости светодиодов
Cстабилизатор 5 В
Как показано на сетчатом трафарете и картинках
Фотографии
Соединения
Надписи на рисунках | |
To down Hall sensor OUT pin (3) | К нижнему датчику Холла OUT выв. (3) |
To up Hall sensor OUT pin (3) | К верхнему датчику Холла OUT выв. (3) |
To both Hall sensors GND pin (2) | К обоим датчикам Холла GND выв. (2) |
To both Hall sensors +5V pin (1) | К обоим датчикам Холла +5 В выв. (1) |
To neutral switch (ground for active neutral) | К выключателю нейтрали |
Not connected | Не подключен |
Battery ground | Общий провод аккумулятора |
Battery +12V | +12 В аккумулятора |
Melexis US5881LUA Hall sensor | Датчик Холла Melexis US5881LUA |
Правильно собранная схема произведет самодиагностику при подключении напряжения питания 12 В (контакты TO_POWER_1 и TO_POWER_2), в процессе самодиагностики на индикаторе пробегут все цифры (см. видео ниже). После самодиагностики будет показана текущая передача, и отображаемое значение будет меняться при переключении скорости. Учтите, что устройство срабатывает, когда южный полюс магнита удаляется от датчика Холла (с северным полюсом так не получится). Более того, если будет обнаружена нейтральная передача (с помощью выключателя нейтрали, подключенного к контакту TO_POWER_4), значение на дисплее сбросится в 0 (этот механизм также используется для автокалибровки, если что нибудь пойдет не так). Наконец, когда питание выключается, последнее значение передачи записывается в EEPROM микроконтроллера и восстанавливается, когда устройство будет включено снова.
Ниже представлена видеозапись процесса инициализации индикатора передачи.
- Загрузить видеозапись самотестирования в .avi формате
Защита схемы
Из-за специфических условий эксплуатации, рекомендуется перед установкой покрыть схему лаком.
Кабель датчиков
На фотографиях, представленных ниже, показана конструкция 4-проводного кабеля датчиков, который подключен к разъему TO_SENSORS. Видимые части ножек датчиков должны быть также покрыты лаком для защиты.
После сборки схема готова к использованию и установке на мотоцикл. На видео показана ручная эмуляция переключения рычага передач:
Индикатор передачи для мотоциклов с пятиступенчатой КПП
Индикатор приехал за уже стандартные 10 дней. На почте мне вручили такую коробочку:
В коробочке лежал сам индикатор, а также визитная карточка продавца.
Индикатор в выключенном состоянии выглядит вот так:
К сожалению, девайс не является герметичным, поэтому прямо как есть его не поставишь. Но это не проблема, когда есть термоклей 🙂
Отличительная особенность этого прибора — он, кроме передач, показывает еще и нейтраль, причем другим цветом. То есть нейтраль у него зеленая:
А вот передачи отображаются красным цветом:
Установка индикатора включенной передачи на мотоцикл
Установка индикатора включенной передачи во многих дорожных ситуациях полезна как начинающим мотоциклистам, так и опытным байкерам.
Информация о том, какая передача включена, бывает иногда весьма полезной. Например, после резкого торможения у красного сигнала светофора с выжатым сцеплением достаточно посмотреть на индикатор передачи для мотоцикла, чтобы понять, какая передача была включена, затем переключиться на первую и снова продолжить движение. Дооборудование байка этим весьма полезным приспособлением – процесс довольно простой. Выбор представленных на рынке изделий весьма разнообразен (как по цене, так по способу подключения и установки на мотоцикл).
Для мотоциклов, оборудованных диагностическим разъемом
Многие современные мотоциклы с инжекторным двигателем (Suzuki, Kawasaki, Honda, Yamaha и другие) оборудованы специальным цифровым диагностическим гнездом. Обычно он расположен под водительским сиденьем.
Для владельцев таких моделей мотоциклов разработаны индикаторы включенной передачи, предназначенные для подключения к диагностическому разъему. Изделие представляет собой 7-ми сегментный светодиодный водонепроницаемый дисплей с вмонтированным проводом, на другом конце которого находится вилка для подключения к разъему.
- крепим индикатор в удобном для обзора месте (обычно, с помощью двухстороннего скотча, идущего в комплекте);
- прокладываем провод до диагностического разъема;
- снимаем защитную заглушку и подключаем в разъем штекер указателя передачи;
- крепим проложенный провод с помощью пластиковых хомутов.
Проводим настройку индикатора включенной передачи на мотоцикле:
- Устанавливаем мотоцикл на подкат.
- Включаем зажигание: на дисплее отобразится обратный отсчет от 6 до 1, затем загорится латинская буква «L», соответствующая режиму обучения.
- Заводим двигатель, экран начнет моргать быстрее.
- Когда на экране появится мигающая цифра «1», включаем первую скорость и отпускаем сцепление.
- Когда на дисплее появится латинская буква «n», переключаем на вторую передачу.
- Появится моргающая цифра «2», затем «n», и так далее до шестой скорости.
- На последней передаче ждем, когда на дисплее появится «o», что является сигналом об окончании настройки.
Все произведенные настройки записываются в энергонезависимую память устройства. Если вы, например, заглушили двигатель на третьей передаче, то при включении зажигания на дисплее загорится цифра «3».
Внимание! Диагностические разъемы различных марок мотоциклов отличаются размерами и распайкой контактов. Перед приобретением необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией, чтобы удостовериться в том, что данное конкретное изделие подойдет к вашему мотоциклу. Еще лучше перед оформлением заказа сообщить поставщику марку мотоцикла и год его изготовления.
Модель «GiPro-DS» от известного венгерского производителя Healtech Electronics стоит сейчас 7050÷7100 рублей. Аналоги от китайских поставщиков «Vehtrkacntol», «Alconstar» или «Gfyship» в зависимости от модели мотоцикла стоят от 2100 до 3500 рублей.
Универсальные приспособления для отображения включенной передачи
Практически все марки мотоциклов и мопедов оборудованы датчиком и индикатором включения нейтральной скорости. В комплект универсального индикатора передач для мотоцикла входят:
- светодиодный дисплей;
- два датчика Холла;
- магнит;
- комплект монтажных проводов и крепежных хомутов.
Установка довольно проста и зависит только от конструктивных особенностей рычага переключения передач:
- Фиксируем индикатор в удобном и хорошо просматриваемом месте.
- Датчики крепим на неподвижной части мотоцикла напротив крайних положений лапки переключения передач, либо напротив крайних положений рычага тяги.
- Магнит приклеиваем на самой лапке с внутренней стороны, либо на дополнительном самодельном кронштейне, установленном на оси тяги.
- Соединяем провода в соответствии с электрической схемой.
Устройство считывает сигналы от датчика «нейтрали» и от сенсоров в момент приближения к ним магнита, и выводит показания на дисплей в виде цифр, соответствующих включенной скорости.
Такие приспособления от китайских производителей «Ysmotogo», «Keoghs», «Auto-Partner» или «Savage» стоят сейчас от 1100 до 2100 рублей.
Устройства с подключением к спидометру и тахометру
Для мотоциклов, оборудованных штатными электронными спидометром и тахометром, выпускают индикаторы с подключением к этим приборам.
Популярная модель «GiPro-X» от Healtech Electronics поставляется в комплекте с проводами и разъемами (под конкретную марку мотоцикла). Ее подключают к тахометру и датчику скорости. Изделие считывает сигналы с этих электронных приборов и отображает включенную в данный момент передачу на маленьком цифровом дисплее. На сегодняшний день стоимость составляет 6250÷6300 рублей.
Аналогичное устройство от «Koso» с довольно большим экраном и индикатором перехода на следующую передачу стоит 7900÷8100 рублей. Универсальная модель «PRG-1000» от американской фирмы «Dakota» с креплением индикатора к вилке руля и комплектом проводов обойдется уже в 14000÷15000 рублей.
Установка индикатора передач на мотоцикл
Эта универсальная проводка c Датчиком Скорости, монтируемом на колесо, работает со всеми мотоциклами и средствам передвижения, оборудованными электронной системой зажигания.
1. Введение
Вам предстоит установить идущий в комплекте датчик скорости, и подключить провода индикатора передач GiPro к проводке мотоцикла с помощью трех высококачественных врезных разъемов, идущих в комплекте. Паять или обрезать провода на мотоцикле не потребуется. Универсальный крепеж датчика, так же включен в набор. По причине большого числа мотоциклов и средств передвижения, совместимых с проводкой, цвета проводов и инструкции по установке для каждой из моделей, останутся за рамками инструкции. Перед установкой индикатора передач, мы рекомендуем проконсультироваться с вашим дилером или/и обратиться к мануалу от вашего мотоцикла.
2. Установка индикатора передач
1. Поверните замок зажигания в позицию «Выкл». Снимите седушку, поднимите и закрепите топливный бак мотоцикла.
2. Подключите Черный провод индикатора передач Джипро к массе мотоцикла. Например, к проводу «масса» парковочных огней или подсветки приборной панели. Используйте Красный врезной контакт, идущий в комплекте.
Инструкция по пользованию врезным контактом: Заведите не зачищенный провод ECU внутрь канала врезного контакта. Защелкните торцевую стенку канала. Вы должны услышать щелчок. Отрежьте избыток Черно/Зеленого провода. Вставьте кончик Черно/Зеленого провода в канал на врезном контакте. Это второй канал на врезном контакте, в отличии от первого — он не имеет выхода. Вставьте U — образую клемму во врезной контакт лезвиями вниз. Используя плоскогубцы, надавите сверху на U — образный контакт так, чтобы он полностью вошел в паз. Защелкните крышку врезного контакта. Вы услышите щелчок.
Как альтернатива – можно подключить Черный провод индикатора передач GiPro к шасси или мотору мотоцикла. 3. Подключите Красный провод датчика передачи GiPro к коммутируемым ключем зажигания бортовым +12V, например – к проводу питания парковочных огней или подсветки приборной панели. Используйте врезной контакт, идущий в комплекте.
4. Подключите 4-х контактный разъем проводки к индикатору передач.
5. Убедитесь, что устройство подключено и корректно работает:
Тест №1: Переключитесь на Нейтраль, затем включите зажигание дисплей GiPro должен отобразить цифры от 6 до 1, после чего должна медленно замигать буква “L” (Обучение). (Если этого не произошло – дисплей не подключен к питанию или/и массе.) Выключите зажигание.
6. Закрепите Датчик Скорости таким образом, чтобы под ним проходили головки болтов заднего тормозного диска или головки болтов задней звезды. Если подключение к заднему колесу невозможно – можно установить датчик на переднее колесо мотоцикла. Подойдут любые вращающиеся куски металла, расположенные на равном расстоянии друг от друга — см. иллюстрацию. Отрегулируйте и закрепите датчик таким образом, чтобы верхушка датчика проходила над центром болта на расстоянии 1мм.
7. Подключите 3х контактный разъем датчика скорости к разъему проводки GPX.
Тест №2: Включите зажигание. Прокрутите заднее колесо со скоростью не менее 5Км/ч, дисплей датчика передачи должен отобразить вращающееся колесо. (Если этого не произошло — дисплей не получает сигнала с датчика, проверьте разъем, контакты в разъеме. Разверните корпус датчика скорости на 45 градусов.) 8. Подключите Черно/Зеленый провод индикатора передач GiPro к одному из следующих проводов, используя Красный врезной контакт, идущий в комплекте:
а) Сигнальному проводу Датчика Позиции Коленвала (так же называется Датчиком Холла), обычно располагается рядом со сцеплением (японцы) или генератором (итальянцы).
б) Сигнальному проводу Тахометра (показателю оборотов), в любом месте между панелью инструментов и ECU мотоцикла.
в) Сигнальному проводу катушки зажигания. В любом месте между модулем управления зажиганием и катушкой.
Тест №3: Запустите мотор буква “L” (Обучение) должна замигать быстрее в течение нескольких последующих секунд. (Если этого не произошло, устройство не получает число оборотов.)
9. Снимите зеленую пластиковую ленту сзади модуля индикатора передачи, выберите место установки и закрепите дисплей.
10. Аккуратно уложите проводку GiPro с 3х контактного разъема к месту установки, лучше всего пускать проводку вдоль рамы. Не изламывайте проводку вблизи 4х контактного разъема. Не используйте маршрут, пролегающий недалеко от выпуска или блока цилиндров
11. Используйте черную изоленту для изоляции 4х контактного разъема. Чтобы избежать нагрузок на проводку используйте идущие в комплекте хомуты для крепежа проводки индикатора передачи GiPro к проводке мотоцикла.
12. Если все тесты прошли, перейдите к Инструкции По Настройке индикатора передач
Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл
Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл Honda. Как установить индикатор передач Gipro на мотоцикл с тросиковым спидометром. Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл Yamaha. У меня мотоцикл с аналоговым спидометром, хочу поставить индикатор передач, нужна инструкция. Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл Kawasaki. Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл Suzuki. Инструкция по установке и настройке индикатора передач Gipro X-type с датчиком скорости на мотоцикл
Дата публикации: 14 января 2018 .
Категория: Мототехника.
Информация о том, какая передача включена, бывает иногда весьма полезной. Например, после резкого торможения у красного сигнала светофора с выжатым сцеплением достаточно посмотреть на индикатор передачи для мотоцикла, чтобы понять, какая передача была включена, затем переключиться на первую и снова продолжить движение. Дооборудование байка этим весьма полезным приспособлением – процесс довольно простой. Выбор представленных на рынке изделий весьма разнообразен (как по цене, так по способу подключения и установки на мотоцикл).
Для мотоциклов, оборудованных диагностическим разъемом
Многие современные мотоциклы с инжекторным двигателем (Suzuki, Kawasaki, Honda, Yamaha и другие) оборудованы специальным цифровым диагностическим гнездом. Обычно он расположен под водительским сиденьем.
Для владельцев таких моделей мотоциклов разработаны индикаторы включенной передачи, предназначенные для подключения к диагностическому разъему. Изделие представляет собой 7-ми сегментный светодиодный водонепроницаемый дисплей с вмонтированным проводом, на другом конце которого находится вилка для подключения к разъему.
- крепим индикатор в удобном для обзора месте (обычно, с помощью двухстороннего скотча, идущего в комплекте);
- прокладываем провод до диагностического разъема;
- снимаем защитную заглушку и подключаем в разъем штекер указателя передачи;
- крепим проложенный провод с помощью пластиковых хомутов.
Проводим настройку индикатора включенной передачи на мотоцикле:
- Устанавливаем мотоцикл на подкат.
- Включаем зажигание: на дисплее отобразится обратный отсчет от 6 до 1, затем загорится латинская буква «L», соответствующая режиму обучения.
- Заводим двигатель, экран начнет моргать быстрее.
- Когда на экране появится мигающая цифра «1», включаем первую скорость и отпускаем сцепление.
- Когда на дисплее появится латинская буква «n», переключаем на вторую передачу.
- Появится моргающая цифра «2», затем «n», и так далее до шестой скорости.
- На последней передаче ждем, когда на дисплее появится «o», что является сигналом об окончании настройки.
Все произведенные настройки записываются в энергонезависимую память устройства. Если вы, например, заглушили двигатель на третьей передаче, то при включении зажигания на дисплее загорится цифра «3».
Внимание! Диагностические разъемы различных марок мотоциклов отличаются размерами и распайкой контактов. Перед приобретением необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией, чтобы удостовериться в том, что данное конкретное изделие подойдет к вашему мотоциклу. Еще лучше перед оформлением заказа сообщить поставщику марку мотоцикла и год его изготовления.
Модель «GiPro-DS» от известного венгерского производителя Healtech Electronics стоит сейчас 7050÷7100 рублей. Аналоги от китайских поставщиков «Vehtrkacntol», «Alconstar» или «Gfyship» в зависимости от модели мотоцикла стоят от 2100 до 3500 рублей.
Универсальные приспособления для отображения включенной передачи
Практически все марки мотоциклов и мопедов оборудованы датчиком и индикатором включения нейтральной скорости. В комплект универсального индикатора передач для мотоцикла входят:
- светодиодный дисплей;
- два датчика Холла;
- магнит;
- комплект монтажных проводов и крепежных хомутов.
Установка довольно проста и зависит только от конструктивных особенностей рычага переключения передач:
- Фиксируем индикатор в удобном и хорошо просматриваемом месте.
- Датчики крепим на неподвижной части мотоцикла напротив крайних положений лапки переключения передач, либо напротив крайних положений рычага тяги.
- Магнит приклеиваем на самой лапке с внутренней стороны, либо на дополнительном самодельном кронштейне, установленном на оси тяги.
- Соединяем провода в соответствии с электрической схемой.
Устройство считывает сигналы от датчика «нейтрали» и от сенсоров в момент приближения к ним магнита, и выводит показания на дисплей в виде цифр, соответствующих включенной скорости.
Такие приспособления от китайских производителей «Ysmotogo», «Keoghs», «Auto-Partner» или «Savage» стоят сейчас от 1100 до 2100 рублей.
Устройства с подключением к спидометру и тахометру
Для мотоциклов, оборудованных штатными электронными спидометром и тахометром, выпускают индикаторы с подключением к этим приборам.
Популярная модель «GiPro-X» от Healtech Electronics поставляется в комплекте с проводами и разъемами (под конкретную марку мотоцикла). Ее подключают к тахометру и датчику скорости. Изделие считывает сигналы с этих электронных приборов и отображает включенную в данный момент передачу на маленьком цифровом дисплее. На сегодняшний день стоимость составляет 6250÷6300 рублей.
Аналогичное устройство от «Koso» с довольно большим экраном и индикатором перехода на следующую передачу стоит 7900÷8100 рублей. Универсальная модель «PRG-1000» от американской фирмы «Dakota» с креплением индикатора к вилке руля и комплектом проводов обойдется уже в 14000÷15000 рублей.
Быстрые и точные индикаторы передач для мотоцикла
Мгновенная и точная индикация выбранной передачи.
Индикаторы передач для мотоцикла HealTech GIPRO обучаются автоматически или в ручном режиме.
Так же настраивается отклик изменять значения передачи на дисплее.
Сначала убыввозр |
Установка индикатора передач для мотоцикл HealTech GIPRO
Комплектуется HealTech GIPRO установочным комплектом Plug’n Go для конкретной модели мотоцикла. Установка индикатора передач на мотоцикл занимает около 45 минут в зависимости от сложности.
Индикатор передач HealTech GIPRO можно закрепить на руле мотоцикла с помощью кронштейна GIPRO Mount в хромированном или чёрном корпусе.
Подобрать индикатор переключения передач GIPRO для мотоцикла с комплектом Plug’n Go и другую продукцию HealTech можно воспользовавшись таблицей совместимости.