Как яндекс видит пробки на дорогах
Перейти к содержимому

Как яндекс видит пробки на дорогах

  • автор:

Sorry, you have been blocked

This website is using a security service to protect itself from online attacks. The action you just performed triggered the security solution. There are several actions that could trigger this block including submitting a certain word or phrase, a SQL command or malformed data.

What can I do to resolve this?

You can email the site owner to let them know you were blocked. Please include what you were doing when this page came up and the Cloudflare Ray ID found at the bottom of this page.

Cloudflare Ray ID: 802769fc0b670350 • Your IP: Click to reveal 86.107.21.84 • Performance & security by Cloudflare

Почему «Яндекс.Пробки» могут ошибаться и как высчитываются баллы городских пробок

Почему «Яндекс.Пробки» могут ошибаться и как высчитываются баллы городских пробок

Журналисты разобрались, как сервис «Яндекс.Пробки» собирает информацию о загруженности дорог, присваивает пробкам баллы и борется с дезинформацией на картах.

— Откуда Яндекс знает о пробках?

Водители, которые пользуются «Яндекс.Картами», и сам сервис образуют такую себе экосистему: водители сообщают сервису о локальных пробках и ДТП (как это делается — далее в тексте), а потом сами же потребляют эту информацию.

Данные о том, где и с какой скоростью едет автомобиль, передает по GPSу навигатор или смартфон. По этой причине на карте могут быть некоторые погрешности — получается, что дедушку на «Жигулях», у которого нет смартфона, «Яндекс-Карты» не увидят, а если таких дедушек на дороге много, то зеленая линия на карте может вполне обернуться затором в реальности.

Затем сигнал, полученный от водтительского смартфона, обрабатывает специальный робот «Яндекса» – с помощью определенных алгоритмов робот выясняет, передала ли сигнал именно машина — ведь пользоваться сервисом могут и пешеходы, и велосипедисты.

Если с одной улицы поступает много сигналов – Яндекс определяет, что там образовалась пробка. Если сигнал один (или несколько) – пробку, конечно, же на картах сразу не рисуют. Ведь автомобилист, например, может искать место, где припарковаться.

— Как считают баллы?

Шкала баллов у Яндекса разрабатывалась под каждый город отдельно. Что для Киева пробка – для Москвы может быть небольшой тянучкой. Присваивает баллы пробкам робот. Он высчитывает эталонное время, за которое автомобиль должен преодолеть ту или иную дорогу. Насколько отличается реальное время преодоления того или иного маршрута от идеального – и есть пробочный балл. Кстати, при расчете балла «Яндекс.Пробок» в расчет берут только оживленные дороги — тупики и переулки отбраковываются.

— Как часто обновляются показания карт?

С карманных устройств или с навигаторов «Яндекс.Карты» обновляются раз в две минуты, а на сайте — чуть реже. Это объясняют тем, что пока пользователь выключит компьютер, соберется и выйдет из дома, пройдет достаточно много времени, и ситуация на дорогах может значительно измениться. А вот в дороге автомобилистам нужны самые свежие данные – это поможет им объехать возникающие пробки.

— Могут ли юзеры отмечать аварии и дорожные события «от балды»?

Как рассказывают эксперты «Яндекса», отметить дорожное событие на карте может любой автолюбитель (или пешеход), но у каждого события есть определенный рейтинг: если он низкий, значок ДТП быстро исчезает с карты. Рейтинг событию присваивают другие автомобилисты. Допустим, едет водитель по дороге с навигатором и видит, что на карте в навигаторе на этом месте авария, а на самом деле ее нет. Автолюбитель отмечает, что это событие неактуально или неправдиво. И наоборот – если водители видят указанную отметку, они подтверждают событие, добавляют к нему детали и комментарии. То есть, чем больше людей пользуется этим сервисом, тем более достоверная информация отображается на карте.

У каждого пользователя «Яндекс.Карт» есть собственный рейтинг: тех, чей рейтинг уходит в «минус», банят. Но чтобы тебя забанили, нужно хорошо постараться – например, гонять по ночному городу и отмечать везде аварии.

Как работают «Яндекс.Пробки» и как устроен этот сервис

Как работают «Яндекс.Пробки» и как устроен этот сервис

Для жителя большого города «Яндекс.Пробки» — один из самых полезных и востребованных сервисов. Он позволяет ориентироваться в текущей дорожной ситуации, планировать время на дорогу и строить оптимальные маршруты. Разберемся, как устроен этот сервис и кто учит его так хорошо следить за дорогой.

Если вам лень читать всю статью, то вот коротко о том, как сервис отслеживания пробок получает информацию. «Яндекс. Пробки» учатся и формируют карту пробок благодаря:·

  • пользовательской информации;
  • набору большого массива данных по каждой дороге, улице, перекрестку и т. д.;
  • машинному анализу с помощью самообучающегося алгоритма;
  • построению карты пробок с помощью картографических сервисов.

А теперь разберем все моменты подробнее.

Передача информации от пользователей

Важным элементом в работе Яндекс.Пробок являются все пользователи сервиса. Первоначальную информацию, из которой строится карта пробок, сервис получает от пользователей картографическо-навигационных приложений «Яндекса». Помните, при первом запуске приложения «Яндекс.Навигатор» вам задавали вопрос, хотите ли вы делиться информацией с сервисом? Если вы ответили «Да», значит, тоже принимаете участие в формировании карты. Кроме того, информацию о перемещениях транспортных средств передают многочисленные партнеры «Яндекса». В первую очередь это водители сервиса «Яндекс.Такси» и прочие транспортные компании.

Сведения о ваших перемещениях в обезличенном виде постоянно поступают в общую базу данных сервиса «Яндекс.Пробки». При этом его создатели отмечают, что они не могут определить, от какого конкретно человека поступили данные и на каком автомобиле он перемещается. От пользователя нужна только схема его перемещений. То есть координаты, направление и скорость.

Вся навигационная информация от пользователя формируется с помощью системы GPS. При этом мы не передаем на спутники GPS информацию о своем местонахождении, а наоборот, принимаем на свое устройство сигнал с нескольких спутников. На основании сигнала навигационная программа точно вычисляет наше местоположение. По этой причине чем больше спутников заметно из той точки, где мы находимся, тем лучше. Чем больше сигналов от спутников принято, тем точнее можно найти географические координаты конкретного пользователя.

Анализ полученной пользовательской информации

Весь массив данных от пользователей поступает на анализ. Любой GPS-приемник обладает погрешностью. Поэтому автомобиль, при построении карты, запросто может сместиться на ней в сторону от реального положения, оказавшись, например, на тротуаре, вообще на доме или, что особенно важно, — на параллельной улице. Также среди общего потока информации могут оказаться треки от пешеходов или просто неправильные данные со слишком большой или слишком маленькой скоростью. Например, пользователь остановился, но не из-за пробки, а по другим причинам.

Ввиду всех этих погрешностей данные нужно проанализировать, чтобы свести к соответствию с реальной дорожной ситуацией полученный от пользователя трек перемещений. Для этого требуется сравнить его с треками, полученными на этом участке дороги или улицы от других пользователей. После сравнения данные, которые сильно отличаются от общей картины, отбрасываются.

Формирование карты пробок

После того, как массив данных проанализирован, у сервиса «Яндекс.Пробок» образуется массив данных Big Data, поступающий на отрисовку карты пробок. Каждые две минуты формируется новая карта загруженности городских дорог. Теперь информация о текущей ситуации для каждого участка объединяется в единую схему и формируется в наглядный вид на специальном слое «Пробки» в «Яндекс.Картах» в одноименном мобильном приложении, «Яндекс.Навигаторе» и в десктопной веб-версии. При этом во многих крупных городах не просто создается карта загрузки дорог в зеленом, желтом и красном цвете, но и выставляется оценка загруженности по десятибальнной шкале.

Хотя шкала десятибалльная, оценки для каждого города индивидуальны и, например, то, что в Москве оценивается на загрузку дорог 5 из 10, в Петербурге сервис оценит на 6 из 10. То, что в мегаполисе считается небольшим дорожным затруднением, в другом городе окажется серьезной пробкой. Количество городов, для которых выставляются оценки, постоянно увеличивается.

Получение данных пользователем

Данные посчитаны, и их массив проанализирован. Вся информация объединена, переведена из цифр и графов в наглядный вид и передана в навигационный и картографический сервисы «Яндекса». Теперь пользователи «Яндекс.Карт» и «Яндекс.Навигатора» получают карту с только что обновленным слоем пробок и видят реальную дорожную ситуацию на текущий момент времени.

Более того, навигационное приложение «Яндекс.Навигатор» способно построить маршрут с учетом пробок, так, чтобы по возможности их объехать и потратить на дорогу как можно меньше времени. Круг замкнулся: пользователь, передав вначале информацию в сервис, получил от него сведения, позволяющие планировать маршрут с учетом загрузки дорог.

Как работают Яндекс.Пробки

Как работают Яндекс.Пробки

«Меня часто спрашивают как работают Яндекс.Пробки и каким образом улицы городов закрашиваются в тот или иной цвет, – рассказывает Леонид Медников, руководитель аналитики этого сервиса. – Многие даже в шутку предполагают, что это делается вручную».

Ради интереса в Яндекс.Пробках посчитали, что если бы это действительно делал специально обученный человек, то только для закраски улиц Киева, при скорости 1 км. в 10 секунд, ему бы понадобилось около 3 часов. И это только для обозначения ситуации в данный конкретный момент времени. Для полноценного обеспечения функционирования сервиса с регулярными обновлениями, Яндекс.Пробкам пришлось бы нанять 40 человек, которые были бы вынуждены работать по 24 часа в сутки.

А учитывая, что сервис Яндекса покрывает не только Киев, но и многие города России, а также ряд населенных пунктов Турции, общая потребность в персонале составила бы около 5 тыс. человек. «Что интересно: в Яндексе действительно есть такое количество людей, – говорит Леонид. – Но Яндекс – это не только сервис Пробок, поэтому они, конечно же, занимаются совершенно другими вещами».

Яндекс.Пробки

Текущая зима заставила мониторить состояние автомобильных дорог, пожалуй, даже самых консервативных и ленивых киевлян. Снегопады, праздники, ремонт, аварии и плохие дороги стали основными причинами дорожных заторов.

По данным Яндекс.Пробок, в целом этой зимой ситуация на киевских дорогах была немного сложнее, чем за год до этого.

Специалисты сервиса подтверждают известную истину: больше всего пробок и заторов в Киеве возникает утром, когда люди едут на работу, и вечером, когда возвращаются домой. При этом во второй половине дня ситуация на дорогах обычно сложнее, чем в первой.

Такая неблагоприятная ситуация Яндекс.Пробкам лишь на руку. Статистика косвенно подтверждает это: уже 3-й год подряд количество пользователей сервиса удваивается.

Рано или поздно почти каждый пользователь сервиса задается вопросом: как же Яндекс составляет карту пробок и можно ли ей доверять? Помимо догадки, что вручную, есть мнение, что это делается с использованием видеокамер на дорогах. Но все намного проще и в то же время сложнее.

Яндекс.Пробки

В любом потоке автомобилистов, которые двигаются по дорогам, почти наверняка найдутся пользователи приложений Яндекс.Карты или Яндекс.Навигатор. Их мобильные устройства передают Яндексу информацию об их месторасположении, направлении и скорости движения. Поэтому, если поступает информации о замедлении движения, это может свидетельствовать о заторах.

«Чтобы участвовать в сборе данных, автомобилисту необходимы: подключенное к интернету мобильное устройство (телефон, смартфон, КПК) с GPS-приемником (встроенным или внешним) и установленное на этом устройстве приложение Яндекс.Карты с включенным режимом «сообщать о пробках», – сообщают в Яндекс.Пробках. – Каждые несколько секунд устройство передает свои географические координаты, направление и скорость движения в компьютерную систему Яндекс.Пробок. Затем программа-анализатор строит единый маршрут движения с информацией о скорости его прохождения — трек. Треки поступают не только от частных водителей, но и от машин компаний-партнеров Яндекса (организации с большим парком автомобилей, курсирующих по городу)».

Помимо своих координат автомобилисты могут сообщать сервису дополнительную информацию об авариях, ремонтных работах или других дорожных неприятностях, что также учитывается сервисом при определении степени загруженности той или иной улицы.

Анализатор Яндекс.Пробок

У сервиса Яндекс.Пробки есть так называемый анализатор, который призван ответить на несколько вопросов.

Где ехала машина?

GPS-приемники допускают погрешности при определении координат, что затрудняет построение трека. Погрешность может «сместить» автомобиль на несколько метров в любую сторону, например, на тротуар или крышу рядом стоящего здания. Координаты, поступающие от пользователей, попадают на электронную схему города, на которой очень точно отображены все здания, парки, улицы с дорожной разметкой и прочие городские объекты. Благодаря этой детализации программа понимает, как на самом деле двигался автомобиль. Например, в том или ином месте машина не могла выехать на встречную полосу или поворот был совершен по дорожной разметке, не «срезая» угол.

Яндекс.Пробки

Ехала ли и машина ли?

Чтобы правильно воссоздать картину загруженности дорог, необходимо проверять, соответствует ли трек ситуации на своем участке. Пользователи мобильных Яндекс.Карт могут иногда останавливаться или замедлять движение не из-за пробки, а, например, чтобы купить что-нибудь в киоске или не пропустить малозаметный поворот.

Помимо этого сервисами Яндекса могут пользоваться велосипедисты или пешеходы, которые также могут «спутать карты» Яндекс.Пробкам.

Как ехали другие?

Поэтому, если мимо свободно едут несколько автомобилей с мобильными устройствами, такой трек будет отсеян алгоритмом, потому что не отображает реальную загруженность участка. Чем больше пользователей у сервиса, тем точнее информация о дорожной ситуации. К слову, как утверждает Дмитрий Мельник, менеджер по маркетингу Яндекс.Карт и Пробок в Украине, количество пользователей в Киеве, которые передают данные Яндексу, в среднем за день составляет порядка 50 тыс.

После объединения проверенных треков алгоритм анализирует их и выставляет «зеленые», «желтые» и «красные» оценки соответствующим участкам дорог.

Карта пробок

Далее происходит объединения всей поступающей информации. Каждые две минуты для мобильных устройств и каждые четыре для стационарных, программа-агрегатор собирает информацию, полученную от пользователей мобильных сервисов Яндекса в одну схему. Которая затем «отрисовывается» на слое Пробки Яндекс.Карт.

Яндекс.Пробки

Как считаются баллы Яндекс.Пробок

Шкала баллов настроена по-разному для каждого из городов: то, что в Киеве – небольшое затруднение, в другом городе может стать уже серьезной пробкой и наоборот.

Баллы рассчитываются следующим образом. По улицам каждого города заранее составлены маршруты, включающие в себя основные шоссе и проспекты. При этом данные о второстепенных улицах программой отсекаются как несущественные.

Для каждого маршрута есть эталонное время, за которое его можно проехать по свободной дороге, не нарушая правил. После оценки общей загруженности города программа-агрегатор рассчитывает, на сколько отличается реальное время от эталонного. На основе разницы по всем маршрутам и вычисляется загруженность в баллах.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *