Полезная информация про размерности шин
При покупке или первом осмотре покрышки многие буквенные и цифровые обозначения для большинства людей не сильно отличаются от китайской грамоты.
Большая их часть — данные служебного характера, но также есть масса полезной информации для покупателя, которая поможет ему сориентироваться в параметрах и характеристиках шин. Дальнейшие описания сделают из Вас, если не специалиста, то сведущего и практичного человека. Обычно, выбирая новые шины, водители сначала смотрят на размер, точнее, типоразмер шин.
Стандартное обозначение на боковой части покрышки может выглядеть как смешанный набор цифр и букв:
— 175 — это измеряемая в миллиметрах ширина профиля покрышки;
— 70 — это процентное соотношение: "высота профиля шины к ширине шины". Ширину автошины мы знаем — 175 мм. Указанная цифра 70 — это процент от 175. То есть высота шины — 122,5 мм. Также о высоте шинного профиля говорит «серия». Впрочем, этот параметр на шине может и отсутствовать. К примеру, надпись — 185R14C102Q — расшифровывается следующим образом: перед Вами полнопрофильная шина, у которой высота профиля равняется большему значению – 80-82% от ширины шины.
— R13 — общепринятое обозначение радиуса шины в дюймах. А заодно и диаметр диска, на который возможна установка шины только с совпадающим значением радиуса. Латинская R скажет покупателю о том, что это автошина радиального типа.
— 82 — коэффициент или индекс допустимой нагрузки. Он, хоть и считается условным, все же немаловажен, когда речь идет о безопасности езды. Эту информации можно увидеть на шине там, где после слов Max Load заметна пара цифр. Первая – показывает нагрузку в килограммах, другая – в фунтах. В разделе «Индекс нагрузки шин» приведена полная таблица коэффициентов грузоподъемности шин, наиболее часто применяемых производителями.
— Т — важный индекс для дальнейшей эксплуатации шин. Он показывает максимально возможную скорость, при которой сохраняется гарантия компании-изготовителя на все заявленные характеристики автошин. Полная расшифровка этих значений можно найти в разделе скоростных индексов.
У отдельных шин бывают дополняющие обозначения. Скажем, 185R14C102Q. Буква С — это "усиленные" покрышки, способные выдерживать серьезную нагрузку. Прочие символы встречаются намного реже.
Кроме размеров на боку шины обязательно присутствует название фирмы, сделавшей эту покрышку. Например, Nokian и наименование модели, допустим, NRT2.
Размер 175/70 R13
Размер А: — профиль и его ширина в миллиметрах. В нашем примере A = 175 мм.
Размер B: — профиля и его высота, в виде процентного отношения его высоты к его ширине. B = 70 процентов = 122,5 мм.
Размер С: — диаметр посадки в дюймах. В примере буква C — это 13 дюймов. Переводим и получается 330 миллиметров.
Размер D: — общая высота шины. D равна 2B плюс C. В нашем примере D = 575 миллиметров.
Есть и другие обозначения с интересной и полезной информацией:
TUBE TYPE — конструкция с наличием камеры.
TUBELESS — конструкция без камеры.
TREADWEAR 380 — износоустойчивость, по отношению к шине в базовой версии. База равняется 100.
TRACTION А — сцепление, оно имеет значения А, В и С. Коэффициентом А имеют шины с максимальным сцеплением покрышек с дорогой.
TEMPERATURE A — показывает способность покрышки сопротивляться температурным нагрузкам. У него тоже есть такое же подразделение на А, В, С.
Е17 — Евростандарты присутствуют.
M + S — обозначение шин для дождевых, грязевых, снежных сезонов, движения в дождь и т.д.
PLIES: TREAD — составляющие протекторного слоя
SIDEWALL — составляющие слоя боковой части шины.
MAX PRESSURE — предельное давление внутри шины (КПа).
MAX LOAD — нагрузка и максимальное значение, измеряемое в фунтах и килограммах.
ROTATION — вращение и его направление.
RIGHT — шина для правой стороны.
LEFT — покрышка для левой стороны.
INSIDE — сторона установки (внутренняя).
OUTSIDE — сторона установки (внешняя).
DA (штамп) — минимальные заводские дефекты, которые не мешают заявленным качествам эксплуатации шины.
TWI D — указывает на износ проектора. Индикатор выглядит как выступ в канавке протектора. Покрышку необходимо сменить, если протектор стерся до этого индикатора.
MADE IN… — родина производитель шин.
Индексы скорости шин
Теперь, понимая все эти обозначения, Вы легко сможете разговаривать с консультантами и продавцами. А потом, точно определив свою цель, купите необходимые шины и будете знать, как долго и правильно эти шины эксплуатировать.
Ширина профиля шины — что это? На что влияет узкий или широкий профиль.
Среди конструкционных параметров колеса, самым основным считается — ширина шины. Именно площадь пятна контакта резины с дорогой, влияют на манёвренность и тормозной путь транспортного средства. Поэтому, при выборе покрышек, автовладельцу стоит особое внимание уделить характеристикам ширины профиля шины. Рекомендация носит настоятельный характер, потому что с широкой или узкой резиной, автомобиль будет вести себя по-разному, а это может не соответствовать стилю вождения и условиям ландшафта.
Что такое ширина профиля шины
Что такое ширина шины, может это ширина протектора? Отчасти да, только полное расстояние измеряется от одного бокового профиля до противоположного. При этом, данные снимаются с накаченного колеса. Если производить замеры на спущенной покрышке, то боковины расползутся и снятый размер будет совсем неправильным. Чтобы узнать ширину резины, автовладельцу не придётся ходить в магазин с рулеткой или штангенциркулем.
Производители авторезины позаботились об информации для покупателя и нанесли на покрышку размеры, которые никогда не исчезнут. Если посмотреть на боковой профиль колеса, то на глаза попадутся крупные цифры, например, 205/65 R16. Первая цифра 205, это и есть размер ширины покрышки. Обычно он измеряется в мм.
Широкопрофильные шины
Если вы часто пересекаете длительные расстояния по трассе, то для таких эксплуатационных условий подходят широкие шины. Протектор имеет повышенную площадь в пятне контакта с дорогой, что повышает курсовую устойчивость автомобиля на больших скоростях и обеспечивает укороченный тормозной путь. Вместе с этим, широкие колеса имеют недостатки, среди которых:
- склонность к аквапланированию;
- низкое противодействием к скольжению по снегу (слэшнеппингу);
- увеличенная конструкция колеса;
- дополнительная нагрузка на подвеску;
- более высокая стоимость.
Но, если вам необходимы: улучшенное сцепление с дорогой, повышенная динамика машины и её привлекательный внешний вид, то покрышки с широким профилем, это то, что нужно. Однако, не стоит значительно завышать рекомендованный автопроизводителем параметр ширины колёс. Это возможно лишь при конструктивных изменениях кузова и мотора, произведённых специализированными мастерами.
Узкопрофильные шины
Почему автовладельцы ставят узкие шины, это страсть экономии? Сложно ответить на данный вопрос. Но, в большинстве случаев, желание сберечь личный бюджет выступает основным мотивом такого выбора. Исключение, это технические рекомендации производителя авто. Если автовладелец решит сохранить часть сбережений при покупке покрышек, то ему следует знать, какие нюансы могут возникнуть. Рассмотрим преимущества:
- покупка резины обойдётся дешевле;
- более лёгкое вращение рулевого колеса;
- пониженный риск аквапланирования;
- хорошая курсовая устойчивость в колее;
- лёгкая конструкция колеса;
- меньший расход топлива;
- пониженная степень сопротивления качению.
Достоинств много, но есть и недостатки. Среди минусов эксплуатации узкой резины, можно выделить самые распространённые:
- машина мене устойчива на трассе и хуже отзывается на управление при больших скоростях;
- ухудшение динамики разгона;
- увеличение тормозного пути;
- внешний вид становится менее привлекательным.
Для зимней эксплуатации в заснеженных регионах, лучше всего подходят узкие шипованные покрышки. Это доказано профессионалами на испытаниях.
Предоставить окончательный вердикт на тему, какие автошины лучше — узкие или широкие, возможно лишь после изучения информации об условиях эксплуатации. Вместе с этим, стоит учитывать технические характеристика автомобиля. Возможно, двигателю не хватит мощности обеспечить машине заводские параметры скорости, на широкой резине. Поэтому, однозначный ответ возможно дать, но по каждому отдельному случаю.
Профиль шины
Высота профиля шины входит в перечень важнейших свойств ската, которые влияют на эксплуатацию машины. В документации к транспорту автопроизводитель указывает какие колеса допустимо ставить. Отклоняться от разрешенных размеров можно, но важно учитывать влияние новых шин на поведение автомобиля.
Маркировка скатов и вычисление основных параметров
Европейская маркировка наносится на боковину ската. Она состоит из трех цифр и одной английской буквы, которая обозначает конструкцию корда. Примером маркировки является 225/40 R18. Ширина резины указана на самом первом месте.
Она приведена в миллиметрах. В рассматриваемом примере колеса ширина составляет 22,5 см. При ее измерении в расчет не берутся всевозможные выпуклости, возникающие из-за букв, пиктограмм и цифр маркировки и прочих элементов боковой поверхности ската.
Высота профиля приводится второй цифрой, идущей после дроби. Следует учитывать, что значение указано в процентах, а не в миллиметрах или дюймах. Числа отображают отношение высоты профиля к ширине ската. В рассматриваемом примере 40 процентов от 225 миллиметров составляет 90 мм.
Конструкция корда шины указана буквенным индексом. Большинство колес современных легковых транспортных средств построено по радиальному типу. Поэтому в маркировке преобладает латинская буква R. Диагональное строение почти вытеснено. В маркировке для его обозначения используется символ D.
Посадочный размер шины приводится после буквенного индекса. Его значение указывается в дюймах. Для того, чтобы скат подошел для машины посадочный размер должен быть равным диаметру обода. В приведенном примере он составляет 18 дюймов.
Внешний размер колеса транспортного средства можно легко вычислить по маркировке ската. Для этого следует сложить удвоенное значение профиля шины с размером диска. При этом важно привести все к единой системе измерений.
Таблица — Описание особенностей маркировки
Определение основных параметров резины
Маркировка, которая отображает высоту профиля, наносится на боковину шины. Она выполняется крупными символами, поэтому обнаружить ее не составит труда.
Если в магазине доступа к боковине шины нет, то очень часто обнаружить нужную информацию можно на наклейке. Она, как правило, размещена непосредственно на протекторе. При отсутствии наклейки узнать профиль ската и остальные параметры можно в документации на резину.
Влияние на эксплуатацию автомобиля параметров профиля шины
О том, какие параметры имеет безопасное колесо для конкретного автомобиля, можно узнать из документации к машине. Слишком отклоняться от рекомендаций не следует, так как профиль оказывает влияние на:
- увеличение риска разрушения ската, колесных дисков и ходовой;
- контроль над автомобилем;
- измерения спидометра;
- остроту реакции на команды от водителя;
- эффективность остановки машины;
- рекомендации по давлению в шинах;
- максимальную скорость, которую способен достичь автомобиль;
- показания пройденного пути;
- потребление топлива;
- ускорение.
Высота профиля наиболее ощутима проявляется во время проезда по дуговой траектории. В это время происходит прогиб резины из-за значительных боковых нагрузок на скат. Из-за этого пятно контакта шины уменьшается. Для сохранения отменной управляемости требуется минимальный увод резины. В таком случае даже на высокой скорости в повороте будет сохранена приемлемая реакция на команды от руля.
Оптимальное соотношение мягкости хода и управляемости можно добиться только придерживаясь определенного давления в шинах с учетом высоты их профиля. Низкую резину рекомендуется накачивать значительно сильнее.
Это позволяет придать ей дополнительную жесткость, проявляющуюся в остроте управления. В таблице ниже представлены рекомендуемые автопроизводителями значения давления в скатах легковушек.
Таблица — Рекомендуемое давление
Обзор низкопрофильной резины
Для улучшения эстетического вида автомобиля, придания ему спортивных свойств, многие автовладельцы прибегают к монтажу низкопрофильной резины. В результате водитель получает отличную курсовую устойчивость, острую реакцию на повороты руля. С основными преимуществами и недостатками шин с низким профилем можно ознакомиться в таблице ниже.
Таблица — Основные достоинства, которыми обладает низкопрофильная резина
Плюсы | Примечания |
---|---|
Раскрытие скоростных возможностей автомобиля | Только низкопрофильная резина способна раскрыть всю мощность двигателя |
Улучшение интенсивности торможения | Увеличение жесткости и стабильность пятна контакта приводят к уменьшению тормозного пути |
Внешний вид | Транспортное средство с низкопрофильными шинами смотрится более престижно, спортивно и стильно |
Повышение контроля над машиной | Шины обеспечивают хорошую курсовую устойчивость на прямой и послушность руля в поворотах |
Уменьшение расхода горючего | Снижение сопротивления к качению |
Таблица — Анализ минусов использования низкопрофильных шин на легковых транспортных средствах
Недостатки | Дополнения |
---|---|
Чувствительность к изъянам дорожного покрытия | Повышение нагрузки на ходовую автомобиля, что снижает ее ресурс |
Снижение ресурса | Быстрый износ шин и элементов подвески |
Дополнительные расходы | Крайне мало авто имеют штатные низкопрофильные колеса, поэтому владельцам требуется приобретать комплект дисков увеличенного размера |
Нарушение показаний спидометра и одометра | Низкопрофильная резина часто завышает показания приборов |
Влияние на клиренс машины | Уменьшение дорожного просвета |
Сложности за пределами асфальта | Даже относительно неплохая проселочная дорога способна погнуть диск или повредить подвеску |
Снижение комфорта | Водитель начинает чувствовать все изъяны дорожного покрытия |
Шины с высоким профилем
Высокопрофильные шины часто называют полнопрофильными. Они предназначены для поездок по дорогам низкого качества. Наиболее часто такие скаты встречаются на кроссоверах, пикапах, внедорожниках и автобусах.
Согласно отзывам водителей и мнения экспертов составлен перечень основных плюсов и недостатков полнопрофильных шин, с которым можно ознакомиться в таблицах ниже.
Таблица — Основные преимущества полнопрофильных скатов
Преимущества | Примечание |
---|---|
Удобство при зимней эксплуатации | Автомобиль редко застревает в сугробах и показывает лучшую управляемость на скользком дорожном покрытии |
Положительное влияние на ресурс подвески | Высокопрофильная резина поглощает удары, снижая нагрузку на элементы подвески |
Таблица — Недостатки использования полнопрофильных скатов на транспортных средствах
Недостаток | Примечание |
---|---|
Влияние на точность одометра и спидометра | Полнопрофильная резина занижает показания, что может повлечь получение штрафа |
Плохая управляемость на скорости | Автомобиль рыскает при движении по прямой и медленно реагирует на повороты руля |
Необходимость покупки новых колесных дисков | Для установки высокопрофильной шины требуется колесной диск уменьшенного диаметра |
Широкопрофильные специальные шины низкого давления
Данный вид резины является весьма узкоспециализированным, поэтому крайне редко используется на легковых автомобилях. Колесо с широкопрофильной шиной низкого давления обладает большой площадью опоры. Это позволяет снизить создаваемое удельное давление на грунт.
Применение данных скатов оправдано в местах с плохим дорожным покрытием, на бездорожье и мягкой местности. Особой популярностью данная резина пользуется на сельскохозяйственных транспортных средствах.
Глоссарий автомобильных терминов
Ширина шины — расстояние между двумя наружными сторонами боковых профилей накачанной шины. Никакие выпуклости на поверхности шины в расчёт не принимаются. Ширина профиля легковой шины измеряется в мм, ширина грузовой — в дюймах, а ширина мотошины может указываться как в дюймах, так и в мм. В типоразмере ширина указана на первом месте: 205/55 R16 (205 — ширина в мм).
Чем шире покрышка, тем более уверенно автомобиль ведет себя при выполнении манёвров. Однако при движении в колее широкие шины ведут себя менее устойчиво. Кроме того, ширина шины прямо влияет на расход топлива: чем более узкой будет шина, тем меньше топлива потребляет авто.
Профиль
Профиль шины — расстояние по высоте шины от обода до покрышки с одной из боковых сторон. Покрышка должна быть накачанной.
Показатель профиля выражается в процентном соотношении к ширине. В типоразмере показатель профиля стоит на втором месте: 205/55 R16 (55 — профиль).
Чем меньше профиль, тем лучше показатели устойчивости и управляемости. На низкопрофильных шинах автомобиль быстрее тормозит и лучше входит в повороты. Высокий профиль положительно влияет на проходимость и плавность хода. Кроме того, у высокопрофильной резины ресурс службы более долгий, чем у низкопрофильной.
Диаметр
Посадочный диаметр шины — обозначение размера той части покрышки, которая непосредственно соприкасается с диском. В обозначении типоразмера диаметр указывается в дюймах, и перед этой цифрой часто стоит буква R: 205/55 R16 (16 — диаметр в дюймах).
Runflat
Runflat — конструкционная особенность шины, благодаря которой автомобиль может двигаться даже на пробитой шине. Усиленная боковина и каркас, а также плотное бортовое кольцо позволяют покрышке оставаться в рабочем состоянии при движении на расстояние до 100 км и скорости до 80 км/ч. Внутри покрышки — слой специального герметика, который затягивает отверстие, не давая шине полностью сдуться. Шина Runflat отличается повышенной жёсткостью и большим весом по сравнению со стандартной шиной.
Off-Road
Off-Road шины созданы для передвижения по бездорожью. Обычно их устанавливают на внедорожники, кроссоверы и другие полноприводные модели. Вдоль протектора обычно располагают крупные подвижные шашки, за счёт чего увеличивается пятно контакта и обеспечивается прочное сцепление с любой поверхностью. Такие покрышки хорошо справляются с грязью, камнями, песком, без проблем преодолевают глубокую колею.
Индекс скорости
Индекс скорости — показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается. Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.
Индекс нагрузки
Индекс нагрузки информирует о максимально допустимом весе на одну шину (при максимально допустимой скорости и допустимом давлении воздуха внутри) Этот показатель имеет обозначение от 50 до 130: чем выше число, тем больший вес может выдержать шина. Индекс нагрузки помещён на боковину шины непосредственно перед индексом скорости.
Диаметр
Диаметр диска (D) — показатель размера посадочного обода, предназначенного для покрышки. Измеряется в дюймах. На автомобиль можно установить диски разных диаметров при соответствии размера шины (высокопрофильная или низкопрофильная резина), однако внешний размер колеса не должен меняться.
PCD (Pitch Circle Diameter) — это диаметр окружности, по которой расположены болты или гайки, удерживающие диск на ступице. Также этот параметр может называться «расположение крепёжных отверстий», «разболтовка», «рассверловка». Измеряется в мм. Показатель расположения крепёжных отверстий обозначается, например, как PCD 5/112, где 5 — количество отверстий, 112 — диаметр окружности, на которой расположены отверстия. Соответствие размеров диска и ступицы должно быть точным, и установка диска с меньшим или большим диаметром не допускается. Количество отверстий может варьироваться от 4 до 6.
Вылет
Вылет диска (ЕТ) — расстояние между ступицей колеса и центром поперечного сечения диска. Измеряется в мм. Вылет диска может иметь положительное, нулевое или отрицательное значение. При положительном вылете привалочная плоскость диска находится за центральной плоскостью колеса. При отрицательном — привалочная плоскость находится перед центральной плоскостью. При нулевом — центральная плоскость собственно колеса и привалочная плоскость совпадают.
DIA — диаметр центрального отверстия автомобильного диска. Замеряется со стороны привалочной плоскости. Измеряется в мм.
Тип диска
Существует три вида автомобильных дисков по изготовлению: штампованные (стальные) литые и кованые. У каждого из этих видов есть свои достоинства и недостатки.
Стальные штампованные диски делают из стального проката методом штамповки. Преимущества штампованных дисков: низкая стоимость и надежность. После деформации диск всегда можно выпрямить и использовать дальше без всяких опасений. Недостатки: не очень эстетичный внешний вид, довольно большой вес. Литые диски весят значительно меньше стальных. Кроме того, разнообразие дизайна даёт возможность подобрать именно такие диски, которые наиболее выгодно подчеркнут красоту внешнего вида автомобиля. Однако есть и недостатки: высокая цена и хрупкость. Такой диск нельзя выпрямить или починить – придётся покупать новый.
Кованые диски очень прочные и к тому же лёгкие. Они легко переносят поездки по плохим дорогам. Минусы: ограниченное количество вариантов внешнего вида по сравнению с литыми и довольно высокая цена.
Тип отверстия
Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс-шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Существует три типа сопряжения крепежа и диска: конус, сфера, пресс-шайба. Крепеж должен соответствовать диску формой крепежных отверстий. Запрещается использовать крепеж, который не соответствует форме крепежных отверстий, так как это приведет к самопроизвольному откручиванию крепежа в процессе движения автомобиля.
Ёмкость
Ёмкость — основной параметр АКБ, показывающий, какое количество энергии будет истрачено при определённом напряжении за единицу времени. Выбор ёмкости зависит от объёма двигателя и условий эксплуатации. Чем больше рабочий объём двигателя, тем мощнее должна быть аккумуляторная батарея. Рекомендуемая ёмкость АКБ для легкового автомобиля — 55-60 А-ч. Однако высчитать подходящую ёмкость можно самостоятельно по формуле 50 х √а, где а — рабочий объём двигателя.
Полярность
Полярность — это местонахождение токовыводящих клемм на крышке АКБ. Существует всего два вида полярности: прямая («плюс» слева, «минус» справа) и обратная («плюс» справа, «минус» слева).
Если повернуть аккумулятор к себе так, чтобы этикетка оказалась спереди, то у АКБ с прямой полярностью клемма на плюс расположена слева. У АКБ с обратной полярностью плюсовая клемма находится справа.
Аккумуляторные батареи с прямой полярностью обычно устанавливают на отечественные автомобили, а с обратной — на иномарки. Необходимо строго соблюдать полярность, в противном случае проблемы могут быть очень серьёзными: выход из строя электросети, замыкание и т. п.
Тип клемм
Американский тип клемм — эти АКБ подходят только для автомобилей, произведённых в США. Здесь выводы под клеммы расположены на боковой стороне верхней крышки. Ещё одно важное отличие — наличие внутренней резьбы.
Напряжение
Для того, чтобы измерить напряжение АКБ, используют вольтметр. Нормальным напряжением аккумулятора автомобиля считается:
- 12,5 — 12,8 в – при присоединенном устройстве и выключенном двигателе;
- 13,5 – 14 в – при включенном моторе и выключенными источниками электропотребления;
- 12,8 – 13 в – при запущенном двигателе и подключенных источниках потребления.
Проверку проводят при температуре 18-20 С.
Типоразмер DIN/JIS
DIN – основной европейский стандарт для АКБ. Каждому аккумулятору присваивается пятизначный номер, причём первые три обозначают номинальную ёмкость модели. Для 6-тивольтового аккумулятора эти показатели составляют от 001 до 499, для 12-тивольтового – от 501 до 799. Оставшиеся две цифры обозначают такие параметры, как размеры модели, устойчивость к вибрации, конструктивные особенности крепежа, тип крышки и газоотвода.
JIS — стандарт качества для японских АКБ. Он содержит в себе четыре показателя и выглядит подобным образом: 90D26L. «90» – показатель, обозначающий емкость АКБ и пусковой ток. «D» – размер АКБ и конструктивные особенности клемм. «26» — обозначение длины аккумулятора в сантиметрах. «L» — это полярность — в данном случае отрицательная клемма находится слева.
Пусковой ток
Пусковой ток АКБ — это величина потенциала, который проходит через стартер в момент запуска двигателя внутреннего сгорания. Номинально пусковой ток должен быть равен мощности АКБ, которую он способен выдавать полминуты при -18 градусах постоянной температуры. Чтобы завести легковой автомобиль, показатель пускового тока должен быть не меньше 250 Ампер. Стоит учитывать, что маркировка АКБ может отличаться — это зависит от стандарта, которого придерживается конкретный производитель. Основные стандарты: российский, американский, европейский, азиатский. Иногда отдельно выделяют немецкий стандарт. Все эти стандарты связаны с методикой замера пускового тока, потому и показатели в разных странах отличаются.
Тип цоколя
Тип цоколя — это тип металлической части лампы, за счёт которой лампа плотно фиксируется в патроне. Цоколь также передает ток от сети к нити накаливания.
Расшифровка букв наиболее популярных ламп:
- Т — миниатюрная цокольная лампа, используется в передних габаритных огнях автомобиля.
- R — лампа с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. Также устанавливается в габаритные огни машины.
- R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. Это лампа накаливания, поэтому на настоящий момент почти не используется.
- P — лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. Может использоваться в поворотниках и/или в качестве ламп для стоп-сигналов.
- W — если эта буква стоит в начале маркировки, то это говорит покупателю о том, что лампа снабжена стеклянным цоколем. Обычно такие лампы используют в фонарях габаритов и для подсветки номерных знаков.
Тип применяемости масла
По типу применяемости масла делят на моторное и трансмиссионное. Моторные масла необходимы для смазки деталей в ДВС. Трансмиссионные нужны для того, чтобы смазывать детали, входящие в состав рулевого механизма, коробки передач и т. п. Моторные масла делятся на следующие виды: минеральное, синтетическое и полусинтетическое. Каждый вид, в свою очередь, подразделяется по степени вязкости — этот параметр указывается на ёмкости для масла и представляет собой сочетание цифр и букв. В отличие от моторного масла, транмиссионное отличается большей вязкостью. Это необходимо для того, чтобы трущиеся друг о друга при движении элементы не теряли свои свойства под нагрузкой.
Вязкость
Вязкость – это свойство масла, в котором сочетаются два качества: текучесть и способность как можно дольше задерживаться на поверхности детали.
Класс вязкости классифицируется по SAE («Общество американских автомобильных инженеров») — эта классификация признана во всём мире, поэтому её указывают все производители. В соответствии с этим стандартом все моторные масла подразделяются на 11 типов (5 летних, 6 зимних).
Основа
Основой любого моторного масла является базовое масло (очищенные от примесей нефтяные фракции), к которому добавляют специальные присадки. Основа трансмиссионного масла может быть как синтетической, так и минеральной.
Классификация ACEA
Включает в себя 4 класса масел:
- А1, А2, А3 — для бензиновых двигателей;
- В1, В2, В3, В4 — для дизельных двигателей, чей объём не превышает 2,5 л;
- С1, С2, С3 — для дизельных и бензиновых двигателей, установленных на автомобилях, оснащённых каталитическим нейтрализатором отработавших газов;
- Е1, Е2, Е3, Е4 — для дизельных двигателей с объёмом более 2,5 л.
В свою очередь, классы подразделяются на следующие основные категории, связанные с характеристиками:
- — энергосберегающее масло (это относится к классам А и В);
- — масла, используемые круглый год;
- — масла улучшенного качества (с увеличением срока ресурса);
- — масла, которые подходят для двигателей с непосредственным вспрыском топлива;
- — масла с максимально длинным периодом замены и высокими эксплуатационными качествами.
В целом, величина цифры прямо пропорциональна требованиям, предъявляемым к маслу.
Классификация API
Масла делятся на категории в соответствии с эксплуатационными особенностями: бензиновые двигатели — S, дизельные — C.
API как для бензиновых, так и для дизельных двигателей подразделяется на 12 классов в соответствии с применяемостью в двигателях. Учитываются год выпуска автомобиля, мощность двигателя, наличие или отсутствие турбонаддува и т. д. Масло для бензинового двигателя обозначается, например, SC, SF, SG, для дизельного — CD+, CF, CG-4.Если масло можно использовать и для дизельного, и для бензинового двигателя, то обозначение будет двойным: API SM/CI-4.
В зависимости от источника получения света все виды автомобильных лампочек делятся на четыре группы: галогеновые, ксеноновые, светодиодные, лампы накаливания, каждая из которых имеет свою градацию. Обычная лампа накаливания обладает низким КПД, поэтому используют её обычно для подсветки салона или номера, устанавливают в багажник или на задние габаритные огни. Галогеновая лампа отличается от обычной лампы более высокой цветовой температурой, благодаря чему её свет лучше воспринимается. Её устанавливают в противотуманные и обычные фары (ближний и дальний свет). Ксеноновые лампы обладают высокой цветовой температурой, благодаря чему обеспечивается стабильное качественное освещение. Отсутствие вольфрамовой спирали делает эти лампы более надёжными в эксплуатации. Светодиодные лампы удароустойчивы, экологичны, при этом у них низкий уровень потребления электроэнергии и очень долгий ресурс.
Тип цоколя
Тип цоколя — это тип металлической конструкции автолампы, за счёт которой автолампа плотно фиксируется в патроне. Цоколь также передает ток от сети к нити накаливания.
Расшифровки первой буквы самых популярных типов цоколей:
- Т — миниатюрная цокольная лампа, используется в передних габаритных огнях автомобиля.
- R — лампа с 15-миллиметровым цоколем и колбой диаметром не более 19 мм. Также устанавливается в габаритные огни машины.
- R2 — диаметр колбы порядка 40 мм. Это лампа накаливания, поэтому на настоящий момент почти не используется.
- P — лампа с 15-мм цоколем и колбой диаметром до 26,5 мм. Может использоваться в поворотниках и/или в качестве ламп для стоп-сигналов.
- W — если эта буква стоит в начале маркировки, то это говорит покупателю о том, что лампа снабжена стеклянным цоколем. Обычно такие лампы используют в фонарях габаритов и для подсветки номерных знаков.
Цвет свечения
Автолампы обеспечивают различный уровень цветовой температуры, поэтому каждый автовладелец может выбрать лампы с подходящим цветом. На шкале цветовой температура цвета обозначаются по возрастанию, где 1800 К — тёплый белый цвет, а 6600 и выше — холодный голубой и фиолетовый.
Цветовая температура, К
Цветовая температура характеризует спектр излучения автолампы. Каждому цвету — от тёплого жёлтого до холодного голубоватого — соответствует своя температура. Определяется в Кельвинах (К).
К лампам с тёплым светом относятся лампы в 2400 и 3200 К. 2400 К обеспечивает яркий жёлтый ццет, который хорошо справляется с туманом и дождём. 3200 К хорошо подходит для использования в ночное время и при неблагоприятных метеорологических условиях. Оптимальный уровень цветности — у ламп с уровнем от 4300 до 6000 К. 4300 — тёплый белый цвет с легким желтоватым подтоном, не рассеивающийся при дожде. 5000 К — стандартный белый цвет, по уровню цветности приближенный к дневному свету, поэтому он наиболее подходит для использования ночью. 6000 К — белый цвет с голубоватым оттенком — обычно используется для украшения экстерьера автомобиля. Более высокий уровень цветности в автомобилях не используется.
Световой поток, Лм
Световой поток измеряется в Люменах (лм). Этот показатель говорит о том, сколько света исходит от источника. Например, световой поток от лампы в 70W равен 700-800 лм.
Существуют таблицы соответствия светодиодных ламп и ламп накаливания. Так, лампе накаливания 60 Вт соответствует светодиодная в 8 Вт, при этом поток света будет равен 650 Лм.
Область применения
При создании мотошин производитель учитывает условия, в которых будет эксплуатироваться покрышка. Такие нюансы, как тип дорожного покрытия, скоростной режим, наличие или отсутствие препятствий серьёзно влияют на свойства резины. Например, корд для эндуро должен быть достаточно мягким и широким, а сама резина — эластичной, чтобы шина плотно прилегала к любой неровной поверхности. Шина для бездорожья оснащена крупными блоками с отдельными элементами, благодаря чему мотоцикл уверенно ведёт себя на любом треке. Туристическая шина более прочная и выносливая, а протектор снабжен отчётливо заметным рисунком — это помогает стабильно вести мотоцикл как по асфальтированному покрытию, так и по просёлочной дороге.
Индекс скорости
Индекс скорости — показатель максимально допустимой скорости для конкретной шины. При превышении данного значения показатели износа увеличиваются, и срок службы шины сокращается.
Производители шин рекомендуют снизить максимальный показатель на 10%, чтобы шина не вышла из строя досрочно. Индекс скорости обозначается латинскими буквами на боковине шины.
Слойность
Слойность — это обозначение прочности каркаса шины. У квадрошин, грузовых шин и шин для спецтехники норма слойности обозначается латинскими буквами PR. Например, 6PR означает, что у шины шесть слоёв корда.
Поверхность
Рисунок протектора мотошин напрямую зависит от условий эксплуатации. Шины, используемые на дорогах с твёрдым асфальтированным покрытием, отличаются от шин для бездорожья, и это нужно учитывать при выборе.
Слики — мотошины с ровным гладким протектором, которые используют исключительно для гонок. Для передвижения по рыхлой почве или песчаной поверхности применяют шины с многочисленными выступами. На триальные байки устанавливают шины с более мелкими шашками, чтобы можно передвигаться по дорогам с разным типом покрытия.
Конструкция мотошины
Мотошина может относиться к одному из двух типов: TT или TL. TT — аббревиатура словосочетания Tube Type (т. е. шина снабжена камерой). TL — сокращение от Tubeless. Это означает, что шина относится к бескамерному типу.
Ось применения
В маркировке мотошин обозначение оси применения стоит на последнем месте, после всех прочих обозначений. Rear — шина для задней оси, Front Wheel или F — шина для передней оси. Существуют и универсальные шины для обеих осей.