Как выглядит трещина на тормозном диске
Перейти к содержимому

Как выглядит трещина на тормозном диске

  • автор:

Тормозные диски: трещины на перфорации – можно ли ездить?

Так больно видеть, когда некогда новая, купленная за немалые деньги вещь теряет свой товарный вид. Как следствие – расстройство, обиды и потерянные нервы. Однако, так ли важные декорации, когда речь идет о машиностроении: деталях и узлах, чье призвание служить человечеству своими техническими характеристиками?

В Интернете немало фото и споров вокруг эксплуатации тормозных дисков, а именно – возникающих трещинах в процессе пользования. Чаще всего, конечно, речь о перфорированных тормозных дисках, но мы сегодня рассмотрим вопрос в более широкой его трактовке. Трещины на тормозных дисках – есть ли повод для переживаний?

Установка перфорированных тормозов это не только отличный визуальный эффект, это, прежде всего, повышение эксплуатационных свойств пары «диск-колодка». Мы уже рассматривали в деталях функциональность этого решения, поэтому здесь останавливаться не будем. Если перфорированные тормозные диски используются в достаточно жестких дорожных условиях: подвергаются резким перегревам и интенсивным механическим нагрузкам, вокруг отверстий перфорации могут возникнуть микротрещины длиной 3-6 мм. Повод беспокоиться?

Отнюдь. В машиностроительной практике микротрещины считаются следствием нормального естественного износа тормозного диска. Природа диска такова, что чугун (из которого, кстати сказать, изготовлены 99% «блинов»), при неравномерном нагреве или охлаждении может давать деформации. Если очаги перегрева локальны, то следствием такого перегрева может стать появление микротрещин. И неважно – перфорированный у вас диск или гладкий: если перегрев случился – трещины появятся в любом случае. Разница лишь в том, что у перфорированного диска трещины концентрируются вокруг отверстий, в то время как у гладкой болванки – трещины расползаются по всей поверхности диска. На постсоветском пространстве, к сожалению, законодательство и органы стандартизации никак не регламентируют этот момент, но вот продвинутая Европа имеет нормативы. В соответствии с директивой TÜV NORD «Требования к испытываемым специальным и идущим для замены тормозным дискам и барабанам для транспортных средств» допустимы следующие максимальные величины трещин:

Максимальна длина: 0,5 x ширина тормозного диска

Максимальная ширина: 0,2 мм

Максимальная глубина: 0,2 мм

Таким образом, если трещина на диске не превышает указанных норм – повода переживать нет никакого. Наличие микротрещин никакого влияния на эксплуатационные свойства тормозного диска и колодки не оказывает и целостности не нарушает.При условии, что нет других причин для беспокойства. Например, биения в руль при торможении.

На этих фото вы видите тормозные диски в нормальном рабочем состоянии. Эти микротрещины не представляют опасности и не влияют на процесс торможения.

Другое дело, бывают ситуации действительно критические, но их частота не превышает одного случая на десять тысяч. Заводской дефект литья либо чрезмерные температурные нагрузки могут стать причиной трещины, несовместимой с дальнейшей эксплуатацией. Она резко отличается от вышеизложенных случаев тем, что данная трещина не изолирована на поверхности диска, а берет свое начало от края диска, и имеет сквозную глубину. При обнаружении такого дефекта эксплуатировать такие диски категорически нельзя. Подробнее фото.

В целом же, правильная притирка новых тормозов и регулярная профилактика – помогут свести к минимуму вероятность появления неприятностей с тормозной системой вашего авто.

Топ-13 неисправностей тормозных дисков

Тормозные диски — важная часть тормозной системы автомобиля. От их надёжной работы зависит безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

В этой статье мы перечислим 13 самых распространённых неисправностей тормозных дисков:

1. Перегрев фрикционных поверхностей;

2. Чрезмерная тепловая нагрузка;

3. «Глазурь» на поверхности колодки;

4. Повреждение поверхности диска;

5. Появление ржавчины на диске;

6. Появление ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки;

7. Загрязнение монтажной поверхности;

8. Появление трещин на ступице;

9. Заклинивание суппорта или направляющего поршня;

10. Биение ступицы;

11. Неравномерный износ тормозных колодок;

12. Неправильная установка;

13. Неправильная сборка суппорта или тормозных колодок.

1. Перегрев фрикционных поверхностей

Накладка тормозной колодки не отделяется от тормозного диска и прокручивается

Проблема: Тормозная колодка не отпускает диск в конце торможения, что приводит к перегреву тормозной системы.

Причины:

• Тормозной поршень застрял в суппорте,

• накладка тормозной колодки сидит слишком плотно,

• спуск с горы на выжатом тормозе.

• Появление шума и скрипа при торможении,

• деформация диска и появление вибрации вследствие этого,

• разрушение фрикционной поверхности диска,

• снижение эффективности торможения.

