Расшифровка маркировки шин
Этот раздел создан для того, чтобы помочь вам понять, каким образом маркируются шины и какие значения несут в себе надписи на их боковинах.
Типоразмер наносят на боковину шины.
Например: 195/65 R 15 91T
195 — означает ширину шины в мм.
65 — это % отношение высоты профиля шины к её ширине (то есть 65%). Этот параметр служит для определения высоты шины при имеющейся ширине шины.
Важно! Если увеличивается ширина шины, при неизменном значении профиля увеличивается и высота шины! Точные цифры изменений размера рассчитываются при помощи «шинного калькулятора».
Если после ширины шины отсутствует значок / и за шириной шины в мм. следует буква R (например: 195 R 15), то это значит, что по умолчанию отношение высоты профиля шины к её ширине равно 80%. Шина с подобного рода обозначением называется «полнопрофильной».
Поясним на примере, маркировка 185/60 означает, что ширина шины 185 мм, а высота составляет 60% от ширины 185 мм, т.е. 185х60%=111 мм. Получается, высота шины равна 111 мм. Так, математическим подсчетом, для шины 185/65/14 её высота составит 120 мм.
R — служит для обозначения конструкции шины (в нашем случае — радиальная). Многие автолюбители ошибаются, думая, что R служит для обозначения радиуса шины. Легковые шины с диагональной конструкцией практически уже сняты с производства.
15 — служит для обозначения диаметра, но не радиуса диска, в дюймах, т.е. её внутреннего диаметра.
91 — служит для обозначения индекса нагрузки на шины. Это приблизительный показатель, обозначающий максимально допустимую нагрузку на шину.
Некоторые шины выпускаются с надписью MAX LOAD (нагрузка по максимуму) и далее нанесены цифры, обозначающие килограммы и фунты.
Для микроавтобусов и лёгких грузовиков изготавливаются специальные многослойные усиленные шины, выдерживающие высокие нагрузки. В зависимости от индекса нагрузки они обозначаются надписью REINFORCED (6-тислойная усиленная шина) или литерой «С», следующей за диаметром шины, например: 195/70 R 15 C, (8-мислойная грузовая шина).
T — служит для обозначения индекса скорости. Этот параметр условен. Он служит для определения максимально допустимой скорости, с которой может двигаться автомобиль при использовании данных шин.
В американском обозначении типоразмера применяются два типа маркировки шин.
Первая маркировка практически соответствует европейской, единственное отличие — перед типоразмером находится буква «P» (Passanger, обозначающая легковой автомобиль) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик). Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R 15.
Вторая маркировка имеет принципиальные отличия от европейской.
Например: 31х10.5 R15
31 —служит для обозначения внешнего диаметра шины в дюймах.
10.5 — служит для обозначения ширины шины в дюймах.
R — служит для обозначения шины радиальной конструкции.
15 — служит для обозначения внутреннего диаметра шины в дюймах.
Дополнительные обозначения, используемые разными производителями шин:
M&S или M+S (Mud + Snow — грязный снег). Служит маркером того, что шины сконструированы специально для зимы или межзонья.
All Season —шина предназначена для использования круглый год.
Rotation — служит для обозначения направленной шины. Направление её вращения указано стрелкой-индикатором на боковине шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — служит для обозначения ассиметричных шин. При их установке следует строго следовать правилам установки шины на диск. Надпись Outside (внешняя сторона) при этом обязана находиться с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — соответственно с внутренней.
Left или Right — служит для обозначения того, что шины этой модели могут быть или левыми или правыми. При их монтаже следует строго выполнять правила по установке шин на автомобиль. Левые ставятся только слева, а правые — только справа.
Tubeless — служит для обозначения того, что шина не имеет камеры. Если надписи Tubeless нет, то шину можно эксплуатировать только с камерой.
Tube Type — служит обозначением того, шина используется только с камерой.
MAX PRESSURE — служит для обозначения того, какое максимальное допустимое давление может быть в шине в кПа.
RAIN, WATER, AQUA (дождь, вода, влага или пиктограмма «зонтик») — служит для обозначения того, что эти шины специально созданы для дождливой погоды и имеют высокую степень сопротивления эффекту аквапланирования.
Пізнай ще:
Выбираем Летние шины
С приходом весны перед достаточно большим числом автолюбителей встаёт непростая и очень ответственная задача –..детальніше
Правила эксплуатации автомобильных шин
Чтобы заменить покрышки на современном авто, понадобятся приличные средства. Поэтому в увеличении продолжитель..детальніше
Правила хранения шин
Вопрос хранения шин становится актуальным дважды в год с наступлением очередного сезона. Очень многие автомоби..детальніше
Что означают цифры на шинах: расшифровка символов
Вы выбираете комплект летних или зимних шин для вашего автомобиля, но плохо разбираетесь во всех этих цифрах и буквах? Эта проблема легко решается. В данной статье мы покажем вам, как легко и быстро понять, что означают цифры на шинах, какие параметры за ними скрываются и какие именно шины подходят для вашего авто.
Только тогда машина будет уверенно держаться на дороге, когда будет обута в резину с оптимальными техническими характеристиками, соответствующими погоде, типу покрытия и сезону.
Размер шин: что означают цифры и как правильно их читать
Маркировка автомобильных шин состоит из нескольких значений. Например, на любом колесе указывается фирма-производитель, марка резины, а также размер шин. Первые три цифры на колесе показывают размер диска (в дюймах, 1 дюйм равняется 2,54 см), насколько широкая покрышка, а также высоту профиля. Данную маркировку можно увидеть, если посмотреть на колесо с наружной стороны.
Разберем, что означают цифры на шинах на конкретном примере колеса с маркировкой 195 60 R16. Первая цифра 195 мм – это ширина протектора. Что означает вторая цифра в маркировке шин? Она показывает, как соотносится высота протектора и ширина автопокрышки. Колесо будет отлично цепляться за покрытие, если значение этого индекса высокое. Чаще всего данный параметр водители называют высотой профиля.
Так, высота двух колес с маркировкой 185 65 R15 и 210 65 R15 будет разной, а посадочный диаметр один и тот же. Из-за небольших отличий в высоте профиля и ширине резины в данном примере невозможно будет монтировать шины на авто. Об этом нельзя забывать при покупке комплекта колес. Чтобы подобрать покрышки с подходящим размером, можно использовать шинный калькулятор.
Кроме того, на любом колесе нанесен еще один параметр, это допустимая скорость. Он располагается после цифр на шинах, указывающих размер покрышки. Данный индекс означает, на какую максимальную скорость рассчитана шина.
- Как зарабатывать на карте рассрочки
- Чек-лист подготовки к отпуску
- 24 идеи необычных подарков для близкого человека
- Как банки обманывают при выдаче кредитных кар
Что означают цифры на шинах после индекса скорости? Обычно там указывается допустимая нагрузка на одну покрышку. К примеру, выглядеть это может следующим образом: «88Т». Эта цифра означает, что при движении на максимально возможной скорости 190 километров в час нагрузка на одно колесо должна быть не более 560 килограммов.
Что означают цифры в маркировке шин на наглядном примере
Чтобы стало понятнее, что означают цифры на шинах, рассмотрим европейскую маркировку модели автопокрышки Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.
- Cordiant – это фирма, которая изготовила покрышку. Данная компания занимает лидирующие позиции среди производителей резины в восточноевропейских странах. Поставляет на рынок колеса под следующими брендами: Cordiant, Cordiant Professional и TyRex.
- Sport 3 – означает, что это спортивные шины для лета, рисунок протектора асимметричный. Созданы для быстрой и агрессивной езды. Главное достоинство заключается в сниженном риске аквапланирования.
- 225 – данная цифра на шинах означает ширину колеса в мм.
- 65 – что означает вторая цифра в размере шин? Это показатель отношения высоты профиля к ширине, измеряется в %. Высота колеса определяется от посадочного обода до края шины. Если умножить 225 на 0,65, получится 146 мм, таков высоты профиль данной покрышки.
- R (либо надпись Radial, расположенная в боковой части шины) означает, что перед вами радиальная шина. То есть конструкция покрышки такова, что нити корда располагаются параллельно друг другу.
- 17 – цифра означает посадочный диаметр обода шины, измеряется в дюймах. Обратите внимание на то, чтобы этот параметр у диска и у резины совпадал.
Что означают цифры на автомобильных шинах, произведенных в США
На американских шинах можно встретить два разных вида маркировок, которые отличаются друг от друга.
Рассмотрим первую маркировку: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. Как можно увидеть, она практически не отличается от европейской. Однако перед типоразмером ставится буква P на легковых покрышках либо LT — на шинах для легких грузовых машин.
Также существует вторая маркировка, выглядит она иначе: 31х10.5 R15. В данном случае привычная европейская маркировка имела бы следующий вид: 265/75 R15. Что означают цифры на шинах с такой маркировкой (в дюймах):
- 31 — внешний диаметр шины;
- 5 — цифра означает ширину колеса;
- R — буква означает, что у шины радиальная конструкция. Изначально резина выпускалась с диагональной конструкцией, но этот метод изготовления шин устарел;
- 15 — данная цифра означает внутренний диаметр покрышки.
В американской же маркировке все проще. Для наглядности рассмотрим, что означает первая цифра в размере шин. Она показывает типоразмер, то есть внешний диаметр. Вторая цифра указывает на ширину, третья — на внутренний диаметр.
Как узнать ширину покрышки в привычных нам единицах измерения, то есть в мм? Для этого необходимо умножить ширину в дюймах 10,5 на 25,4, ведь один дюйм равняется 2,54 см. В итоге получается значение 267 мм. Поскольку данного размера нет, берем в расчет ширину покрышки 265, которая получается после округления.
Следующий шаг — узнаем высоту боковины, которая измеряется в процентах. Для этого выполняем следующие действия: из внешнего диаметра вычитаем посадочный диаметр. Затем полученное значение делим на 2. Цифру, которую получим, затем нужно разделить на ширину профиля.
Таким образом в нашем примере имеем следующее: ((31 — 15) : 2) : 10,5 = 0,76. Полученную величину надо округлить до 75. В итоге у нас будет следующая маркировка на покрышках: 265/75 R15.
Если на шине не указана высота профиля, не забывайте о том, что для легковых покрышек этот показатель равен 80–82%, для грузовых 88%.
Для перевода из метрической в дюймовую систему нам понадобится выполнить вычисления:
- Находим диаметр, для этого нужно умножить ширину покрышки 265 мм на высоту профиля 0,75. Затем получившееся значение умножить на два. В итоге вы получите 397,5. Его следует перевести в дюймы (разделив на 25,4), а затем сложить с диаметром колеса: 15,6 + 15, получится 30,6. Чтобы было удобней, необходимо округлить число в большую сторону. В конце простых математических подсчетов вы найдете диаметр автошины в дюймах.
- Как определить ширину покрышки в дюймах? Для этого делим ширину в миллиметрах 265 на 25,4. Получаем значение 10,4 дюйма.
Итак, мы разобрались, что означают цифры на шинах с американской маркировкой 31*10,5 R15
Что означает дополнительная маркировка и буквы на боковинах шин автомобиля
XL или Extra Load — данная надпись на колесах означает, что они усиленные, то есть индекс грузоподъемности более 3 единиц, по сравнению со стандартными покрышками с таким же размером. Проще говоря, когда на резине вы видите индекс грузоподъемности 91, а также надпись XL, значит, данная покрышка рассчитана на нагрузку не 615 кг, а 670. Для наглядности рекомендуется изучить табличку индексов грузоподъемности.
M+S, M&S («грязь и снег») означает, что шины предназначены для зимы (либо всесезонные). Такую маркировку можно увидеть также на летних колесах для внедорожников. Но в этом случае резина не подходит для использования зимой, поскольку зимние покрышки имеют другой состав, а также специфический рисунок протектора. «M&S» означает, что перед вам колесо с повышенной проходимостью.
All Season или AS, («для любой погоды») — всесезонные шины.
Значок «снежинка» означает, что шины предназначены для эксплуатации зимой. Не видите на боковой части покрышки данную маркировку? Значит, на такой резине можно ездить исключительно летом.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua либо символ «зонтик» — означает, что перед вами дождевые шины.
Outside и Inside надпись указывает на то, что это асимметричные покрышки. Устанавливая их на машину, следует быть предельно внимательными, ведь у них есть наружная и внутренняя стороны. Во время монтажа обратите внимание на то, чтобы надпись «Outside» располагалась снаружи, «Inside» — изнутри.
RSC, RunFlat — на такой резине, даже если случился прокол, можно продолжить движение на скорости до 80 километров в час. Такие шины позволяют проехать расстояние 50–150 км после того, как давление полностью упадет. В зависимости от изготовителя маркировка может немного отличаться, к примеру Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP.
Rotation либо значок «стрелочка» на боковой части покрышки означает, что перед вами направленная автошина. Монтируя ее, следует учитывать направление вращения колеса, которое указано стрелочкой.
Tubeless — колесо без камеры. Если такой маркировки нет, покрышку можно эксплуатировать исключительно с камерой. Надпись Tube Type означает, что использовать резину можно только с камерой.
Max Pressure наивысшее допустимое давление в колесе, Max Load —наибольшая грузоподъемность (кг), на которую рассчитана покрышка.
Reinforced, RF (к примеру, 195/70 R15RF) означает, что покрышка усиленная, у нее 6 слоев. Когда в конце маркировки стоит буква С (к примеру, 195/70 R15C), значит, данная резина грузовая и у нее 8 слоев.
Radial – надпись означает, что у шины радиальная конструкция. Если есть слово «Steel», то покрышка усилена металлическим кордом.
Буква E, обведенная кружком, — резина удовлетворяет европейским стандартам ECE. Надпись DOT означает, что покрышка подходит под американский стандарт качества.
Temperature (А, В либо С) — показывает, насколько резина устойчива к воздействию высоких температур при езде на максимальной скорости. Когда указана буква А, значит, термостойкость наилучшая.
Traction (А, В, С) — показывает, насколько хорошо будет шина тормозить на мокрой дороге.
Treadwear – надпись указывает на относительный километраж пробега покрышки.
TWI (Tread Wear Indiration) — означает индикатор износа протектора. Чаще всего рядом с этой надписью располагается знак «стрелка». Символы распределены в 6–8 участках по всему колесу. Они указывают на наименьшую глубину протектора, при которой допускается эксплуатировать шину. Индикатор износа выступает на 1,6 мм. Это минимальная допустимая высота протектора для легковых шин. Индикатор износа расположен в углублении протектора, чаще всего в канавках для отведения воды.
DOT — код адреса изготовителя, закодированный размер шины, сертификат, а также неделя и год, когда была произведена резина.
Что означают цветные метки на шинах
Мы разобрали, что означают цифры на зимних шинах, а также на летних и всесезонных. Однако кроме них есть также и цветовая маркировка, значение которой также необходимо знать. Обычно на покрышках можно увидеть различные символы четырех цветов: красного, желтого, белого и синего.
Чаще всего используется метка белого цвета. Например, можно увидеть значки в небольшой окружности. Маркировку белого цвета наносит специалист при проверке соответствия покрышки стандартам качества. Если данный символ есть, значит, продукция была проверена отделом технического контроля.
Маркер красного цвета может иметь два значения. Обычно резина, на которой есть такая маркировка, устанавливается на заводе. Небольшой кружок красного цвета говорит о том, что в данном месте шина наиболее тяжелая.
Желтый маркер означает наиболее легкую область шины. Именно эта часть покрышки должна располагаться напротив золотника. Эта маркировка помогает мастерам-шиномонтажникам правильно отбалансировать колесо.
Что означают цветные полосы на шинах? Они помогают сотрудникам на складе, которые сортируют покрышки в зависимости от изготовителя и размера. Также такие полоски показывают покупателю, что покрышка совершенно новая и не была в использовании. С течением времени из-за постоянной эксплуатации цветные полосы истираются об асфальт.
Подскажите, как расшифровать размер шин 31x1050R15 на российские?
Название : AT KO 31×10.50 R15/C
Модель : AT T/A KO
Дюймовый размер : 31×10.5 R15
Метрический размер : 265/75 R15
Каталожный номер : 150991
Индекс нагрузки/скорости : 109S
Диаметр диска : 15.0 «
Структура корда : Радиальная
Корд боковина : 3 слоев
Направленость протектора : Ненаправленная
Тип протектора : Универсальный (AT)
Глубина протектора (x) : 13.10 мм,
Ширина «пятна контакта» (дюймы) (при штатном давлении) : 8 «
Реальная высота : 30.70 «
Реальная ширина : 10.50 «
Максимальное давление : 3.30 атм.
Максимальная нагрузка : 1023 кг.
31×10,5 R15 = 275/75 R15,если быть еще точнее, то 31.2х10.8 = 275/75
з. ы. к предыдущему ответу, это может быть не тока БорисФедырыч, но и Йокогама и ПроКомп, Бриджстоун и прочее
Маркировка автомобильных шин
Главное, с чего начинается выбор шины – это её типоразмер, рекомендации по подбору которого обычно находятся в сопроводительных документах на автомобиль, а также иногда напечатаны на стойке автомобиля поблизости от водителя. Это сочетание цифр и латинских букв наносится на боковую поверхность шины крупным, заметным шрифтом. Для примера рассмотрим следующее обозначение – 195/65R15 91T.
В данном случае цифры 195 означают ширину протекторной ленты шины в миллиметрах, она замеряется между швами протекторной ленты и боковины.
Вторая группа цифр (65) означает высоту профиля в процентах от ширины шины. В рассматриваемом примере оно равно 65%. Некоторые автомобилисты высоту профиля называют серией. Если в маркировке номер серии отсутствует, то вы столкнулись с так называемыми полнопрофильными шинами, высота профиля у которых находится в пределах 80 – 100%.
Латинская буква R обозначает конструкцию шины. В зависимости от расположения корда она бывает радиальной и диагональной. Диагональный каркас шин состоит из нескольких парных слоев корда с перекрещивающимися нитями. В радиальной конструкции многослойный корд уложен параллельными нитями и усилен высокопрочным нерастяжимым материалом. Эта конструкция является более безопасной, прочной и долговечной. Поэтому именно её чаще всего используют на легковых автомобилях. В нашем примере R означает радиальный тип конструкции шины. Некоторые производители ввели в обиход дополнительное полное обозначение данного вида конструктивного исполнения – словом «Radial«. Если бы конструкция корда шины была бы диагональной, то вместо буквы R стояла бы буква D.
Затем идёт самый важный элемент маркировки – диаметр диска, для которого предназначена шина. Он традиционно выражается в дюймах. В нашем примере это 15 дюймов.
Цифры 91 означают индекс нагрузки, которому соответствует максимальный вес, выдерживаемый полностью накачанной шиной (таблица соответствий приводится ниже). В нашем случае допустимая нагрузка на каждую шину равняется 615 килограммам. Иногда, кроме этого индекса, на шине присутствует дополнительная маркировка, которая означает максимальную нагрузку (Max Load), выраженную в килограммах, и предельное давление воздуха в шине (Max Pressure) в паскалях. В некоторых случаях нагрузка указана в фунтах (LBS), а давление записано в фунтах на дюйм квадратный (PSI). Для безопасного использования шины максимальные эксплуатационные значения должны быть на 10% меньше указанных.
Индекс нагрузки могут уточнять сопутствующие надписи ‘EXTRA LOAD‘, ‘REINFORCED‘ или ‘XL‘, указывающие на увеличенный индекс нагрузки. Встречается двойной индекс нагрузки (у легкогрузовых шин, например, 113/111), он обозначает различную максимальную нагрузку, когда на одной оси используются две и — через дробь — четыре шины.
Метка ‘XL‘ или ‘EXTRA LOAD‘ не означает, что у производителя имеются в ассортименте такие же шины, с теми же индексами нагрузки и скорости, только без метки ‘XL‘. Она просто указывает, что шины хорошо выдерживают нагрузку, а не то, что была применена какая-то дополнительная технология повышения максимальной нагрузки по сравнению с такими же шинами того же размера и теми же индексами нагрузки и скорости, только без метки ‘XL‘.
Это значит, что если на сайтах магазинов встречаются наименования шин, которые отличаются только присутствием или отсутствием метки ‘XL‘, то это одинаковые шины, а реальная максимальная нагрузка определяется только индексом нагрузки.
T – это индекс скорости, показывающий максимально возможную скорость, при которой гарантируется сохранение эксплуатационных свойств шины и безопасное вождение автомобиля. Этот показатель в нашей маркировке соответствует значению 190 км/час (таблица соответствий приводится ниже). При подборе шин следует учитывать, что ваш автомобиль должен ездить со скоростью на 10-15% меньше максимально допустимой. Расположение обозначения индекса скорости допускается в разных местах, например, эти обозначения равнозначны: 225/50SR16 89S, 225/50R16 89S.
Типоразмер шины может сопровождаться латинской буквой C, например, 195/70R15C. Это означает, что шина предназначена для лёгких грузовиков и коммерческого (Commercial) транспорта, например, «Газелей».
Иногда название модели шины содержит указание на вид транспорта и дорожного покрытия, для которых она предназначена. Вот несколько примеров с расшифровкой:
HP (High Performance) или UHP (Ultra High Performance)
Для кроссоверов премиум-класса со скоростью передвижения до 210 км/ч по качественному асфальтовому покрытию.
HT (Half Terrain, Highway Terrain) .
Для серьёзного бездорожья данные шины противопоказаны, но их можно использовать на грунте и асфальтовом покрытии со скоростью передвижения до 180 км/ч.
UT (Urban Terrain, территория города) .
Как следует из названия, шины предназначены для города.
AT (All Terrain) .
Данный вид шин считается идеальным для сельской местности, так как их можно использовать на асфальте, грунтовых дорогах и в условиях лёгкого бездорожья, с процентным соотношением «асфальт/грунтовка» чаще всего 50/50 или 60/40, 40/60. У разных производителей свои рекомендации, которые можно найти в описании модели шины.
MT (Mud Terrain — «территория грязи»). Используются для езды по серьёзному бездорожью, влажному и сухому грунту, грязи. Имеют мощный протекторный рисунок, характеризующийся широкими канавками в крупном рисунке протектора, позволяющими шине самоочищаться от материала поверхности покрытия. На этих шинах автомобиль на асфальтовом покрытии плохо управляется, шины сильно шумят и плохо тормозят, но для грязи — то, что надо, так как они обладают повышенной проходимостью. У данных шин низкая максимальная скорость использования, максимальный индекс скорости «R», то есть максимальная скорость — 160 км/ч.
При выборе таких шин потребитель не должен рассчитывать на комфортную езду по асфальтовому покрытию.
Иногда (чаще на шинах компании Michelin с системой маркировки PAX) посадочный диаметр указывается в миллиметрах (пример: 190/65R390), в таком случае эти шины называются миллиметровыми. Буква A в таких шинах, указанная после посадочного диаметра, расшифровывается как «асимметричный посадочный обод», то есть внутренний и внешний диаметры посадочного обода отличаются (пример: 235/710R460A 104T — внутренний посадочный диаметр составляет 470 мм, внешний посадочный диаметр составляет 450 мм.
ВАЖНО! Миллиметровые шины вместе с дюймовыми дисками и наоборот — миллиметровые диски с дюймовыми шинами — совмещать и использовать нельзя!
Расшифровка типоразмера для шин, выпущенных в США
В Соединенных Штатах приняты две версии нанесения значений типоразмера на поверхность шин.
- Аналог европейской маркировки, но с указанием класса автомобиля. То есть впереди пишется либо буква P для легковых машин («Passanger»), или LT для небольших грузовиков («Light Truck») и выглядит это вот так: P (LT) 195/60 R14.
- Вторая версия кардинально отличается от европейской. Её вид вот такой: 31х10.5 R15 LT. Где 31 – это наружный диаметр шины в дюймах, 10.5 – её ширина в дюймах, R – радиальная конструкция шины, 15 – диаметр диска, для которого предназначена шина в дюймах, а LT – класс автомобиля, в данном случае лёгкий грузовик.
Информация о производителе
Следующая по важности информация – это данные о производителе. На шину обязательно наносится наименование фирмы-производителя, например Michelin, которое иногда заменяется товарным знаком или логотипом. Затем следует обозначение модели (например, Energy), которое позволяет отнести шину к группе с одинаковыми конструктивными или эксплуатационными характеристиками. Также на шинах всегда присутствует название страны-производителя, которое пишется на английском языке, например, «Made in France«.
Обозначение сезонных или погодных условий эксплуатации
Важное значение имеет правильный выбор шины по погодным условиям. Вся информация имеется в маркировке. Главное – уметь её расшифровать:
- Обозначение «M+S», «M&S» или «M.S.«, которое переводится как «Грязь + Снег» («Mud+Snow»), используется для маркировки всесезонных или зимних покрышек.
- Обозначение «R+W» («Road+Winter») иногда ставится на зимние шины («дорога + зима»).
- Всесезонные шины могут также иметь маркировку «AW» («Any Weather») или «All Season» или «Tous Terrain«.
На зимних шинах в качестве маркировки используют слово WINTER или пиктограмму снежинки.
Если снежинка вписана в три горных вершины, как на картинке, это говорит о том, что шины созданы для суровых зимних условий, так называемых «скандинавских зим» с экстремально низкими температурами – ниже -15°C. Этот значок ещё называют 3PMSF (Three Peaks Mountain Snow Flake). Такие шины отличаются бОльшей мягкостью и наличием бОльшего количества мелких ламелей протектора.- Специальная летняя резина для ненастной погоды с сильной защитой от аквапланирования обозначается английскими словами AQUACONTACT, AQUA, WATER, AQUATRED, RAIN или пиктограммами с изображением зонтика или тучи.
Информация о качестве изделия
Шины, как и любой вид продукции, имеет обозначение, подтверждающее их соответствие европейскому или американскому стандарту. Информация есть на боковой стороне покрышки, записанная в цифровом и буквенном выражении.
Для евростандарта маркировка включает круг, внутри которого расположена буква E и цифры от 1 до 16. Буква означает, что продукция сертифицирована в соответствии с требованиями Европейской экономической комиссии, а цифрами шифруется название страны, выдавшей сертификат. Право на проведение тестовых испытаний имеют 16 европейских стран. Следом идет шестизначный индекс, который соответствует номеру сертификата качества.
Стандарт министерства транспорта США обозначается DOT («Department of Transportation»). После него следует код адреса производителя, закодированный типоразмер шины и дата изготовления. Для примера это выглядит так: DOT МК R4 CJRX 215.
Некоторые шины сертифицированы по двойному стандарту. Тогда на них наносится и американское и европейское обозначение.
Дата изготовления
Информация о дате изготовления включает четыре цифры. Первые две означают номер недели, а последующие – год изготовления шины. Например, в маркировке 1020, 10 – десятая неделя в 2020 году.
Индекс износостойкости
Иногда на шины производителем проставляется маркировка Treadwear – это индекс износостойкости протектора шины. От него зависит максимальное значение пробега, который теоретически должна достигнуть данная модель резины до неприемлемого уровня износа протектора. Индекс является частью Единого Стандарта Качества Шинных изделий (UTQG – Uniform Tire Quality Grade Standards), который был утверждён в США Национальной администрацией безопасности дорожного движения (National Highway Traffic Safety Administration – NHTSA), которая является частью Департамента транспорта США, органа подобного Министерству Транспорта в России.
Индекс износостойкости пересчитывается в километры следующим образом. Показатель степени износа протектора в 100 единиц оценивается в условные 48 тыс. км. пробега в идеальных условиях. Соответственно, 150 единиц – это 72 тыс. км, 200 – 96 тыс. км. и так далее. Конечно же, не стоит однозначно рассчитывать на данные числа, так как многое зависит от стиля вождения, качества дорожного покрытия, температуры, влажности и других условий эксплуатации. Для того, чтобы определить реальный максимальный пробег шин, специалисты рекомендуют снижать данные показатели в 1,5–2 раза. То есть, реальный пробег резины с маркировкой Treadwear 100 будет около 30 тыс. км.
Индикатор износа протектора TWI
TWI – Tread wear indicator (индикатор износа протектора) – знак на боковине шины, который показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру — TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв, либо снежинку (на зимних шинах). Однако знак TWI — это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на рисунке протектора поблизости от метки.
- Объемные (выпуклые) индикаторы — это объемный элемент, который обычно расположен в канавке протектора;
- Цифровые индикаторы — выдавленные в протекторе цифры и иные фигуры, имеющие различную глубину;
- Индикаторы в виде выдавленных штрихов или иных элементов различной глубины.
Объемные индикаторы наиболее просты и достаточно информативны. По мере износа шины высота протектора снижается, и в какой-то момент сравнивается с высотой индикатора — это говорит, что шина имеет критический износ и требует замены. На многих шинах имеются не только основные, но и промежуточные индикаторы. Выравнивание высоты протектора с этими индикаторами предупреждает водителя о том, что нужно быть осторожным и уже позаботиться о поиске новых шин.
Цифровые индикаторы выдавлены в протекторе, причем они имеют различную глубину: наибольшая цифра (обычно это «8») — имеет меньшую глубину, наименьшая («2» для летней резины и «4» для зимней) — наибольшую глубину. По мере износа шин цифры пропадают, а о текущей высоте протектора говорит наибольшая из оставшихся цифр. О том, что шина имеет критический износ, говорит исчезновение последней цифры.
- Индикаторы с рядом цифр от «2» или «4» до «8», маркировка производится в миллиметрах;
- Индикаторы с одной сегментированной цифрой, выполненной по типу цифр в электронных семисегментных индикаторах — каждый сегмент выдавлен на разную глубину, и по мере износа появляются разные цифры. Маркировка обычно производится в миллиметрах;
- Индикаторы с рядом цифр, маркировка производится в процентах от высоты протектора.
Выдавленные в протекторе индикаторы работают так же, как и цифровые, однако они не всегда удобны, так как требуют расшифровки. Цифровые индикаторы более удобны, потому что они интуитивно понятны, а поэтому получили довольно широкое распространение.
Цветные метки, используемые для маркировки
Желтая точка на шине (круглая или треугольная метка) на боковине означает самое лёгкое место на шине. При монтаже новой шины на новый диск, жёлтую метку рекомендуется совместить с самым тяжелым местом на диске. Обычно это то место, где крепится ниппель. Это позволяет улучшить балансировку колеса и поставить грузики меньшего веса. На шинах с пробегом эта жёлтая маркировка-метка не так актуальна, поскольку, как правило, при износе автошины её баланс смещается.
Красная точка на шине означает место максимальной силовой неоднородности, проявление которой обычно связано с различными соединениями разных слоев шины при её изготовлении. Эти неоднородности — абсолютно нормальное явление, и они есть у всех шин. Но обычно помечают красными точками только те шины, которые идут на первичную комплектацию автомобилей, то есть, когда машина выходит с завода.
Эту красную метку совмещают с белыми метками на дисках (белые метки маркировки на дисках тоже ставятся в основном для первичной комплектации авто), которые обозначают самое близкое место к центру колеса. Это делается для того, чтобы максимальная неоднородность в шине минимально сказывалась при движении, обеспечивая более сбалансированную силовую характеристику колеса. При обычном шиномонтаже не рекомендуется обращать внимание на маркировку шины красной меткой, а руководствоваться жёлтой меткой, совмещая её с ниппелем.
Белая метка – круг, окружность, точка или треугольник – самое гибкое место боковин шины, указывает точку, в которой отклонение радиальной силы (RFV) минимально. При монтаже новой шины на новый диск рекомендуется отклонение на 180° этой метки от отметки «L» на диске, если таковая имеется.
Цветные полоски на протекторе автомобильной шины не несут никакой смысловой нагрузки для конечного покупателя. Эти метки ставятся для того, чтобы было удобнее опознавать шины на большом складе.
Другие обозначения
Маркировка шины может включать и другие не менее значимые обозначения:
- Бескамерная шина маркируется или буквами «TL«, или надписью «TUBELESS«. В противном случае эксплуатация разрешена только с камерой. А также камерные шины могут быть обозначены маркировкой «TT» (TUBE TYPE).
- Для шин повышенной грузоподъёмности с усиленным каркасом применяют обозначение «REIN» или «REINFORCED«.
- RunFlat (РанФлэт), RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при полном падении давления в шине (при проколе или порезе). В таких случаях на этих шинах, в зависимости от рекомендаций производителя, можно проехать от 50 до 150 км. без риска их повреждения. Разные производители автошин используют различные обозначения технологии Runflat. Например: Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP, Yokohama ZPS, Toyo TRF, Dunlop ROF, Kumho XRP и т.д.
Установка шин с технологией Runflat должна производиться на автомобили с автоматическим контролем уровня давления в шинах, так как по внешнему виду определить проколотое колесо практически невозможно, и без такой системы существует риск повреждения шин с возможным созданием аварийной ситуации на дороге. - На резину с направленным рисунком протектора наносится надпись «ROTATION» со стрелкой, которая указывает правильное направление вращения шины.
- SUV (Sport Utility Vehicle, «спортивно-утилитарный автомобиль») — означает, что шина предназначена для особого типа автомобилей, происходящих исходно из класса внедорожников, но используемых в подавляющем большинстве случаев в городах и на асфальтированной дороге, их коротко называют кроссоверами.
- with Kevlar — говорит об усилении конструкции особыми вставками, защищающими от проколов и порезов.
- PR (Ply Rating) — норма слойности, коэффициент, определяющий несущую способность (прочность) каркаса покрышки: чем выше норма слойности, тем выше грузоподьемность шины. Для легковых авто используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причём в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная). Покрышки с маркировкой 6PR и 8PR пригодны для лёгких грузовиков и коммерческого транспорта, поэтому после обозначения посадочного диаметра на них ставится латинская буква «С» (commercial) (например, 185R14C).
- REGROOVABLE – эта маркировка проставляется на шинах, пригодных к восстановлению способом углубления рисунка протектора нарезкой. Производитель шин с такой маркировкой предусматривает эту процедуру, наносит дополнительные слои резинового состава и усиливает каркас (корд) покрышки. Как правило, чаще всего нарезают протектор у грузовых шин диаметра от 22 и более дюймов, хотя встречаются и покрышки меньших размеров, завод-изготовитель которых предусматривает техническую возможность углубления протектора.
- На шинах, имеющих ассиметричный рисунок протектора, маркируется внутренняя сторона «INSIDE» или «SIDE FACING INWARDS» или внешняя сторона – «OUTSIDE» или «SIDE FACING OUT» шины при установке на автомобиль.
- Ранее выпускались шины для какой-то определённой стороны автомобиля, в этом случае они обозначались как «LEFT» («Левая») или «RIGHT» («Правая»), но сейчас такие шины не производятся.
- Элитные шины с высокой прочностью и износостойкостью маркируются UHP («Ultra High Performance») или HP («High Performance»).
- На шинах, восстановленных с помощью наваривания протектора в заводских условиях, ставится маркировка в зависимости от страны, где производилось восстановление: в англоязычных странах – «Retread«, в Германии – «Regummerad«, в США – «Remould«, в России — «Восстановленная«.
- Если у шины присутствуют небольшие заводские дефекты, которые не оказывают существенное влияние на эксплуатационные качества шины, то ставится штамп «DA«.
- T (Temporary) — шины для компактного запасного колеса («докатки»).
- Steel — наличие в шине металлического корда.
- Temperature А, В, С – термостойкость шины при высокой скорости на стенде. (А – лучший показатель).
- Traction А, В, С – способность шины к торможению на влажном дорожном полотне (А – лучший показатель).
- Studless — ошиповке не подлежит.
- Studdable — подлежит ошиповке (специально разработанные шипованные шины).
- ACUST — (Acoustic) — обозначение Michelin. Шина изготовлена с использованием фирменной технологии снижения шума в салоне автомобиля.
- A.G.T. — (All Grip Traction) — всесезонная шина.
- B.S.W. — (Black Side Wall) — черные буквы на боковине шины (в обозначении торговой марки шины).
- C.M.S. — (Construction Mining Service) — шины для горно-строительной техники.
- ContiSeal — обозначение Continental. Шина изготовлена с применением фирменной ContiSeal технологии, предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины.
- SEAL, SLFS (SelfSeal), SealInside — шина изготовлена с применением SEAL-технологии, предотвращающей потерю давления при проколе или порезе за счет использования вязкого материала на внутренней поверхности шины.
- ContiSilent — обозначение Continental. Шина изготовлена с применением фирменной технологии ContiSilent для снижения уровня шума в автомобиле. Внутренняя поверхность шины обклеивается производителем толстым пористым материалом-«губкой».
- FB — (Flat Base) — шина без защиты обода диска.
- FP — (Flange Protector) — шина с защитой обода диска.
- FR — (Flange pRotector) — шина с защитой обода диска.
- H.C.T. — (Heavy Constructor Transport) — шины для тяжелой строительной техники.
- KD — на шинах Continental, код вида шипов, применённых при ошиповке зимней резины производителем.
- L.C.M. — (Logging/Construction/Mining) — шины для лёгкой строительной, горной техники.
- L.P.T. — (Low Platform Trailer) — шины для низкорамных трейлеров и прицепов.
- LT — (Light Truck) — шины для лёгких грузовиков, микроавтобусов, малых коммерческих автомобилей, тяжёлых внедорожников.
- MFS — (Maximum Flange Shield) — защита обода диска у Dunlop.
- M.L. — (Mining Logging) — шины для горной и лесной техники.
- ML — (обозначение только у шин для легковых автомобилей) — шины с защитой обода диска, для Mercedes-Benz или Audi.
- N.D. — (Non Directional) — ненаправленная шина.
- N.H.S. — (Non Highway Service) — не для скоростных дорог.
- O.W.L. — (Outline White Letters) — обозначает, что на боковине шины присутствуют контурные белые буквы.
- P — (Passanger) — шины для легковых автомашин.
- RBL — (Raised Black Letters) – надписи на боковине нанесены рельефными чёрными буквами.
- RPB — (Rim Protection Bar) защита обода диска у Yokohama.
- S.A.G. — (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.
- S.L. — (Limited Service) — ограниченное использование.
- SL (Standart Load) — шина для обычных нагрузок.
- XL (Extra Load) — шина для больших нагрузок.
- U.G.S. — (Undeground Special) — шины для подземной техники.
- W.S.W. — (White Side Wall) — белая полоса на боковине шины.
Омологация
Иногда на шины наносится специальная дополнительная маркировка, свидетельствующая о том, что шины прошли омологацию (одобрение/утверждение) соответствующим автопроизводителем для установки на выпускаемые им автомобили. То есть, данная шина адаптирована к техническим особенностям автомобиля и обеспечивает характеристики при эксплуатации, признанные оптимальными автопроизводителем. Именно омологированные шины обычно устанавливаются на автомобиль заводом-производителем. Ниже представлены обозначения по имеющейся на данный момент информации.