Тормозные диски: менять или протачивать?
В нашей стране очень популярна проточка тормозных дисков, позволяющая устранить поверхностные дефекты. Многие водители считают, что это поможет сэкономить на покупке новых дисков. Так ли это на самом деле? Рассказываем, на что надо обратить внимание при проточке дисков и чего следует опасаться.
Какие проблемы можно решить проточкой дисков
В ряде случаев проточка тормозных дисков действительно может стать более экономичным вариантом, нежели покупка нового диска. Например, с помощью проточки можно решить проблему биения дисков, из-за чего при торможении возникает вибрация. Эта проблема может возникать вследствие деформации от перегрева диска или его коррозии.
Также проточка бывает полезна при появлении у диска так называемой разнотолщинности (DTV) – в этом случае в момент торможения на педаль тормоза передаются удары, водитель их хорошо ощущает. Либо просто идет прерывистое торможение. Подобные нежелательные эффекты происходят, опять же, из-за коррозии или деформации диска, либо из-за переноса части материала с колодок на диск. Еще проточку делают, когда на диске появляются бороздки от колодок. Этот дефект, как правило, не приводит к снижению эффективности торможения, но сильно портит внешний вид диска. Если же колодки меняются на новые, то такой диск потребует их более долгой приработки, плюс возможно появление посторонних шумов.
А вот когда на дисках появляются зоны перегрева — так называемые «горячие точки» (hot spots), устранить проблему проточкой довольно сложно. Суть в том, что такой тормозной диск может иметь идеальную геометрию в холодном состоянии, но деформироваться при торможении на высоких скоростях. Кроме того, на некоторых участках диска его материал из «обычного» чугуна превращается в намного более твердый цементит или мартенсит. Не всякий резец для проточки способен устранить эти очень твердые зоны. Поэтому в таких случаях придется произвести замену диска.
Способы проточки
Проточка диска может быть произведена двумя способами. Самый распространенный – когда тормозной диск с помощью специального переносного оборудования точится прямо на автомобиле, на своей родной ступице. Тогда он становится идеально ровным относительно оси машины.
Второй способ – проточка снятого с автомобиля диска на стенде или токарном станке. Это ювелирная работа, с точностью до сотых долей миллиметра, однако не столь совершенная в плане «подгонки» к оси автомобиля. Чтобы было понятно, какие там измерения, скажем, что разнотолщинность диска – это разница отклонения толщины рабочего кольца в 0,01 мм. А торцевое биение рабочего кольца не должно превышать 0,05 мм. Это значит, что станок для проточки диска должен обеспечивать точность работ в пределах данных величин. Только в этом случае после проточки на стенде диск будет как с завода, только немного тоньше.
Иными словами, в первом случае мы получим более «кривой» диск, но идеальный для вашего авто. А во втором случае – безупречно ровный диск, но, возможно, не идеальный для вашего авто. Поэтому если вы не собираетесь этот диск ставить на другой автомобиль, либо менять его положение на ступице, можете спокойно протачивать его первым способом.
Инспекция ступицы
Даже самый ровный в мире тормозной диск не поможет, если со ступицей, на которой он устанавливается, не все в порядке. По нашим оценкам, значение биения ступицы не должно превышать 0,03 мм. В противном случае протачивать диск необходимо непосредственно на ступице, только таким образом можно будет компенсировать итоговое биение установленного диска.
И конечно, перед измерением, а также перед установкой нового тормозного диска ступица должна быть предельно тщательно очищена от грязи и ржавчины – до чистого металла!
Ступица колеса до проведения её очистки В таком состоянии должна быть ступица перед установкой нового тормозного диска
Не забываем про шероховатость
Среди автолюбителей возникает много споров относительно гладкости поверхности дисков после проточки. Самый идеальный вариант – использовать при проточке спецификации производителя конкретного автомобиля. Если же такая информация недоступна, можно воспользоваться значением максимально допустимой шероховатости по спецификации Nisshinbo: она не должна превышать Ra 3,2 (Ra – параметр шероховатости профиля, показывает среднеарифметическое отклонение профиля)
Оценка толщины диска
Перед проточкой диска нужно оценить его толщину и сколько ему осталось до минимально допустимого значения. Мастер, осуществляющий проточку диска, должен четко понимать, сколько он своей работой снимет металла. Нередко мастера пренебрегают допустимыми параметрами, из-за чего после проточки диск доходит до минимального значения допустимой толщины или даже тоньше, что недопустимо. Это означает выброшенные на ветер деньги автовладельца. Обязательно учитывайте значение минимальной толщины тормозного диска, установленное автопроизводителем! Также информацию об этом параметре можно найти в фирменном онлайн-каталоге Nisshinbo в описании к каждому диску.
Если после проточки диск будет слишком тонким, это может вызвать перегрев диска и колодок, потеряется эффективность торможения. При нагреве с большей вероятностью будут возникать его деформации, вплоть до мелких волн, повторяющих рисунок вентиляционных каналов. Может появится скрип при торможении. Но самая большая опасность – возникновение на диске трещин, что может однажды повлечь его разрушение при торможении. Поэтому к проточке дисков надо относится очень серьезно, с соблюдением всех требований. Излишняя экономия может привести к серьезным последствиям, а ведь на кону стоит ваша безопасность!
Зачем и когда нужно протачивать тормозные диски: признаки износа
Тормозной диск — это главный компонент тормозной системы, благодаря которому автомобиль или другое ТС приостанавливается или полностью прекращает движение.
Тормозная система включает в себя тормозной диск или ротор, который располагается на автомобильной оси и суппорт, внутри которого установлена пара неподвижных тормозных колодок. Колодки давят на диск с обеих сторон, чем создают трение и последующую остановку автомобиля.
Тормозные диски производят двух видов: обычные вентилируемые диски (гладкие) и перфорированные (с доп. отверстиями).
Только налаженная деятельность тормозных дисков, геометрия которых не нарушена, дает возможность уменьшить тормозной путь и свести на нет появление вибрационных воздействий на руль и на педаль тормоза в автомобиле.
Чтобы работа тормозных дисков была максимально эффективной и безопасной, следует периодически делать услугу проверка тормозных дисков, чтобы не упустить тот момент, когда тормоз неисправен и может стать причиной негативных последствий для водителя. В зависимости от поломок, проводится как замена тормозных дисков, так и проточка тормозных дисков.
Кривые диски в отличие от ровных заметно удлиняют тормозной путь автомобиля. Например, при движении машины в 120 км/ч, тормозной путь с деформированными дисками увеличится на 10–20 метров. Хоть в этом варианте мы говорим о довольно высокой скорости, разница весьма значительная. Если брать езду по городу, конечно разница будет не такая большая, но иногда чтобы избежать ДТП, чрезмерную значимость приобретает любой сохраненный метр пути.
К тому же, у большей части машин имеется Антиблокировочная система (АБС), Противобуксовочная система (ПБС) и система динамической стабилизации. В указанных системах взаимодействуют между собой тормозной диск и колодка, пара которая подтормаживает одно или другое колесо во время разгона, при торможении, при заносе.
Деятельность вышеуказанных систем предполагает правильное техсостояние тормозных дисков и колодок. Ежели тормозная система утрачивает эффективность, то эффективность тех значимых систем так же падает. Работоспособность становится жесткой, нечеткой или полностью прекращается.
Во время трения, износу подвергаются как диск, так и колодка. Но, изношенные тормозные диски приведут к быстрейшему стиранию колодок, нежели новые тормозные диски. Допустим, изготовитель заявил, что нужно менять колодки через 40–50 тыс. километров, а замена потребуется через 10, то есть интервал замены тормозных колодок уменьшится.
Замена колодок без проточки тормозных дисков послужит тому, что машина будет слабо тормозить. Это происходит вследствие того, что поверхность колодок гладкая, а дисков шероховатая и неровная. Причем пока первые не притрутся — торможение не улучшится. Проточка либо замена тормозных дисков необходима когда геометрия будет нарушена. Преимущественно замена тормозных дисков происходит после 80 тыс. км. Но точнее срок указан в техдокументации отдельной модели авто.
Признаки износа тормозных дисков
Износ тормозных колодок равно как износ тормозных дисков предопределяется в то время пока автомобиль едет и при внешнем контроле открученного колеса.
Когда вибрирует педаль тормоза при торможении и автомобиль в целом — это основной показатель проблем с системой тормозов. Как определить износ тормозных колодок в движении описано ниже:
- если при резком торможении слышатся странные звуки (скрип, треск, дребезжание и др.) значит тормозные колодки затрагивают тормозной диск и способствуют его износу. Также это может случиться когда колодка и диск не подходят друг другу, или тормозные колодки произведены из низкого качества материалов,
- если нажимать на педаль тормоза очень мягко, образуются провалы или наоборот блокируется, это говорит о чрезмерном износе тормозных колодок,
- долгий тормозной путь,
- горит датчик износа тормозных колодок на панели приборов в авто, который сообщает о необходимой замене,
- если придавливая педаль тормоза происходит блокирование одного либо пары колес, значит тормозные диски имеют задиры. Необходима проточка либо замена дисков и колодок,
- когда машину на большой скорости при нажатии на тормоз уводит в стороны/крутит на сухом пути,
- перемены на этапах торможения и биение руля — деформация тормозного диска в процессе,
- вибрирование и визжание тормозов означает усиленный износ накладок на тормозных колодках, износ тормозных барабанов или появление задир на тормозных дисках,
- недоступность обратного хода педали тормоза свидетельствует о пригорании колодок к дискам, полное отсутствие торможения,
- уровень тормозной жидкости ниже обычного.
Индикатор износа тормозных дисков когда колесо снято:
- синюшная поверхность диска говорит о процессе окисления,
- трещины, впадины, бугры и др. неровности на диске являются нешуточной поломкой. Если не произвести ремонт/замену дисков, то случится полное разрушение тормозной системы, за которой последует ее дорогой ремонт,
- если при прокручивании диска, обороты получаются овальные, присутствует коробление диска. Также округлость тормозного барабана хорошо определяется по протектору шин, на это указывает неровный износ рисунка.
Все вышеописанные признаки являются непрямыми. Допустимая выработка тормозного диска определяется измерением толщины и степени износа.
Во избежание появления данных признаков, приобретайте только высококачественные тормозные диски и другие составляющие тормозной системы, а также регулярно проходите ТО автомобиля — особое внимание уделяя состоянию подвески и тормозной системы. Исправные тормоза это безопасность Вас и Ваших пассажиров.
Когда нужно протачивать тормозные диски
Проблемы с тормозной системой довольно часто появляются у автомобилистов, и самое неприятное, что их сложно обнаружить вовремя. В итоге приходится делать срочный ремонт, который обходится намного дороже чем того хотелось бы.
Проточить тормозные диски своими руками реально, проточка позволит не менять тормозные диски на новые, к тому же существенно сохранит бюджет. Но лучше будет доверить эту услугу профессионалам, тормозная система ошибок не терпит.
Перед тем, как начать протачивание тормозных дисков, нужно убедиться, что дискам вообще этот ремонт необходим. Имеются некоторые поломки, при наличии которых ремонт бессмыслен и тогда нужна замена тормозных дисков. К ним относятся сильные трещины и сколы в основании тормозных дисков. Они вызывают большую опасность для водителя, ведь диск может в скором времени разрушиться, что приведет к заклиниванию колеса или в худшем варианте откажут тормоза.
А вот не очень глубокие трещины можно проточить, разумеется по окончанию также делается диагностика тормозной системы.
Осмотрительно нужно делать ремонт тормозных дисков, у которых толщина, заявленная изготовителем минимальная. Ввиду того, что толщина тормозных дисков небольшая, и такой диск будет нагреваться до максимального значения быстрее, важно не упустить момент нужной температуры. Если значение будет превышено — эффективность работы тормозов будет снижена.
Поэтому перед тем как проточить тормозные диски, вначале определяется толщина, какая получится на выходе после проведенного ремонта по проточке. Допустимая толщина тормозных дисков — без вентиляции (0,8–0,9 см), с вентиляцией — до 0,5–0,6 см.
Когда эти условия выполняются, совершается проточка тормозных дисков на токарном станке.
После того, как сделана проточка, машину желательно использовать в щадящем режиме. Автомобиль первые 50 километров не должен применять резкое торможение, во время и после дождя следует водить авто потише, избегать попадания в глубокие лужи.
Если пренебрегать назначениям, тормозной диск скоро деформируется и восстановление тормозных дисков придется делать заново. Ко всем действиям, связанным с ремонтом машины, нужно подходить не спеша и с особой ответственностью.
Читайте так же нашу новую статью о том, когда и как менять тормозные диски.
Что такое проточка тормозных дисков и зачем она нужна?
Проточка тормозных дисков или процедура также известная как обточка или расточка – это процесс удаления тонкого слоя металла с поверхности тормозных дисков с помощью специального токарного станка. Проточка выполняется с целью восстановления ровной и гладкой поверхности дисков, которая может быть повреждена из-за износа, неравномерного износа колодок или появления биений.
Какие цели у проточки тормозных дисков?
Прежде всего такую процедуру проводят для того чтобы устранить неровности. Из-за использования тормозов и трения колодок о диски могут появиться небольшие неровности или биения на поверхности дисков. Это может привести к вибрациям, дрожанию руля при торможении и ухудшению тормозных характеристик. Такая процедура как ремонт авто и проточка дисков позволяет удалить эти неровности и восстановить плоскую поверхность.
Кроме того, среди причин проводить проточку и улучшение сцепления. Ровная поверхность тормозных дисков обеспечивает более точное и эффективное сцепление с тормозными колодками. Это способствует лучшей работе тормозной системы и сокращает тормозной путь автомобиля.
А еще проточку проводят с целью повышения безопасности. Проточка тормозных дисков помогает поддерживать надлежащую работу тормозной системы, что является ключевым фактором для безопасного вождения. Улучшенные тормозные характеристики и надежное сцепление между дисками и колодками повышают способность автомобиля к остановке.
Кому доверить проточку тормозных дисков?
Важно отметить, что проточка тормозных дисков, точно также, как и ремонт ходовой части автомобиля с другими ремонтными работами, должна быть проведена только профи с опытом такого рода работ. К примеру, вы всегда можете обратиться в автосервис Гепард, где квалифицированные специалисты предлагают проведение огромного перечня работ и все на наивысшем качестве.
Зачем нужна проточка тормозных дисков?
Даже люди, которые не ездят за рулем, прекрасно осведомлены о том, насколько важно, чтобы тормозная система автомобиля была исправна. Ведь от этого напрямую зависит безопасность водителя, пассажира, других участников дорожного движения и, нередко, случайных людей, перебегающих дорогу.
Тормозная система является одной из самых быстроизнашиваемых, даже в очень качественных автомобилях. Это неудивительно, ведь на нее регулярно оказываются серьезные нагрузки. Тормозные диски деформируются, что существенно ускоряет их износ.
Стоимость новой тормозной системы достаточно высокая, но не стоит покупать ее, ведь можно осуществить проточку дисков в автомастерской в разы дешевле. Такую услугу, как проточка дисков Минск и многие другие города предлагают в лице крупных и небольших мастерских. Очень важно обратиться в хорошую автомастерскую, оказывающую такого рода услуги не первый год, заказать проточку можно, например, здесь.
Благодаря современным технологиям, высокоточному оборудованию, проточку дисков теперь можно осуществить в максимально короткие сроки, всего за час. Причем, сами диски и вовсе не требуется снимать с автомобиля. Устройства с помощью которых осуществляется проточка, управляются компьютерной программой, которая обеспечивает ювелирную точность работ. Качественная проточка позволяет сократить тормозной путь, снизить изнашиваемость тормозных колодок и продлить жизнь всей системе,
Стоимость данной услуги относительно невысокая и она в разы дешевле покупки и установки новой тормозной системы. Поэтому время от времени не помешает осуществлять проточку дисков. Понять, что время пришло, любой водитель сможет самостоятельно, если заметит первые неполадки в работе системы или увеличение тормозного пути. Лучше перестраховаться и повысить собственную безопасность, как и других участников дорожного движения.