2. Чрезмерная тепловая нагрузка

Трещины на тормозном диске

Проблема: На роторе появляются синие области и трещины.

Причины:

• Агрессивное вождение,

• резкие и частые торможения, которые увеличивают тепловую нагрузку на ротор.

• Появление шума и вибрации при торможении,

• снижение эффективности торможения.

3. «Глазурь» на поверхности колодки

Глазурь на поверхности колодки

Проблема: Фрикционная поверхность дика как будто покрыта глазурью.

Причины:

• Резкое повышение температуры колодок в короткое время,

• агрессивное торможение в период притирки колодок.

• Временное снижение эффективности торможения.

4. Повреждение поверхности диска

Бороздки и канавки на тормозных дисках

Проблема: Вмятины и выбоины на диске, появление бороздок.

Причины:

• Между диском и тормозной колодкой попала грязь, дорожный реагент, камень,

• развивается коррозия,

• низкокачественный материал накладки тормозных колодок,

• чрезмерная нагрузка на тормозную систему.

• Появление шума и скрипа при торможении,

• снижение эффективности торможения.

5. Появление ржавчины на диске

Слой ржавчины на тормозном диске

Проблема: Появление слоя ржавчины на диске.

Причины:

• Влияние дорожных реагентов,

• долгий простой на стояночном тормозе,

• поршень застревает в суппорте или не возвращается полностью во втянутое положение.

• Появление шума и вибрации при торможении,

• снижение эффективности торможения,

• перегрев дисков и колодок.

6. Появление ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки

Слой ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки

Проблема: Появился слой ржавчины между тормозной накладкой и основанием колодки.

Причины:

• При торможении колодка застревает в суппорте, пластина сгибается, фрикционный материал трескается и появляется ржавчина, которая отделяет фрикционную накладку от пластины.

• Появление скрипа при торможении,

• ощущение «мягкости» педали,

• снижение эффективности торможения.

7. Загрязнение монтажной поверхности, вмятины и коррозия

Загрязнение монтажной поверхности, вмятины и коррозии

Проблема: Невозможна плоскопараллельная установка.

Причины:

• Попадание грязи, ржавчины или посторонних предметов между ступицей и диском.

• Неравномерный и преждевременный износ колодок и диска,

• появление вибрации при торможении,

• снижение эффективности торможения.

8. Появление трещин на ступице вокруг отверстий для болтов

Трещина вокруг отверстий для болтов на центральной части тормозного диска

Проблема: Появление трещин вокруг отверстий для болтов на центральной части диска.

Причины:

• Диск и центральная часть не выровнены плоскопараллельно и невозможно правильно затянуть гайки и болты,

• чрезмерное усилие при затяжке гаек и болтов.

• Появление шума и вибрации при торможении.

9. Заклинивание суппорта или направляющего поршня

Неравномерный износ тормозных колодок

Проблема: Неравномерное истирание колодки. На внешней колодке фрикционного материала заметно меньше.

Причины:

• По окончании торможения внешняя колодка продолжает прижиматься к диску,

• заедает суппорт или направляющие поршня.

• Преждевременный износ колодок,

• автомобиль ведёт в сторону при торможении.

10. Биение ступицы

Схема ступицы в разрезе

Проблема: Ассиметричный износ рабочих поверхностей и появление сине-чёрных пятен.

Причины:

• Тормозной диск неровно прилегает к ступице колеса,

• неправильно расположены функциональные оси,

• ступица колеса неправильно расположена по отношению к тормозному суппорту.

• Появление шума и вибрации при торможении,

• биение в руль,

• преждевременный износ узлов,

• снижение эффективности торможения.

11. Неравномерный износ тормозных колодок

Накладка больше изношена с левой стороны колодки, чем с правой

Проблема: Тормозная колодка неравномерно прижимается к диску.

Причины:

• Накладка тормозной колодки сидит слишком плотно,

• колодки неправильно установлены при монтаже,

• тормозной суппорт неправильно установлен при монтаже,

• сдвинулась противоскрипная накладка.

• Появление шума и вибрации при торможении,

• биение в руль,

• преждевременный износ тормозных колодок,

• снижение эффективности торможения.

12. Неправильная установка

Поверхности контакта центральной части тормозного диска и ротора искривлены; трещины вокруг отверстий

Проблема: Поверхности контакта центральной части диска и ротора искривлены, появились трещины вокруг отверстий.

Причины:

• Слабая и неправильная затяжка болтов при установке.

• Появление вибрации при торможении.

13. Неправильная сборка суппорта или тормозных колодок

Неравномерный износ тормозных колодок и ротора

Проблема: Фрикционная поверхность тормозных колодок и ротора изношены неравномерно.

Причины:

• Неправильно установлен суппорт или тормозные колодки,

• тормозные колодки расположены под углом относительно поверхности ротора.

• Появление вибрации при торможении,

• снижение эффективности торможения.

Устранение шумов и скрипов

Скрипы и шумы при торможении сопровождают практически все перечисленные выше неисправности. Они указывают на износ тормозных дисков или колодок, на проблемы со смазкой, проточкой или чистотой ротора. Чтобы они не появлялись раньше регламентного срока обслуживания тормозной системы, мы рекомендуем следующее:

• Содержите тормозные колодки в чистоте. Просите внимательно осматривать состояние колодок и дисков не только при их регламентной замене, но и при сезонной замене шин.

• Смазывайте все подвижные части суппорта — так они не скрипят при контакте друг с другом.

• Смазывайте обе стороны тонких прокладок между поршнем и колодкой. Но будьте внимательны! Смазку нельзя наносить на фрикционные поверхности колодок и дисков.

• Если используете тормозные колодки с жёстким фрикционным материалом, рассмотрите возможность замены их на более мягкие колодки.

• Используйте противоскрипные наклейки, которые клеятся на колодку и уменьшают шум при торможении.

Простой подбор тормозных колодок и дисков

Купить тормозные колодки и диски в AUTO3N можно в два клика. Подберите их по VIN, марке и модели автомобиля, по производителю или по техническим характеристикам, а мы доставим заказ в любую точку России.

Почему при торможении бьет руль?

Добрый день. Из этой статьи вы узнаете почему при торможении бьет руль и как это исправить.

Ни для кого не секрет что в России средний возраст автомобиля 15-20 лет, естественно, почти все старые машины имеют те или иные «болячки». Одной из типовых неисправностей является вибрация руля при торможении.

На большинстве автомобильных сайтов вы найдете десятки причин, почему при торможении бьет в руль, но на самом деле причин того, что руль бьет при торможении всего две!

Дело в том, что во всех остальных случаях руль будет бить постоянно, а не только при торможении.

Кривые тормозные диски.

Выглядят они вот так:

гнутый тормозной диск - видны пятна контакта

Причина кривизны тормозных дисков – старые диски низкого качества перегретые при торможении.

Физика работы тормозов – использование силы трения для снижения кинетической энергии. При трении неизбежно выделяется тепло.

Как вы знаете, металлы при нагревании расширяются, но это не страшно, страшно, что диск нагревается неравномерно! Пока диски и колодки новые, они будут равномерно притираться друг к другу, но по мере износа колодок и дисков в итоге получается вот такая картина:

Если на такой диск поставить новые колодки, он начнет перегреваться неравномерно (где остаточная высота диска больше там нагрев будет выше!). итог при длительном торможении диск локально перегреется и деформируется.

И при каждом следующем торможении вы будите получать противное биение руля.

Как это исправить – заменить тормозные диски.

Как это предотвратить – своевременно менять тормозные диски, колодки, и начать ездить медленнее (кстати, и топливо сэкономите).

Чем опасны кривые тормозные диски?

Все очень просто – кривые тормозные диски снижают эффективность торможения, и у автомобиля увеличивается тормозной путь. Но это не так страшно, как страшна потеря управления из-за биения на руле.

Трещины в тормозных дисках.

Выглядят они вот так:

тормозной диск треснул от износа

тормозной диск треснул от попадания воды

Причин появлений трещин всего две:

  • Запредельный износ тормозных дисков. Для любого автомобиля производитель устанавливает минимальную остаточную толщину диска. В России часто просто стачивают образовавшийся буртик и продолжают эксплуатировать изношенный диск. При чрезмерном износе диску просто не хватает прочности и он трескается.
  • Попадание холодной воды на перегретый диск. Все видели русскую печь, и все знают, что при попадании на горячую печь ледяной воды – она может треснуть. Но одно дело чугунная печь, а другое дело – стальной, а, то и керамический тормозной диск. Но физика то у процесса одна! У воды очень большая теплоемкость и она эффективно может охладить перегретый тормозной диск, а при местном охлаждении неизбежно возникнет механическое напряжение и диск треснет.

Естественно на тормозных дисках с трещинами ездить совершенно не безопасно и их необходимо срочно заменить.

На сколько опасны трещины в тормозных дисках? Можно ли ездить с трещиной в диске?

Вообще ответ – можно… Можно вообще все, но некоторые вещи один раз! И езда на треснутых дисках это тот самый пример. Треснутый тормозной диск при «удачном» стечении обстоятельств заблокирует колесо, и вы в лучшем случае улетите с дороги и разобьете автомобиль, а в худшем окажитесь в инвалидном кресле.

Почему бьет руль при барабанных тормозах?

Большинство грузовых автомобилей и старые легковые автомобили используют барабанные тормоза. Причины биения там ничем не отличаются только – кривые или треснутые барабаны. Лечится точно также – заменой.

Предлагаю также посмотреть вот это видео:

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью раскрыла тему, почему при торможении бьет руль. Если у вас остались вопросы, или вы хотите дополнить статью – пишите их в комментарии.

Ремонт дисковых тормозов: нюансы и советы профессионалов

Вибрация педали тормоза, появление характерного писка в тормозных колодках, заклинивание суппорта — что с этим делать и как избавляться от этих неприятных явлений? Про ремонт дискового тормоза, особенности и технологию мы расскажем в нашей статье.

Принцип работы дискового тормоза

Принцип работы дискового тормоза

Общий принцип торможения автомобиля основывается на взаимодействии тормозных колодок с тормозными дисками, в результате трения которых кинетическая энергия вращения колес преобразуется в тепловую энергию. Автомобиль в итоге замедляется и безопасно останавливается под полным контролем со стороны водителя.

Изначально тормозной диск представлял собой металлическую пластину, принудительно обдуваемую для охлаждения дискового тормозного механизма. Других средств теплоотвода не было. Позже специалисты выяснили, что качественно реализованный теплоотвод способен снизить температуру поверхности диска в процессе торможения и одновременно повысить эффективность тормоза. Для решения этой задачи на рабочей поверхности дискового тормоза проделали отверстия и подвели отдельные вентиляционные каналы.

Кроме этих каналов для дополнительного охлаждения используются определенные, чаще всего спицевые колесные диски и специальные воздухозаборники, размещаемые в передних элементах корпуса автомобиля — в бампере, передних крыльях, диффузорах. Благодаря перфорации также облегчается ремонт и очистка тормозных дисков от грязи и пыли. На эффективность дисковых тормозов влияет качество притирки колодок к дискам. Как правило, для правильной их приработки необходимо проехать первые 500-1000 км, во время которых не следует резко тормозить и подолгу нажимать на педаль тормоза.

Работа дискового тормоза

Работа дискового тормоза подразумевает значительные нагрузки на тормозной диск, поверхность которого из-за постоянного трения и высоких температур со временем изнашивается. Диск становится тоньше, на его рабочей поверхности появляются неровности. Все это может привести к неприятным последствиям и последующему ремонту дискового тормоза. Износ же тормозных колодок происходит гораздо быстрее, а, значит, и менять их приходится намного чаще.

Стиль езды водителя значительно влияет на скорость износа элементов дисковых тормозов. Если водитель часто прибегает к интенсивному торможению после разгона, колодки и диски испытывают повышенные нагрузки, быстро изнашиваются и выходят из строя.

Существуют и другие причины быстрого износа дисковых тормозов, не зависящие от манеры вождения. Износ тормозного диска зависит также от качества используемых колодок и от их состава. Выбирать качественные изделия для ремонта намного проще, чем определять состав как самих колодок, так и тормозных дисков. У каждого производителя этих элементов этот состав свой, к тому же он полностью засекречен — в этом и заключается вся сложность. Тем не менее, зачастую тормозные колодки и диски не совместимы друг с другом. Несовместимость проявляется в неэффективном торможении, в появлении посторонних неприятных шумов и в преждевременном износе тормозного диска.

Ремонт тормозных дисков или их полная замена необходимы в следующих случаях:

  • диск деформирован (как результат, возникновение вибрации и снижение эффективности торможения);
  • образование глубоких борозд и бортиков на всей рабочей поверхности диска;
  • уменьшение толщины диска до критических значений (1-3 мм);
  • иные повреждения тормозного диска, ухудшающие эффективность торможения.

Ремонт тормозных дисков

На иллюстрации: трещина в тормозном диске (1); появление бортика (2); образование борозд и неровностей на поверхности диска вследствие его неравномерного износа (3).

Особенности эксплуатации и ремонта дисковых тормозов автомобиля

Дисковая тормозная система включает в себя тормозной диск и суппорт с одним или несколькими рабочими цилиндрами. Тормозные суппорты в общем случае могут быть плавающими и фиксированными. Крепление плавающего суппорта осуществляется напрямую к поворотному кулаку либо к специальному кронштейну при помощи направляющих пальцев. С одной стороны этого суппорта расположены рабочие поршни либо только один поршень.

Типы тормозных суппортов

При нажатии на педаль тормоза усилие передается тормозной жидкости, а затем поршню, прижимающему в итоге внутреннюю колодку к диску. Упираясь в тормозной диск, поршень дает возможность суппорту перемещаться вместе с наружной колодкой.

Читайте также!

Фиксированный суппорт имеет другую конструкцию. Им в обязательном порядке снабжаются все транспортные средства — от легкового автомобиля до самолета. Данный суппорт, имеющий поршни с обеих сторон, жестко крепится к поворотному кулаку. Развиваемое в дисковом тормозе усилие способно полностью затормозить машину массой 2 т со скорости 100 км/ч на расстоянии 35 м. Таким образом, в сравнении с плавающими, фиксированные механизмы создают гораздо большее усилие, но и стоимость их значительно выше. К тому же фиксированный суппорт обладает довольно приличный массой. Но если первостепенное значение имеет быстрое и эффективное торможение, выбор делается именно в пользу фиксированного механизма.

Ремонт суппорта любого типа связан с одинаковыми проблемами. И в том, и в другом случае суппорт постоянно контактирует с водой и грязью, из-за чего возможно разрушение имеющихся в поршнях уплотнительных манжет. Это может привести к заклиниванию поршня в суппорте дискового тормоза. Для замены предлагаются готовые комплекты для ремонта со специальной смазкой, устойчивой к высоким температурам.

Тормозные колодки считаются расходным материалом. Они состоят из металлической пластины и наклеенной на нее фрикционной накладки. Хотя существующие в продаже колодки могут различаться размерами и формой, их функция всегда одинакова. Фрикционные накладки изготавливаются, как правило, из керамики и углеволокна.

Фрикционные накладки

Современные автомобили снабжаются датчиком износа, который крепится на одной из внутренних тормозных колодок. Датчик представляет собой обыкновенную пружину. По мере истирания колодки эта пружина в конце концов начинает соприкасаться с тормозным диском, издавая неприятный скрип и предупреждая о необходимости ремонта дискового тормоза.

Сами тормозные диски в наиболее дешевом исполнении изготавливаются из чугуна. Для бюджетного автомобиля типа Hyundai Accent в стандартных условиях эксплуатации это вполне приемлемый вариант. Чугунные диски имеют характерные недостатки — они изнашиваются и коробятся. Износ, иногда неравномерный, возникает вследствие трения.

На поверхности диска со временем образуются тонкие борозды, создаваемые абразивным трением мелких частиц пыли. Нужно в данном случае смотреть на глубину этих борозд. Если глубина превышает нормативное значение, диск потребуется протачивать, а в случае невозможности ремонта — производить замену диска.

Коробление возникает в результате перепада температур: нагрев и расширение материала диска при торможении и остывание при отпущенной педали тормоза. Плавный и незначительный процесс нагрева-остывания не оказывает сильного негативного воздействия. Длительное же и при этом резкое торможение и последующее охлаждение диска, например, брызгами воды из лужи, приводит к необратимой деформации (короблению). В дальнейшем торможение с таким диском будет вызывать вибрации. Если коробление не критическое, деформированный тормозной диск можно выровнять.

Диагностика неисправностей и способы ремонта дисковых тормозов

В случае трения тормозных колодок о диск:

Признак неисправности

Возможная причина

Способ устранения

Наблюдается постоянное трение колодок о диск.

Сильное загрязнение колодок.

Неисправность зачастую самоустраняется после выезда автомобиля на чистую поверхность. Помогает также самостоятельная очистка колодок и промывка их водой.

Калипер дисковых тормозов не отрегулирован: тормозные колодки находятся на разном расстоянии от диска.

Положение калипера следует отрегулировать.

При вращении колеса колодки задевают диск.

Калипер дисковых тормозов не отрегулирован: тормозные колодки находятся на разном расстоянии от диска.

Положение калипера следует отрегулировать.

Деформация диска, его неправильная установка.

Необходимо выправить диск либо правильно его установить.

Задевание колодок за диск при совершении маневров.

Передняя вилка недостаточно жесткая.

Проблема не критичная и не требует ремонта. При желании устраняется дополнительным затягиванием эксцентрикового зажима.

Люфт колесной втулка.

Люфт необходимо устранить.

Положение калипера после регулировки не фиксируется. Через некоторое время после работы дисковых тормозов колодка снова задевает диск.

Ослабление возвратной пружины

Произвести замену возвратной пружины. Запасной комплект пружин иногда продается вместе с колодками.

Происходит трение колодки о диск и уменьшение хода тормозной рукояти при наружной отрицательной температуре. Трение пропадает при положительной температуре.

Загустение тормозной жидкости. Как следствие, недостаточное усилие пружины для возврата тормозных колодок в исходное положение.

Произвести замену тормозной жидкости.

В случае слабой работы дисковых тормозов:

Признак неисправности

Возможная причина

Способ устранения

Слабое и вялое торможение. Ручка тормоза при этом не проваливается.

Износ колодок или диска.

Произвести замену изношенных деталей.

Использование новых, не притертых тормозных колодок.

Для притирки колодок требуется проехать 40-100 км, после чего проблема пропадает.

Налипание грязи или масла на поверхности колодок или диска.

Выполнить ремонт диска и колодки путем их прогрева, мягко притормаживая на спуске или вращая педали.

Слабое и вялое торможение. Ручка дискового тормоза при этом проваливается, упираясь в руль.

Попадание воздуха в гидравлическую тормозную систему.

Выполнить прокачку дисковых тормозов.

Не отрегулированный по длине трос в механической тормозной системе.

Выполнить регулировку троса.

Внезапное «проваливание» рукояти дискового тормоза до руля при длительном торможении.

Вскипание тормозной жидкости и перегрев калипера.

Произвести замену тормозной жидкости.

В случае появления посторонних шумов при торможении:

Признак неисправности

Возможная причина

Способ устранения

При торможении возникают скрипы и скрежет.

Попадание влаги на тормозной диск.

Выполнить просушку диска и колодки, мягко притормаживая на спуске или вращая педали.

Износ колодки или диска.

Произвести замену изношенных деталей.

Как осуществляется ремонт суппорта дискового тормоза

ремонт суппорта дискового тормоза

Порядок действий при ремонте суппорта дискового тормоза следующий:

  1. Из поршня извлекается промежуточная пластина.
  2. Оставшаяся в суппорте тормозная жидкость сливается.
  3. Оценивается состояние направляющих пальцев и защитных чехлов. Элементы должны быть без повреждений (трещин, разрывов, неровной поверхности пальцев). Поврежденные детали подлежат замене.
  4. Поршень извлекается из суппорта путем выталкивания отверткой или сжатым воздухом. Выполнять операцию следует с осторожностью, так как поршень может вылететь с большой скоростью. Во избежание травмирования и повреждения поршня между его корпусом и скобой лучше подложить отрезок ветоши или деревянный брусок.
  5. При использовании сжатого воздуха он подается малым давлением в отверстие для поступления тормозной жидкости.
  6. Поршень полностью извлекается из цилиндра.
  7. Затем удаляется пыльник.
  8. Из проточки цилиндра плоской отверткой аккуратно, не повреждая зеркало цилиндра, вынимается уплотнительная манжета.
  9. Поршень и поверхности цилиндра очищаются от загрязнений и остатков жидкости.
  10. Поршень и цилиндр в процессе ремонта проверяются на отсутствие царапин, признаков износа и коррозии. В случае обнаружения таковых производится замена деталей.
  11. Уплотнительная манжета и поршень перед обратной сборкой смазываются чистой тормозной жидкостью.
  12. Затем новая манжета устанавливается в проточку цилиндра, а новый пыльник — на поршень.
  13. Поршень аккуратно вставляется обратно в цилиндр суппорта. Буртик пыльника при этом должен расположиться в соответствующей проточке цилиндра.
  14. Далее поршень утапливается в цилиндр суппорта до упора.
  15. Затем выполняется сборка суппорта в обратном порядке.

Подробная инструкция по ремонту задних дисковых тормозов

Ремонт задних дисковых тормозов

Ремонт практически любого автомобильного механизма или любой детали сегодня подробно описан в различных инструкциях и отчетах, которые без проблем можно найти в открытом доступе. А официальным руководством по ремонту ELSA может воспользоваться каждый второй водитель.

Но даже самые подробные и наглядные инструкции не учитывают множество нюансов, связанных с ремонтом дисковых тормозов автомобиля. В этом случае необходим немалый опыт в ремонте и эксплуатации. Самое важное — нужны определенные знания о том, как та или иная деталь должна выглядеть.

Известную каждому водителю процедуру снятия элементов дисковых тормозов мы опустим и перейдем сразу к их проверке перед сборкой.

В первую очередь осматривается пыльник, располагающийся на поршне суппорта. Нужно убедиться в отсутствии даже самых мелких отверстий, способных привести к неправильному функционированию задних дисковых тормозов.

Перед сборкой поршень утапливается на новые тормозные колодки при помощи специального устройства, одновременно толкающего и придающего крутящий момент. Чтобы пыльник в процессе этого не скрутился, желательно его приподнять шлицевой отверткой над канавкой и сделать отверткой круговое движение.

Если уже заправленный в канавку пыльник перекосился, его необходимо снова подправить отверткой, удалив из-под пыльника лишний воздух.

Читайте также!

Тормозные диски в процессе ремонта проверяются по их толщине и общему состоянию рабочей поверхности.

Тормозные диски

Для подавляющей части тормозных дисков их изготовители (в том числе TRW) устанавливают допустимое изменение толщины, составляющее 2 мм. Если ширина рабочей, отполированной поверхности диска меньше ширины тормозной колодки, такой диск нуждается в замене. Но перед этим следует выяснить причину неравномерного износа. Диски, не нуждающиеся в ремонте, перед установкой рекомендуется очистить от грязи и следов ржавчины с внутренней стороны. Крупные куски грязи аккуратно сбиваются молотком. Окончательно диск шлифуется установленной на дрель корщеткой.

Увеличить долговечность ступичному подшипнику можно:

  • очистив поверхности для крепления скоб суппортов;
  • удалив загрязнения с поверхности самой ступицы.

Для обязательного предварительного обезжиривания тормозного диска рекомендуется использовать специальные химические средства.

Диск крепится фиксирующим болтом с небольшим усилием, равным 3 Нм. Болт используется лишь для более удобного монтажа и окончательно притягивается колесными гайками. Важно в процессе ремонта дискового тормоза этот болт не перетянуть, иначе открутить его потом будет сложно.

Далее перейдем к скобам. Для начала следует проверить направляющие на предмет целостности чехлов и подвижности пальцев.

Зачастую палец закисает, что приводит к неравномерному износу как внутренней, так и наружной колодок. В данном случае скобу лучше заменить, хотя иногда можно обойтись и меньшими затратами. Обычно ремонт производится путем постепенного расшатывания пальца, но при этом вынимать палец полностью все же необходимо.

Пальцы могут иметь разные размеры (длину и диаметр) — так и должно быть, не стоит этого бояться. Основные неполадки скоб суппорта связаны со значительными температурными перепадами, действующими на весь данный узел. Как правило, либо пересыхает смазка, либо в данную зону попадает вода.

Тормозной диск

В процессе ремонта дискового тормоза следует выполнить очистку как самого пальца, так и колодца, в котором двигается данный палец. Очистка проводится с использованием специальной развертки либо более простым способом: берут сверло подходящего диаметра (равного диаметру пальца или чуть больше) и, используя сверло как фрезу, очищают им внутренние поверхности. После этого очищенные поверхности промываются и продуваются.

Затем требуется очистить место крепления пыльника и смазать его. Для этого рекомендуется использовать специальную смазку (к примеру, G000650 либо аналогичную). Смазывание осуществляется поступательными движениями с одновременным вращением. Выступившие излишки масла удаляются.

Далее строго в определенные места надеваются пыльники и вставляются пальцы.

Пыльники

Что касается самих скоб, между ними и тормозными колодками в современных автомобилях прокладываются пластины, защищающие рабочие поверхности от износа. Поверхности, к которым прикладываются пластинки, нужно также очищать в процессе замены тормозных колодок, при ремонте дискового тормоза либо просто при замене скоб. Иначе колодки будут быстрее или неравномерно изнашиваться.

Затем оцениваются привалочные поверхности — они должны быть чистыми. Параллельно с этим стоит оценить состояние расположенных рядом деталей и узлов, не участвующих напрямую в ремонте дисковых тормозов автомобиля:

  • тросы ручного дискового тормоза;
  • шланги тормозной системы.

Эти элементы также подлежат замене, если это необходимо.

Итак, тормозной диск установлен и зафиксирован, а скоба прикручена. Далее ставятся новые колодки вместе с новыми либо тщательно очищенными пластинками.

В процессе ремонта при установке колодок важно убедиться в правильности их расположения. Затем крепится суппорт с использованием только новых болтов, которые имеют фиксатор резьбы. Если же новых болтов нет и колодки установлены старые, рекомендуется применять жидкий блокиратор.

Блокиратор

Отдельное внимание следует уделить проверке и регулировке ручного тормоза. Рычаг, управляемый тросом, должен либо полностью касаться упора, либо быть от него на расстоянии максимум 1,5 мм. С дополнительным натягиванием троса работа ручного тормоза только ухудшится. Поэтому при обнаружении неисправности следует проверить сам механизм дискового тормоза и ручник, который должен без особых усилий подниматься и опускаться.

На заключительном этапе ремонта устанавливаются суппорт и колесо. Колесо следует вручную прокрутить, чтобы убедиться в отсутствии посторонних звуков и биения.

В завершении проверяется работа дисковых тормозов путем многократного нажатия на педаль тормоза и оценивается уровень тормозной жидкости. Часть ее в большинстве случаев выходит наружу в процессе проталкивания поршня. Излишки жидкости нужно удалить.

Читайте также!

Технология ремонта дисковых тормозов путем проточки

В прежние времена деформированные диски отправлялись на свалку. Лишь в редких случаях умелые токари брались за проточку дисков, используя для этого соответствующее оборудование. Примерно 15 лет назад эти станки начали закупаться небольшими автосервисами гаражного типа. И только с появлением современного оборудования проточка тормозных дисков стала доступна в официальных сервисных центрах, причем, за относительно небольшую цену. Иногда эта услуга обходится в несколько раз дешевле замены дисков на новые.

На сегодняшний день существует 2 типа станков для проточки. В каждом случае станок крепится непосредственно к ступице дисковых тормозов.

Технология ремонта дисковых тормозов

Первый тип объединяет станки, выполненные в едином узле и соединяющиеся со ступицей колеса через специальный переходник. Данное оборудование достаточно дорогое, но при этом обеспечивающее наилучшую точность ремонта. Более дешевые устройства, принадлежащие ко второму типу, снабжены отдельным блоком с резцами. Резцы крепятся к скобе суппорта дискового тормоза, и это занимает больше времени, чем в первом случае.

Принцип у всех станков один: ступице придается вращение при выключенном двигателе и нейтральном положении коробки передач, за это время резцы проделывают путь по ширине диска подобно игле граммофона. За один такой проход с каждой стороны диска снимается примерно по 20 мкм металла. Затем резцы переставляются, и процесс повторяется. Как правило, для полной обработки хватает 2-3 прохода. При этом сначала снимаются фаски, появившиеся в результате трения тормозных колодок. Таким образом уменьшается нагрузка на рабочие органы станка и обеспечивается качественный ремонт.

Перед началом обработки необходимо внимательно осмотреть тормозные диски и подвеску автомобиля. Если у подшипника ступицы обнаружен люфт или перекаты, проточку делать нельзя. Болтающийся при вращении диск не даст возможность ровно его проточить. Подшипник подлежит замене даже при появлении шума во время его работы. Причем, менять его нужно перед проточкой. Замена подшипника после обработки не даст гарантии идеально ровной установки ступицы дискового тормоза вместе с только что проточенным диском.

Также нужно проверить толщину тормозного диска, отсутствие коррозии на его поверхности и степень биения. Протачивать слишком тонкие диски нельзя — они уже слишком восприимчивы к любой тепловой нагрузке. Конкретное значение минимальной толщины будет разным в зависимости от модели изделия и размера механизмов тормозов. Биение тормозного диска определяется с помощью индикатора путем измерения толщин по нескольким радиусам и вычисления разностей между ними. Максимально допустимая разница равна 0,05 мм. Диск, пораженный глубокой коррозией, протачивать запрещается по причине того, что после такого ремонта его толщина может быть слишком малой.

Толщина тормозного диска

Проточка диска в процессе ремонта дискового тормоза требует замены тормозных колодок. Старые колодки испортят проточенный диск. Чтобы убедиться в этом, достаточно потереть колодку о наждачную бумагу на ровной поверхности. В результате на этой поверхности появятся различимые впадины.

Стоимость ремонта одной оси составляет как минимум 2000 рублей. Желательно обрабатывать именно 2 диска для сохранения баланса тормозов.

К примеру, проточка пары дисков Volvo XC90 первого поколения сегодня стоит 2500 рублей. Сюда входит также замена тормозных колодок. На весь процесс уходит примерно 1,5 часа. Для сравнения: один новый тормозной диск для этого автомобиля стоит порядка 4000 рублей. Для более бюджетных моделей стоимость нового изделия не сильно упадет. Наконец, любые запчасти на вторичном рынке, даже оригинальные, менее качественны по сравнению с комплектными деталями. Итак, преимущества проточки перед полной заменой дисков очевидны. Важно для выполнения ремонта пользоваться услугами специализированных автосервисов, обладающих современным оборудованием и большим опытом подобной работы. Да и цены в этих СТО ниже, чем у многих официальных автодилеров.

Тормозные диски изготавливаются, как правило, из чугуна. Это наиболее распространенный, но достаточно капризный материал. Резкие температурные перепады изменяют объем, твердость чугуна и даже его структуру. Из-за этих особенностей рабочие поверхности чугунных дисков подвергаются сильным деформациям. Композитные и керамические изделия более устойчивы к короблению, показывают лучшую стабильность и качество торможения, но и стоят они гораздо дороже.

Обе поверхности тормозного диска не защищены от воды, щиток диска в этом смысле не спасает. Подвергающийся воздействию воды чугунный диск может испытывать резкое температурное охлаждение, и есть риск повреждения внутренней структуры чугуна. При проточке во время ремонта верхний поврежденный слой металла снимается, однако этот процесс не защищает диск от нового коробления после пары резких торможений и проездов по луже. Такое происходит в 5% случаев. Степень повреждений может оценить лишь опытный специалист, ориентируясь на изменение характерного звука резцов при проточке.

Поверхности тормозного диска

Внутренняя поверхность диска обычно страдает сильнее наружной на автомобилях, снабженных суппортами с плавающей скобой на дисковых тормозах. В этом случае тормозить начинают сначала внутренние колодки. Соответственно, нагреваются внутренние поверхности сильнее и быстрее требуют ремонта.

Биение дисков на передней оси определяется по вибрирующему рулю, а на задней — по вибрации педали тормоза и всего кузова. Из-за большей нагрузки передних дисков они чаще задних испытывают температурные перепады, в то время как тормозные диски задней оси больше подвержены коррозии. Чем выше температура воздуха и чем сильнее нагревается поверхность диска, тем больше расширяется металл и, соответственно, отчетливее проявляются вибрации. Зимой при низких температурах биение в некоторых случаях пропадает полностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *