ПОЧЕМУ МЫ СНОВА ПИШЕМ О ВТОРОЙ МИРОВОЙ
Мы снова обращаемся к теме Второй мировой войны, потому что это одно из наиболее значимых и влиятельных событий XX века. Эта война имела огромные последствия для мировой истории, включая границы государств, политические системы, науку и технологии, экономику и культуру. Изучение этого периода помогает нам понять причины и действия, приведшие к этой катастрофе, и сделать выводы, чтобы предотвратить повторение подобных ошибок в будущем.
Почему началась Вторая мировая? 5 ПРИЧИН
Неожиданные документы Второй мировой войны: историк Евгений Понасенков
Что ждет Россию после войны? Рассказываем на примере Германии после нацизма — Фильм «Важных историй»
Что, если Второй мировой войны не было?
ЕСЛИ БЫ ГИТЛЕР ПОБЕДИЛ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Правда и мифы о Второй мировой войне — Пишем историю
Развенчание мифов Кремля о Второй мировой войне
Понасенков: вся правда о Второй мировой войне
Что творилось в Берлине после войны? рассказ ветерана , О женитьбе на немке О волне самоубийств
Почему мы снова пишем о второй мировой
(1)Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? (2)Не потому, наверное, что слабость рода людского, боязнь смерти, инстинкт самосохранения господствуют над разумом. (3)Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и его свобода – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей. (4)Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. (5)В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. (6)В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, осознав ценность жизни, перестаёт бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зёрна добра, которые могут стать колосьями. (7)В этом духовная основа каждого подвига. (8)Тогда смерть человека на войне и не только на войне – это жизнь его во всём, что мы называем будущим. (9)Отними у людей возможность самопожертвования – и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. (10)Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия – в этом я вижу проблему борьбы жизни и смерти. (11)И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, всё же в том, чтобы оставить после себя след на земле. (12)Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие – яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утверждённой в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.
(13)Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужества и справедливости. (14)Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жизнью. (15)Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила индивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и растерянностью. (16)Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению – одна из главных задач искусства – это и есть сущность анализа человеческой души в её противоречиях…
*Юрий Васильевич Бондарев (род.в 1924) – русский, советский писатель.
21. Какие из высказываний соответствуют мнению автора? Укажите номера ответов.
- Писать о войне надо, потому что боязнь смерти господствует над разумом.
- К совершению последнего акта мужества и справедливости человек готовится всю жизнь.
- Человек, понявший ценность жизни, не боится смерти и готов совершить подвиг.
- Физическое бессмертие необходимо готовым к самопожертвованию людям.
- Движение от отрицания к утверждению – одна из главных задач искусства.
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложении 4 представлено рассуждение.
- Предложение 1 содержит элементы повествования.
- Предложение 12 содержит элемент описания.
- Предложение 15 содержит иллюстрацию высказанных в предложениях 13, 14 суждений.
- В предложении 15 представлено описание.
23. Из предложений 2 – 15 выпишите фразеологизм.
24. Среди предложений 2 – 7 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи лексического повтора и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
25. «Рассуждая о философской проблеме, Ю. Бондарев выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как (А) _____ («слабость» – «величие») и (Б) _____ (предложение 3). Такой приём, как (В) _____ (предложение 12), и такое синтаксическое средство, как (Г) _____ (предложения 2, 15), помогают писателю точнее передать свои мысли и чувства».
Почему мы снова пишем о второй мировой войне бондарев сочинение
Сочинение по вашей теме Почему мы снова пишем о второй мировой воине. Поищите еще с сайта похожие.
Здравствуйте! Помогите выявить проблему, которая затронута в данном тексте.
Я считаю, что в этом тексте Бондарев затрагивает проблему совершения подвига на войне. Так ли это?
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей. Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы называем будущим. Отними у людей возможность самопожертвования — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденной в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.
Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужества и справедливости. Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жизнью. Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила индивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и растерянностью. Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению — одна из главных задач искусства, это и есть сущность анализа человеческой души в ее противоречиях. (По Ю. В. Бондареву)
1.Прочитайте текст Ю. Бондарева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.
2.Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что
Слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт
Самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому,
Что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода
Его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть
Человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а
Осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В
Этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то
Же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой
Тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во
Имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать
Колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть
Человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы
Называем будущим. Отними у людей пульс самопожертвования, эту вспышку
Высокого духа, — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие,
Если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление
В себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я
Вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и
Мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в
Том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни,
Оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться,
Другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры
В людей, утвержденной в непримиримом столкновении с
Человеконенавистничеством.
1.Прочитайте текст Ю. Бондарева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.
2.Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что
Слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт
Самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому,
Что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода
Его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть
Человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а
Осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В
Этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то
Же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой
Тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во
Имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать
Колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть
Человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы
Называем будущим. Отними у людей пульс самопожертвования, эту вспышку
Высокого духа, — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие,
Если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление
В себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я
Вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и
Мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в
Том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни,
Оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться,
Другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры
В людей, утвержденной в непримиримом столкновении с
Человеконенавистничеством.
Почему мы снова пишем о второй мировой войне бондарев сочинение
Сочинение по вашей теме Почему мы снова пишем о второй мировой воине. Поищите еще с сайта похожие.
Здравствуйте! Помогите выявить проблему, которая затронута в данном тексте.
Я считаю, что в этом тексте Бондарев затрагивает проблему совершения подвига на войне. Так ли это?
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей. Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы называем будущим. Отними у людей возможность самопожертвования — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденной в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.
Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужества и справедливости. Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жизнью. Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила индивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и растерянностью. Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению — одна из главных задач искусства, это и есть сущность анализа человеческой души в ее противоречиях. (По Ю. В. Бондареву)
1.Прочитайте текст Ю. Бондарева, выделите ключевые слова, определите проблему, о которой рассуждает автор, постарайтесь увидеть авторскую позицию.
2.Продумайте и запишите различные варианты вступления для сочинения по данному тексту.
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что
Слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт
Самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому,
Что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода
Его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть
Человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а
Осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В
Этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то
Же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой
Тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во
Имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать
Колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть
Человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы
Называем будущим. Отними у людей пульс самопожертвования, эту вспышку
Высокого духа, — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие,
Если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление
В себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я
Вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и
Мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в
Том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни,
Оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться,
Другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры
В людей, утвержденной в непримиримом столкновении с
Человеконенавистничеством.
Здравствуйте! Помогите выявить проблему, которая затронута в данном тексте.
Я считаю, что в этом тексте Бондарев затрагивает проблему совершения подвига на войне. Так ли это?
Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского — боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек — величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей. Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и ценность других. В этой слабости его величие и сознание собственной нужности на земле. В то же время человек тогда становится человеком, когда овладевает великой тайной, — осознав ценность жизни, перестает бояться смерти и, умирая во имя убеждений и веры, сеет зерна добра, которые могут или не могут стать колосьями мгновенно. В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне, и не только на войне — это жизнь его во всем, что мы называем будущим. Отними у людей возможность самопожертвования — и люди сильных убеждений проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. Опасность, смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я вижу проблему борьбы, жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверное, все же в том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться, другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденной в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.
Порой человеку не хватает только одного шага, чтобы совершить акт мужества и справедливости. Этот последний шаг, возможно, подготовлен всей его жизнью. Но может быть и так, что в силу многих причин жизнь не подготовила индивидуума к деланию добра и воля его скована обстоятельствами, отчаянием и растерянностью. Мгновение осознанного решительного шага и последнее движение от темноты к свету, от отрицания к утверждению — одна из главных задач искусства, это и есть сущность анализа человеческой души в ее противоречиях. (По Ю. В. Бондареву)
Несмотря на то, что война меняет человека необратимо.
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные
Любые данные
Любые данные
По тексту Ю. Бондарева
В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира, любить. Несмотря на то, что война меняет человека необратимо.
В подтверждение своих слов автор приводит пример из собственной жизни. Он вспоминает времена Великой Отечественной войны, которую прошел, будучи совсем юным человеком. И по его утверждению, «за долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, …, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».
К такому выводу приходит не только Ю. Бондарев. Все писатели, особенно те, кто вынес войну на собственных плечах, говорят о том же. В те годы страшных испытаний им помогала выживать вера и … молодость, молодость души, прежде всего, – стремление, несмотря ни на что, к жизни и свету.
Подтверждение тому мы находим во многих произведениях о войне. Так, героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» молоды, полны сил, планов и надежд. И это несмотря на то, что каждая из них успела пережить трагедию. У кого-то война унесла мужа, у кого-то ребенка, у кого-то – все семью. Безусловно, такое не могло пройти бесследно для девушек – они стали суровее, грустнее, в их глазах появилась боль, а в жизни – ненависть и желание мести. Но женская, человеческая природа смогла преодолеть и это – несмотря ни на что, в героинях осталось желание любить, нравиться, быть красивыми.
Прекрасной иллюстрацией мысли Бондарева является и поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Молодость души, чувство юмора, любовь к родине и своим соотечественникам позволяет главному герою не только выживать и достойно воевать, но и помогать другим людям, поддерживать их дух и желание бороться.
Таким образом, я согласен с тем, что война — это тяжелое испытание, которое, однако, не в состоянии разрушить человека. В каждом из нас заложено стремление к жизни в самом широком понимании. И экстремальные ситуации лишь с большей силой проявляют эту любовь к жизни, желание бороться — за жизнь, счастье, свет.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Сочинение по вашей теме Почему мы снова пишем о второй мировой воине. Поищите еще с сайта похожие.
По тексту Ю. Бондарева
В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира, любить. Несмотря на то, что война меняет человека необратимо.
В подтверждение своих слов автор приводит пример из собственной жизни. Он вспоминает времена Великой Отечественной войны, которую прошел, будучи совсем юным человеком. И по его утверждению, «за долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, …, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».
К такому выводу приходит не только Ю. Бондарев. Все писатели, особенно те, кто вынес войну на собственных плечах, говорят о том же. В те годы страшных испытаний им помогала выживать вера и … молодость, молодость души, прежде всего, – стремление, несмотря ни на что, к жизни и свету.
Подтверждение тому мы находим во многих произведениях о войне. Так, героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» молоды, полны сил, планов и надежд. И это несмотря на то, что каждая из них успела пережить трагедию. У кого-то война унесла мужа, у кого-то ребенка, у кого-то – все семью. Безусловно, такое не могло пройти бесследно для девушек – они стали суровее, грустнее, в их глазах появилась боль, а в жизни – ненависть и желание мести. Но женская, человеческая природа смогла преодолеть и это – несмотря ни на что, в героинях осталось желание любить, нравиться, быть красивыми.
Прекрасной иллюстрацией мысли Бондарева является и поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Молодость души, чувство юмора, любовь к родине и своим соотечественникам позволяет главному герою не только выживать и достойно воевать, но и помогать другим людям, поддерживать их дух и желание бороться.
Таким образом, я согласен с тем, что война — это тяжелое испытание, которое, однако, не в состоянии разрушить человека. В каждом из нас заложено стремление к жизни в самом широком понимании. И экстремальные ситуации лишь с большей силой проявляют эту любовь к жизни, желание бороться — за жизнь, счастье, свет.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
В данном тексте Ю. Бондарев затрагивает, в числе многих, вопрос о том, что тяжелые испытания, даже такие, как война, не могут убить способность человека радоваться жизни: смеяться, восхищаться красотой мира, любить. Несмотря на то, что война меняет человека необратимо.
В подтверждение своих слов автор приводит пример из собственной жизни. Он вспоминает времена Великой Отечественной войны, которую прошел, будучи совсем юным человеком. И по его утверждению, «за долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, …, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям».
К такому выводу приходит не только Ю. Бондарев. Все писатели, особенно те, кто вынес войну на собственных плечах, говорят о том же. В те годы страшных испытаний им помогала выживать вера и … молодость, молодость души, прежде всего, – стремление, несмотря ни на что, к жизни и свету.
Подтверждение тому мы находим во многих произведениях о войне. Так, героини повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» молоды, полны сил, планов и надежд. И это несмотря на то, что каждая из них успела пережить трагедию. У кого-то война унесла мужа, у кого-то ребенка, у кого-то – все семью. Безусловно, такое не могло пройти бесследно для девушек – они стали суровее, грустнее, в их глазах появилась боль, а в жизни – ненависть и желание мести. Но женская, человеческая природа смогла преодолеть и это – несмотря ни на что, в героинях осталось желание любить, нравиться, быть красивыми.
Прекрасной иллюстрацией мысли Бондарева является и поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Молодость души, чувство юмора, любовь к родине и своим соотечественникам позволяет главному герою не только выживать и достойно воевать, но и помогать другим людям, поддерживать их дух и желание бороться.
Таким образом, я согласен с тем, что война — это тяжелое испытание, которое, однако, не в состоянии разрушить человека. В каждом из нас заложено стремление к жизни в самом широком понимании. И экстремальные ситуации лишь с большей силой проявляют эту любовь к жизни, желание бороться — за жизнь, счастье, свет.
Вариант егэ по русскому бондарев. Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.В
Почему мы снова пишем о Второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского — и не потому, что инстинкт самохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек -данного мира, а его мужество и свобода его — это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей.
Я не отношу себя к парадоксалистам, но, видимо, человек не мог бы быть человеком, если бы он не был способен осознать возможность своей смерти, а осознав ее, познать неповторимую ценность самого себя и цен ность других. В этой слабости его величие и сознание собственной нужно сти на земле. В то же время человек
(Повеств., невосклиц., слож- ное, союзное, сложноподчиненное, состоит из трех частей; I предл.: глав ное, простое, двусост., осложн. вводным словом, распр., полное; II предл. обстоят. придаточ. условия, простое, неполное, осложн. однородными сказуемыми и обособ. распр. обстоят., выраж. дееприч. оборотами, распр.; III предл.: определит. придаточное, простое, двусост., ослож од нородными сказуемыми, распр., неполное.) В этом духовная основа каждого подвига. Тогда смерть человека на войне (и не только на войне) — это его во всем, что мы называем будущим. Отними у людей пульс са мопожертвования, эту вспышку высокого духа, — и люди сильных убежде ний проклянут физическое бессмертие, если даже оно станет биологически возможно. Опасность смерти, преодоление в себе чувства опасности и отрицание физического бессмертия — в этом я борьбы жизни и смерти. И здесь уже все конфликты войны и мира объединяются в главную проблему, суть которой, наверно, все же в том, чтобы оставить после себя след на земле. Но одни, уходя из жизни, оставляют скользкий улиточный след, на котором можно поскользнуться; другие — яркий и ровный свет найденной в борьбе истины, след упорной веры в людей, утвержденной в непримиримом столкновении с человеконенавистничеством.
Стиль этого текста публицистический. Признаки этого стиля:
1) цель — информирование, передача общественно значимой информа ции с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступками, действиям;
2) логичность;
3) образность;
4) эмоциональность;
5) оценочность;
6) призывность;
7) общедоступность;
8) использование общественно-политической лексики;
9) наличие разнообразных видов синтаксических конструкций. Парадоксалист — человек, любящий говорить парадоксы.
Всём — [ф’ с’ ó м] — 1 слог
в — [ф’] — согласный, парный глухой, парный мягкий с — [с-] — согласный, парный глухой, парный мягкий ё — [ó] — гласный, ударный
м — [м] — согласный, непарный звонкий, парный твердый
4 букв, 4 звука
Что — [ш т ó] — 1 слог
ч — [ш] — согласный, парный глухой, непарный твердый т — [т] — согласный, парный глухой, парный твердый
o — [ó] — гласный, ударный
3 буквы, 3 звука
(На) котором — местоимение.
I. Можно поскользнуться (на чем?) на котором. Н.ф. — который.
II.Пост.: относит.; непост.: пр.п., ед.ч., м.р.
III. Можно поскользнуться (где?)
(1)Я проснулся глубокой ночью от неистового бега, грохота колёс, от скрипа полок, от дребезжания полуоткрытой двери купе — над головой ходили пронзительные сквознячки.
(2)В коридоре и купе было темно: я долго лежал с открытыми глазами, угадывая в потёмках чёрный квадрат окна, за которым всё было непроницаемо, по-ночному глухо, и невозможно было понять, степь или леса шли в этой бесконечной, тайной, непостижимой, как мрак, Вселенной.
(3)Потом в заоконной бездне неба вспыхнула запредельным огнём, замерцала синяя одинокая звезда.
Зачастую, бросая окурок на асфальт, заправляя свой автомобиль бензином, выкидывая батарейки в мешок с отходами, мы даже не задумываемся над тем, к чему в последствии это может привести. Больше 7 миллиардов человек руководствуется логикой «от одного раза ничего не будет», но действительно ли все так просто? Об экологической проблеме ответственности человека за сохранение жизни на земле предлагает нам задуматься в своем тексте Ю.В. Бондарев.
Рассуждения автора упираются в мысль о беспомощности нашей планеты в масштабах Вселенной. Герой текста отмечает, что в его представлении Земля – это «обжитой уютный островок в беспредельном угрожающем океане неизвестности», и люди на нем по сути своей гости, а ведут они себя как полноправные хозяева, «расшатывающие корабль с борта на борт». Лирический герой подводит читателя к мысли о том, что, вопреки всем мнениям, наша планета – это хрупкий организм, «со своим ритмом, дыханием, пульсом кровообращения», такой же уязвимый, как, например, ребенок, нуждающийся в поддержке и понимании.
Нельзя не понять позицию Ю.В. Бондарева: он считает, что человек несет ответственность за сохранение жизни на родной планете. Земля – крошечный и уязвимый организм с ограниченными запасами еды и продовольствия, и он не может и не должен использоваться человеком в целях получения удовольствия и достижения удобств.
Конечно, писатель полностью прав. Я тоже считаю, что мнение людей о том, что Земля – это самовосстанавливающийся шар с бесконечными ресурсами, является невероятно глупым и антиутопичным суждением. Каждый из нас в ответе за собственные поступки и за жизнь на планете в целом. В наш век существует множество проектов, выступающих за сохранение экологии на Земле, однако они, к сожалению, уже несут спасительный характер. И если каждый продолжит бездумно использовать данные ему ресурсы, гибель всего живого на Земле приблизится еще быстрее, чем мы думаем.
Мало кто задумывается о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском атомных бомб и танков, она обязательно отомстит тому, кто возомнит себя хозяином всего живого на земле. Так, например, в повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» автор описывает потребительское отношение Игнатьича к тем ресурсам, которые были ему даны: он до последнего занимался браконьерством, пока однажды не встретился с «царь-рыбой», сумевшей вовремя указать герою на его смертность. Перед лицом надвигающейся гибели герой повести вспоминает всю прожитую жизнь, этапы собственного грехопадения — и приходит к раскаянию. Игнатьич вдруг осознал, насколько губительна его деятельность для всего живого на земле, и понял, что в его праве лишь помогать природе, но никак не использовать её в своих целях, тем более так бездумно.
В.Г. Распутин утверждал: «Говорить сегодня об экологии — это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении». В своей повести «Прощание с Матерой» автор раскрывает очередной пример потребительского отношения к природе. Группа людей, решившая строить электростанцию на реке, предпринимает до жути губительные меры. В круг их действий попадает затопление всего острова, со всем нажитом людьми имуществом, флорой и фауной. И тут автор затрагивает не только проблему привязанности к малой родине, ведь тот факт, что коренных жителей Матеры переселяют на совершенно чужую землю – это полбеды. Самой главной проблемой является то, насколько губительной во всех отношениях является деятельность современного человека по отношению к природе. Поля с обильными урожаями, животные, птицы и растения – все это подлежало уничтожению ради пустой цели, и там, где затоплен целый остров, там же может быть уничтожена вся планета, с такой же «масштабной» целью.
Природа и человек – должны тесно взаимодействовать и помогать друг другу, быть друзьями, но никак не врагами. И наступление века «высоких технологий», века покорения космоса должно лишь помогать людям изобретать новые способы безвредного нахождения на Земле, но пока что, к сожалению, об этом задумываются лишь единицы.
(1)Для меня ясно одно: главные участники истории — это Люди и Время. (2)Не забывать Время — это значит не забывать Людей, не забывать Людей — это значит не забывать Время.
(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.
(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари — для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими.. . (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви. (9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно, так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.
(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в черно-багровой завесе дыма. (13)Порой мы ненавидели солнце — оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов» . (14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавали мир вместе с человеческим мужеством и страданиями.
(16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённом звуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничных ракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись! » (18)Уже привычно не выискиваешь взглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела) , а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте.
(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание — мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей на карнизах.
(По Ю. Бондареву*)
*Юрий Васильевич Бондарев (род. в 1924 г.) — русский писатель, прозаик, автор романов, повестей и рассказов. Участник Великой Отечественной войны.
Война. Как она влияет на сознание солдат? Именно эту проблему поднимает Ю.В. Бондарев в предложенном для анализа тексте.
Размышляя над поставленным вопросом, автор текста вспоминает, как он, будучи солдатом, вместе с товарищами мечтал о довоенном мире. Писатель с нескрываемым волнением говорит о том, каким прекрасным, чудесным казался им этот мир! И как контрастно по сравнению с ним выглядели ужасы войны. Прозаик уверен: война сделала их духовно более взрослыми. Познав много страданий, солдаты научились быть мужественными.
Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». В этом произведении один из главных героев Григорий Мелехов, пребывая на войне, мечтал вернуться домой и заниматься хозяйством. Он не видел никакого смысла в войне, как и его товарищ Прохор Зыков, который говорит, что ему всё равно, за кого воевать, лишь бы поскорее домой вернуться. Однако на войне Григорий Мелехов проявил отвагу и мужество. Сколько раз он рисковал жизнью ради победы. Война сделала его жёстким человеком, и сострадание уже не так заполняло его сердце, как это было раньше. Таким образом, война помогает понять прелесть мирного времени и делает человека более мужественным, иногда даже жёстким.
Приведу ещё один литературный пример, который показывает: из-за войны у человека развивается мужество и любовь к довоенным годы. Вспомним рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека». В этом произведении Андрей Соколов подвергся самым тяжким испытаниям: неоднократно стояла над ним угроза гибели. Самым впечатляющим примером для меня оказался его разговор в плену с немцем Мюллером, который хотел убить Андрея Соколова за высказанное вслух недовольство работой. Перед этим Мюллер предложил ему выпить за победу фашистов, но отважный солдат ответил, что не пьёт. Однако, когда ему предложили выпить за его погибель – он выпил, сказав, что после первой не закусывает. Потом выяснилось, что он не закусывает и после второй. Важно отметить, что Андрей Соколов был истощен и страшно голоден, но чувство собственного достоинства не позволяло ему дотронуться до еды немцев. Он потом отломил хлеба, но очень-очень мало. Такое поведение вызвало у Мюллера уважение, и он не стал убивать пленника. Через какое-то время Андрей Соколов сбежал из плена, при этом похитив немецкого майора. Больше всего русский солдат мечтал вернуться домой к жене Ирине и любимым детям, но, к великому сожалению, все они были убиты. Но через какое-то время Андрей Соколов встретил мальчику-сироту Ваню. Проникшись сочувствием и любовью к ребёнку, солдат забрал его и стал для Вани отцом. Вне всяких сомнений, из-за войны Андрей Соколов смог лучше осознать прелесть довоенного мира, война развила его мужество, и, несмотря на причинённые Андрею Соколову страдания, смягчила его сердце.
В заключение важно отметить: война – это, наверное, одно из самых страшных явлений для всего человечества. И люди, пережившие войну, становятся совсем другими: они сильно взрослеют духовно и становятся более мужественными и ответственными. Но всё-таки на разных людей война влияет по-разному: кого-то она ожесточает, а кого-то, наоборот, смягчает.
Какие ещё аргументы можно привести для доказательства данной точки зрения?
Вариант 20. Задания по ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3
(1)В теле большинства беспозвоночных и всех позвоночных животных и человека есть мышцы, которые играют основную роль в осуществлении двигательных актов. (2)Функциональные свойства различных мышц неодинаковы. (3) гладкие мышцы отличаются от поперечнополосатых меньшей скоростью протекания процессов возбуждения, более замедленным сокращением.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В теле большинства беспозвоночных и позвоночных животных есть мышцы, которые участвуют в осуществлении двигательных актов.
2) В организме человека и животных есть гладкие и поперечнополосатые мышцы, которые характеризуются небольшой скоростью протекания процессов возбуждения, медленным сокращением.
3) Различные мышцы, функциональные свойства которых неодинаковы, в организме большинства животных и человека выполняют двигательные функции.
4) Гладкие и поперечнополосатые мышцы, которые существуют в организме человека, отличаются медленным сокращением и маленькой скоростью протекания процессов возбуждения.
5) В осуществлении движения большинства животных и человека основную роль играют различные мышцы, обладающие неодинаковыми функциональными свойствами.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РОЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
РОЛЬ, -и, мн. -и, -ей, ж.
1) Художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром. Трагические, комические роли. Р. Гамлета. Играть р. благодетеля. Главная р. (также перен.: главенствующее положение).
2) Род деятельности, проявление себя в качестве кого-л. Взять на себя р. переводчика. Избрать р. арбитра. Отстаивать р. лидера. Сочетать р. руководителя с ролью наставника.
3) Совокупность реплик одного действующего лица в пьесе, фильме. Учить р.
4) Мера влияния, значения, степень участия в чём-н. Р. личности в истории. Сыграть неблаговидную р. в чём-л. Усилить р. государства на международной арене. Ваше признание не играет большой роли.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку» подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Представители передовой части общества ставили перед собой ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ цели.
Приятель моего соседа изобретательный и ДЕЛОВИТЫЙ, он никогда не бывает без дела сам и не позволяет скучать окружающим.
Новый вожатый был КОРЕНАСТЫМ юношей лет восемнадцати.
Вследствие большого разлива реки несколько деревень оказалось в БЕДНОМ положении.
Сегодня люди широко пользуются современными ИНФОРМАЦИОННЫМИ носителями.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
за ТЫСЯЧУ вёрст
смотрит БОЛЕЕ ВЕСЕЛЕЕ
7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложноподчинённого предложения
B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) неправильное употребление имени числительного
1) Принадлежность крови человека к одной из четырёх групп является его индивидуальной биологической особенностью, которая начинает формироваться уже в раннем периоде внутриутробного развития и не изменяется в течение всей последующей жизни.
2) О своём отношении к классической музыке В. П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
3) Среди сподвижников молодого царя, прежде хранившим верность своему повелителю, послышался возмущённый ропот.
4) Все, кто любит русскую культуру, знает имена великих поэтов и писателей: А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.
5) План Нансена заключался в том, что начать поход не с обжитого западного побережья Гренландии, а с её восточного ненаселённого берега.
6) Пятерым медицинским сёстрам для работы в новых условиях необходимо было пройти курсы повышения квалификации.
7) А. С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую потом стали разрабатывать другие писатели-классики.
8) Можно согласиться с теми, кто считает, что уже на самом раннем этапе творчества психолингвист А. Р. Лурия предпринял первые шаги в разработке проблемы социальной обусловленности речевого развития.
9) Между двумястами спортсменами, принимавшими участие в соревнованиях, вскоре установились почти дружеские отношения.
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
оз..рять зап..рает в..негрет ст..ринный диф..рамбы
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
забывч..вый подпрыг..вающий изменч..вый рул..вой раскашл..лся
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Кате вдруг стало обидно за тех людей, которые (НЕ)СЛЫШАТ этой прекрасной музыки.
Не надо сейчас думать о (НЕ)ВЫПОЛНЕННОМ вчера обещании.
Усадьбу окружал вовсе (НЕ)ЧАСТЫЙ высокий забор.
В русском языке есть слова, грамматически (НЕ)СВЯЗАННЫЕ с предложением.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ТАК(ЖЕ) как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего года спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира.
(ПО)ТОМУ туристы с улыбкой и вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (С)НАЧАЛА казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.
(КАК)ТОЛЬКО берега скрываются за горизонтом, корабль ТУТ(ЖЕ) оказывается во власти океана.
14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется одна буква Н.
На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших поздравить его гостей.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите эти предложения.
1) Огонь костра то разгорается то угасает.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые жёлтые и зелёные фонарики.
3) Задумайте любое число и увеличьте его на три.
4) Про воду ветер туманы и мели можно многое рассказать.
5) Однажды вечером сидел я на своей любимой скамье и глядел на реку на холмы да на виноградники.
16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Александр Сергеич (1)
да не слушайте ж (2) вы (3) их!
(5) действительно (6) жалею,
нету вас в живых.
18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.
20. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Особые слова благодарности за тяжёлый труд хочется адресовать медицинским медсёстрам, спасшим во время Великой Отечественной войны миллионы раненых солдат.
Прочитайте текст и выполните задания 21 — 26
(1)Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака?
(2)На мой взгляд, эта утрата была бы более невосполнимой, чем исчезновение в нашей жизни электрического света, ибо потерян был бы важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя. (3)Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому, и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.
(4)Подобно разговорному языку, книга в наши дни не только средство общения людей, не только проводник информации: самое главное, это инструмент проникновения в окружающую действительность, взгляд человека на самого себя как на разумную частицу природы.
(5)Вместе с тем книга — это и констатация вех истории, и одновременно верная память человечества. (6)Что знали бы мы о быте, нравах, умонастроении и характерах людей давно и не так давно ушедших эпох, если бы это прошлое не было сохранено в печатном знаке, способном волшебно восстановить биографию человечества во всех её сложностях, поисках, заблуждениях, открытиях и попытках найти и утвердить смысл бытия? (7)Будущее рождается не только из непосредственного настоящего, оно рождается и из прошлого. (8)Ведь наше современное сознание и наше отношение к настоящему — это результат всего опыта миллионов живших до нас, предельно сжатая и трансформированная сумма их чувств.
(9)Не будь возможности разумом и эмоциями пройти по дальним и ближним дорогам истории, мы оглядывались бы назад, будто в туман и пустоту, утратив начала, а стало быть, и концы, ибо ничего нет и не может быть без великих точек отсчёта.
(10)Книга — это безупречный хранитель духовных ценностей всех веков и всех народов. (11)Это негаснущий источник света, посланный ещё из детства человечества к нам. (12)Это сигнал и предупреждение, боль и страдание, смех и радость, жизнеутверждение и надежда. (13)Это символ превосходства силы духовной над силой материальной, что является высшим достижением сознания.
(14)Книга — это познание развития мысли, философских течений, национально-исторических условий общества, породивших на разных этапах веру в добро, разум, просветительство, свободу, равенство и справедливость.
(15)Многое, неизмеримо многое может объяснить, открыть и подчинить наука, мыслящая категориями понятий, создающая вещи, системы и формулы, но по своей сути наука всё-таки не способна исследовать одно — чувства людей, творить образы людей во времени, что делает в силу своей судьбы литература.
(16)Они близки, наука и искусство. (17)Они познают даже близкие сферы — возможности человека в этом мире, — и вместе с тем инструмент познания различен. (18)Например, «Одиссею» Гомера, русскую одиссею Льва Толстого «Война и мир» или наши современные одиссеи «Тихий Дон» Михаила Шолохова, «Хождение по мукам» Алексея Толстого немыслимо заключить в формулу, подобно тому как это можно сделать в науке после открытия какого-либо закона Вселенной.
(19)Искусство — это историческая энциклопедия человеческих ощущений, противоречивых страстей, желаний, взлётов и падений духа, самоотверженности и мужества, поражений и побед.
(20)Человек, раскрывающий книгу, всматривается во вторую жизнь, как в глубинную сферу зеркала, ища собственного героя, ответы на собственные мысли, невольно примеряя, скажем, чужую судьбу и чужое мужество к личным чертам характера, сожалея, сомневаясь, досадуя, смеясь, плача, сочувствуя и соучаствуя, — и здесь начинается воздействие книги. (21)Всё это и есть «заражение чувствами», по выражению Льва Толстого.
(22)В судьбе почти каждого печатное слово сыграло неповторимую роль, и величайшего сожаления достоин тот, кто не был в плену серьёзной книги. (23)Тем самым он обеднил себя, отринув вторую действительность, второй опыт, наконец.
(По Ю. В. Бондареву)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Печатный знак стал символом превосходства материального над духовным.
2) Читая книгу, человек примеряет чужой жизненный опыт на себя.
3) «Заражение чувствами», по мнению Л. Н. Толстого, опасно для человека.
4) Сознание современного человека — это результат всего опыта живших до нас людей.
5) Поскольку наука и искусство близки, инструменты познания у них одни и те же.
22. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.
1) В предложениях 1-3 представлено рассуждение.
2) Предложение 8 содержит обоснование того, о чём говорится в предложении 7.
3) В предложении 9 представлено повествование.
4) В предложении 18 представлено описание.
5) Предложение 21 противопоставлено по содержанию предложению 20.
23. Из предложений 20-23 выпишите книжное слово со значением «не приняв, отказав в получении чего-либо».
24. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 18 связано с предыдущим.
25. «Особый приём — (А)___ (предложения 1-3) — помогает автору вовлечь читателя в беседу. Рассуждая о книгах, Ю. В. Бондарев использует такой приём, как (Б)___ (предложения 11-13). Эмоциональную окраску текста создают различные лексические средства, например (В)___ («чувство» — «разум» в предложении 2, «дальним» — «ближним», «начала» — «концы» в предложении 9), а также тропы, такие как (Г)___ («будто в туман и пустоту» в предложении 9, «как в глубинную сферу зеркала» в предложении 20)».